Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Автопилот


Жизнь Замечательных Машин
Номер 012 от 07-03-95
Полоса 040
 Крылатая ракета 300 SL
Mercedes-Benz 300 SL Gullwing


       Впервые явившись миру на нью-йоркском автосалоне 1954 года, этот автомобиль сразу же завладел вниманием публики. Он был не таким массовым, как VW Beetle, -- цена не та, да и класс повыше. Он не имел такой славной и продолжительной истории, как Porsche 911, -- все-таки Mercedes-Benz не та фирма, которая на протяжении более 30 лет может выпускать стремительного уродца. И не было в Америке середины 50-х годов человека, который не мечтал бы иметь Mercedes-Benz 300 SL. Ведь на нем ездил сам Элвис Пресли!
       
Gullwing
       Как ни странно, эпоха рок-н-ролла сыграла на руку такой солидной фирме, как Mercedes-Benz. Молодые люди того времени, воспринимающие эту музыку исключительно как нечто бунтарское, достаточно быстро успокоилась. За ними были другие протестующие рок-н-рольщики -- хиппи, панки, но все это случилось позже и закончилось так же быстро.
       Видимо, сейчас уже мало кто помнит, что король рок-н-ролла Элвис Пресли, будучи на вершине успеха, пошел служить в армию. Хулиган, вечно пинаемый прессой за непристойные движения на сцене, вдруг стал солдатом. Чем вызвал бурю негодования у старых поклонников и приобрел много новых. Служить Элвису пришлось в Германии, где он ездил как раз на родстере Mercedes-Benz 300 SL.
       Справедливости ради стоит отметить, что этот автомобиль у короля рок-н-ролла был не самым любимым -- он стоял на втором месте после известного золотого Cadillac (теперь этот автомобиль, выкрашенный в белый цвет, стоит в Зале славы музыки кантри в Нэшвилле, штат Теннесси). Еще у него была такая редкая машина, как De Tomaso Panthera, но ее Элвис быстро разбил -- видимо, оказалась для него слишком резва.
       Естественно, что все поклонники Элвиса хотели иметь такую машину, как у него. В случае с Caddy все было понятно -- если у самих фанатов на такой автомобиль денег не хватало, то его можно было спокойно одолжить у родителей (своих или друзей) для выездов на party. С "трехсотым" было гораздо сложней. Во-первых, мало кто из молодых людей мог позволить себе такую машину. Во-вторых, даже их родители зачастую не потянули бы такую покупку -- европейские машины всегда ценились в Америке дороже, чем собственные. Тем более если это Mercedes. А уж если это спортивное купе!
       В конце концов, за несколько лет Mercedes-Benz 300 SL стал настолько популярен, что преуспевающий артист, врач, адвокат, не имеющий такого автомобиля, мог не надеяться приобрести вес в обществе. А уж кинозвезды были просто обязаны иметь такую машину.
       Разумеется, что не только быстро создавшийся культ вокруг Mercedes-Benz 300 SL привлек к этому автомобилю покупателей. "Трехсотый" был на голову выше своих конкурентов (Chevrolet Corvette, Ford Thunderbird, Jaguar XK150) как в техническом плане, так и по дизайну. По стоимости он их также превосходил на несколько порядков -- один 300 SL стоил столько же, сколько три Jaguar XK150.
       Дизайн "трехсотого" оказался очень удачным. Он сочетал в себе прелесть и напористость настоящего спортивного автомобиля и удобство и практичность дорожного. Правда, пропорция была неравной -- все-таки прототип был гоночным, поэтому и серийный Mercedes-Benz 300 SL автомобиль больше гоночный, чем дорожный.
       В частности, это касалось посадки в автомобиль. Она больше напоминала посадку в болид, чем в нормальную машину. Высота порога была очень большой (58 см), и залезать приходилось следующим образом: сесть на широкий порог, занести в салон ноги, стараясь не удариться о стойку двери, а затем проскользнуть под рулевое колесо. Кстати, его перед этим нужно было откинуть, повернув специальный барашек.
       А какие у этого автомобиля двери! Их форму и стиль определили пространственная рама и кузов автомобиля. Двери крепились петлями к середине крыши и распахивались вверх. Такое решение позднее часто встречалось на концепткарах, но попробуйте вспомнить хоть один серийный автомобиль с подобными дверями! И именно из-за дверей, которые имеют S-образную форму, Mercedes-Benz 300 SL получил такое романтическое прозвище Gullwing (в переводе с английского -- крыло чайки).
       Среди технических новшеств в Mercedes-Benz 300 SL самое основное -- первый система впрыска топлива на серийном автомобиле. В то время она была механической, а производил ее Bosch.
       
Gullwing и спорт
       Спортивная история Gullwing, как ни странно это для нас сейчас, началась раньше его выхода на авторынок. Mercedes-Benz 300 SL появился на свет в 1954 году (его заводское обозначение -- W198), а за 2 года до этого на трассах соревнований появился гоночный Mercedes W194. В отличие от обычного варианта, кузов W194 был алюминиевый (у серийной машины -- стальной). Было сделано 29 штук. У автомобиля была очень легкая, всего 50 кг, пространственная рама, выполненная из тонких трубок диаметром 25 мм. К тому же она была очень жесткой на изгиб и кручение, что, собственно, для гоночного автомобиля важнее ширины. Именно это и почувствовали впоследствии владельцы Mercedes-Benz 300 SL -- салон был тесноват.
       Удачная конструкция прототипа и его победы на спортивных трассах определили успех серийного образца. W194 очень приглянулся Америке, и через 2 года после появления спортивного прототипа на автосалоне 1954 года в Нью-Йорке был представлен Mercedes-Benz 300 SL.
       Такого блестящего дебюта, тем более по другую сторону Атлантики, Mercedes-Benz не знает до сих пор. Более того, руководство спортивного отдела Mercedes-Benz в то время решает, что опыт новейших технологий, отработанный на Mercedes-Benz 300 SL, вполне достоин применения в тогда только что зарождавшихся соревнованиях класса Formula-1 -- к существующей тогда машине этого класса добавили достоинства W194 и W198.
       Может быть, случайно, а может быть и нет, но в сезоне 1955 года произошла жуткая авария, хуже которой мир автоспорта, пожалуй, и не знал. Ее виновником стал Mercedes-Benz 300 SLR -- автомобиль, созданный в 1955 году для 24-часовых гонок на основе двигателя "формульной" машины и шасси Gullwing. После этой аварии Mercedes-Benz надолго, почти на 40 лет покончил с автоспортом.
       Трагедия произошла 11 июня во Франции во время 24-часовой гонки в Le Mans. Приведем слова свидетеля, главного редактора английского журнала The Motor Кристофера Дженнингса (Christopher Jennings):
       "18.30 -- автомобили прошли 34 круга и должны были дозаправляться. Из-за поворота White House вылетел Austin-Healey Маклина (Macklin), а следом -- темно-зеленый Jaguar Хоуторна (Hawthorn), чуть позади шел Mercedes, мы все думали, что это Фанхио (Fangio). На пути к питам Jaguar обогнал зеленый Austin-Healey, затем свернул вправо и резко затормозил перед питом. Мгновенно наступил хаос. Austin-Healey вылетел на дорогу перед Mercedes, тот ударил его, и Austin-Healey закрутило. Mercedes пролетел по воздуху в облаке пыли и упал, но его тут же подбросило вновь и, распавшись в воздухе на куски, он рухнул, объятый белым пламенем.
       -- Боже, Фанхио, -- крикнул я одному из судей. -- Пойду взгляну, что случилось. И я спустился по лестнице на землю. Взвод французских полицейских уже пробирался сквозь толпу к месту катастрофы, и я последовал за ними.
       -- Кто там был? -- спросил я полицейского.
       -- Фанхио, -- ответил он.
       Я вернулся к башне, забрался на платформу и сообщил обо всем, что видел и слышал. Лишь много позже мы узнали, что это был Mercedes Левега (Levegh), а не Фанхио.
       Левег врезался сзади в Austin-Healey, автомобиль Маклина закрутился, а Mercedes отнесло к поручням безопасности, через которые он перелетел и упал на бетонный парапет пешеходного туннеля. Затем он развалился, и передняя подвеска с массивными барабанными тормозами, летевшая впереди, врезалась в толпу зрителей. Самого Левега выбросило раньше, и он погиб мгновенно".
       Как потом выяснилось, эта авария унесла жизни 83 человек. В прессе гонщиков частенько стали называть маньяками, а за "железным занавесом" долго крутили ролики про жестокий спорт, где спортсмены -- гладиаторы и заложники мира чистогана.
       
Gullwing и мы
       Хоть и существует такая печальная нота в истории Mercedes-Benz 300 SL, касается она только его гоночного собрата. Обычная версия этого автомобиля достаточно спокойна и в меру строга. С чем и посчастливилось познакомиться летом 1994 года одному из наших корреспондентов (поскольку он был без фотографа, его любительские снимки вышли темноватыми).
       Старый Mercedes-Benz 300 SL требует к себе отношения весьма почтительного. Как правило, все Mercedes-Benz -- машины, хотя и сложные технически и мощные, но просты в обращении. Это не Ferrari, Maserati или старые Jaguar. Mercedes-Benz 300 SL 1954 года среди всех штутгартских автомобилей -- счастливое исключение.
       В Gullwing залезть непросто. Стоит взяться за дверную ручку -- и "крыло" уходит вверх, открывается, поражая своим легким весом. Но, открывая ее, есть реальная возможность получить по зубам.
       Про посадку и говорить не хочется. Если вы никогда не проникали внутрь гоночного автомобиля, вам этого не понять. Mercedes-Benz 300 SL образца 1954 года дает гораздо меньше свободы, нежели его собрат 1993 модельного года с индексом SEL.
       Приборная доска хоть и из прошлого века, но вполне читаема. Раздражает лишь обилие хрома, который на солнце уж слишком бликует. Поразило и то, что кнопка звукового сигнала расположена напротив пассажира.
       Многие из нынешних водителей, занимающиеся автотюнингом, покупают деревянные рули и головки рычага переключения передач. Здесь такое пижонство исключается -- эти детали сделаны под слоновую кость, и менять их на другие просто глупо.
       Два сиденья, по тем меркам анатомических, хотя и не обеспечивают должной степени боковой поддержки, тем не менее, вполне удобны. За сиденьями -- салонный багажник, вмещающий два дорожных чемодана. Пространства же наружного багажника хватает лишь на запаску.
       С запуском двигателя не возникает никаких проблем. Звук запустившегося мотора этого автомобиля описать невозможно -- лучше его хоть раз услышать.
       В городе Mercedes-Benz 300 SL ведет себя вполне мирно -- за его рулем у меня не было такого мандража, как на Porsche 911, все реакции автомобиля вполне прогнозируемы. Хотя одно замечание все-таки нашлось. Оно касается неадекватной реакции на педаль газа. Для солидного ускорения с малого хода необходимо сильное нажатие на педаль газа. То есть двигатель надо как бы подтолкнуть. Зато потом раздается такой вой, что просыпаются все сигнализации припарковавшихся неподалеку машин.
       Для нормального передвижения по городу хватает одной трети хода педали газа. А раскрутить 3-литровый движок до предела можно только за городом. Причем подхват двигателя чувствуется даже в самом конце шкалы тахометра, на самых высоких оборотах.
       Стандартный двигатель Mercedes-Benz 300 SL выдает 240 л. с. Некоторые другие модификации оснащались моторами с более высокой компрессией, другими распредвалами и иными схемами газораспределения. Кроме того, на штатных Mercedes-Benz 300 SL по заказу заменялась главная передача, в результате максимальную скорость могла возрасти до 240 км/час против стандартных 215.
       Кроме города, выдалась возможность попробовать этот автомобиль и на полигоне, на абсолютно пустой трассе. На малых и средних ходах Mercedes-Benz 300 SL ведет себя очень ровно и плавно, что даже неожиданно для такого мощного автомобиля. Но стоит чуть ошибиться со скоростью в повороте -- и поведение Mercedes-Benz 300 SL становится очень похожим на Porsche 911, когда тяжелая задняя часть и задние ведущие колеса провоцируют занос задней оси.
       Стоит отметить и вялость рулевого управления (это касается только больших скоростей) и не слишком хорошую избирательность переключения передач. К тому же сказываются недостатки барабанных тормозов.
       
Gullwing сейчас
       За время выпуска Mercedes-Benz 300 SL претерпел массу изменений. У него появились модификации с менее мощными двигателями. Один из самых серьезных и забавных недостатков был устранен с началом серийного выпуска -- рычаг КПП, взятый от седана того времени, в положении включенной первой передачи упирался в руль. На протяжении 10 лет выпуска модель получила более 10 модификаций. Но самым престижным остается лишь Mercedes-Benz 300 SL самого первого выпуска.
       В наше время купить такой автомобиль достаточно просто -- все зависит от суммы, которой можно пожертвовать ради этого чуда. Необходимо минимум тысяч десять долларов -- для того, чтобы получить сам автомобиль в плохом состоянии, а также списаться с зарубежными клубами, с помощью которых можно найти запчасти. Другой путь -- купить машину на аукционе, с максимальной предпродажной подготовкой, которая позволит около года без проблем ездить на Mercedes-Benz 300 SL. Такая покупка сможет обойтись минимум в $100 тыс. После этой границы цены могут расти в зависимости от того, кто из знаменитостей ездил на этой машине.
       
Дмитрий Носков
Денис Орлов
       
       
Телефон Mercedes-Benz Enthusiasts' Association в Великобритании: (0782) 812-624.
       
Телефон аукциона Coys of Kensington в Великобритании (071) 584-7444.
       
       При заводском музее Mercedes-Benz в Штутгарте существует единственная в мире сервисная станция по обслуживанию 300 SL. Телефон этой станции -- (0711) 178-3453.
       
На главную страницу номера
© 2000-2019 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru