СПЕЦНАЗ
Боевые машины Чукотки
Читатели часто упрекают нас в невнимании к произведениям отечественной
автопромышленности. Дескать, народ наш, сами знаете, на чем ездит, а вы...
В стремлении исправить эту досадную ошибку редакция решила пойти еще
дальше. Значительная часть территории нашей страны - зона вечной мерзлоты. А
посему, поменяв штиблеты на валенки, корреспонденты "Автопилота" отправились в
Заполярье.
Тяжелая бронетехника
ДМИТРИЙ БАРИНОВ, фото автора
Коренное население самого удаленного от Москвы региона России - Чукотского
автономного округа - очень любит смотреть телевидение. И лишь трансляции
авторалли по бездорожью стран Азии и Африки вызывают у представителей
малочисленных народов Севера раздражение. "Ну разве в Африке бездорожье? -
возмущаются аборигены. - Эти бы "лендроверы" в нашу тундру""
Там, где никогда не было и не будет обычных дорог, а средняя температура
воздуха десять месяцев в году - минус 30, есть лишь один "проходимец".
Проверенный временем вездеход советских времен - "ГАЗ-71". Оснащенный
двигателем от "ГАЗ-66", огромный, чем-то напоминающий БМП, монстр на
гусеничном ходу. Именно ему принадлежит слава уничтожения северной природы:
проехав по тундре летом, вездеход оставляет за собой мертвый след, не
зарастающий долгие годы.
На зарубежных внедорожниках "новые чукчи" щеголяют лишь по столице Чукотки
- Анадырю, общая протяженность улиц которого не превышает нескольких
километров. Все остальные маршруты - исключительно на легендарном "автомобиле"
полярников. Говорят, недавно какие-то "отморозни" пытались покорить тундру на
мощных "уралах" с широкой резиной, однако больше полутора километров в сутки
никто из них проехать не смог. Не выдержали испытания Чукоткой и знаменитые
канадские вездеходы с гусеницами выше крыши - сломались на второй день.
Поездка в тундру на вездеходе для человека, впервые попавшего на Север, -
настоящее событие. Корреспонденту "Автопилота" посчастливилось в апреле
прокатиться на "ГАЗ-71" по одному из самых крутых маршрутов - от поселка
Лаврентий до льдов Берингова пролива.
Ревя и подскакивая на кочках, гусеничный монстр уносил меня в белое
безмолвие. Вскоре забываешь и про безумную тряску, и про мороз - в тундровом
танке становится тепло и уютно. Особенно если перед поездкой принять в
профилактических целях граммов сто пятьдесят. Кажется, что вездеход несется с
запредельной скоростью, на самом же деле он делает едва ли больше 40
километров в час.
Однако у таких прогулок есть свои минусы, на которые северяне не обращают
внимания. Выхлопные газы до краев наполняют "салон", и если вовремя не
проветрить машину, начинает болеть голова. Еще одно неудобство - практически
полное отсутствие обзора из пассажирского отсека.
Щупальца капитализма дотянулись недавно и до Чукотки - и купить вездеход
здесь теперь также просто, как машину в Москве. Торгуют, разумеется, в
основном подержанной техникой. Например, "ГАЗ-71" в хорошем состоянии можно
приобрести всего за пять-шесть тысяч долларов. Только обслуживание "боевой
машины Чукотки" влетит счастливому танкисту в копеечку. Еще бы, на аппетит
вездеходы не жалуются. В среднем они пожирают 150 (!) литров 76-го бензина на
"сотню". И это бы не беда, если бы не астрономические цены на топливо в этой
северной глубинке. За литр бензина владельцы вездеходов вынуждены выкладывать
до 60 (!) тысяч рублей. Словом, одна поездка в тундру обойдется примерно во
столько же, сколько перелет из Москвы в Берлин.
"А что делать, - разводят руками местные жители. - Без вездехода мы здесь
как без рук. Приходится ставить на машины дизельные "движки". В отличие от
бензина с соляркой здесь проблем нет".
И правда, в советские времена щедрые геологи оставили в тундре несколько
тысяч бочек с дизельным топливом. Коротким северным летом, когда сходит снег,
аборигены отправляются на поиски черного золота. С пустыми руками не
возвращаются.
Несмотря на полное отсутствие дорожного движения на Чукотке водители
вездеходов все же умудряются попадать в разные передряги. В прошлом году,
например, один из них, заблудившись, заехал прямо в Берингово море. Не
выдержав многотонную махину, толстый лед проломился, и машина очутилась в
ледяной воде. Водитель не растерялся и успел перевести вездеход на режим
"амфибии" Карты спутали сидевшие в заднем отсеке пассажиры. Испугавшись, они
распахнули люк. Вездеход мгновенно заполнился водой и пошел на дно. Шансов
спастись ни у кого из находившихся в нем восьми человек практически не было.
Впрочем, гораздо чаще гусеничные монстры просто застревают в тундре.
Потерявшись во время пурги или заглохнув в снегах, "техпомощи" ждут от
нескольких суток до двух недель. Замерзнуть во время этих ожиданий - проще
простого. Поэтому люди опытные отправляются в поездки на двух вездеходах - в
этом случае вероятность остаться навсегда в компании белых медведей снижается.
Между тем будущее чукотских вездеходов едва ли можно назвать светлым.
Скорее всего после того, как закончатся оставшиеся с времен застоя запчасти,
весь парк чудо-машин встанет. Купить новые агрегаты по чудовищным ценам (в
10-20 раз выше московских) на Чукотке вряд ли смогут. Тогда аборигенам
останется лишь одно - снова пересаживаться на ездовых собак. Их разведение в
чукотских селениях уже считается перспективным занятием.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала председателя
московского клуба "Приключение" Дмитрия Шпаро.
Легкая кавалерия
МАКСИМ РАЗГУЛЯЕВ, ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ (фото)
При всей своей визуальной несерьезности снегоболотоход "Арктика" - техника
серьезная и перспективная.
Перспективная - потому что летом ее фантастически огромные колеса оставляют
нетронутым хрупкий верхний слой почвы, а это в свете борьбы за экологию очень
важно. Серьезная - потому что в снежную зиму она не проваливается, а весело
катится там, "где олени садятся на оба моста".
Устроены "дутики", как мы сразу окрестили эти вездеходы, на первый взгляд
вовсе даже нехитро: кузов, здоровенные колеса, в роли которых выступают
обычные камеры от грузовиков, да агрегаты от "Оки". Но первое впечатление
обманчиво. На самом деле "дутики" делают с использованием" авиационных
технологий.
Конструкция несущего кузова полностью оригинальная, разработана
специалистами фирмы "Арктиктранс". Собирается он на стапеле в одном из ангаров
в окрестностях подмосковного Чехова. Никаких конвейеров, работа исключительно
ручная. Шутка ли - даже сушильная камера здесь работает на дровах. Каждая
машина делается с учетом пожеланий конкретного заказчика, как Rools-Royce или
Aston Martin. Исходные материалы - алюминиевый сплав и заклепки. Результат
просто поражает: собственная масса готового шестиместного вездехода 700-750
килограмм, в зависимости от комплектации.
Для того чтобы разогнать "агрегат" до 60 км/ч, вполне хватает
тридцатисильного движка от малышки "Оки". Большая скорость и не нужна. Тем
более что управляемость у "дутиков" практически никакая - расплата за
использование пневматиков низкого давления. На них машина напоминает не то
студень, не то очень густой кисель. Лучше всего это видно в момент полной
остановки, после которой она еще некоторое время колышется из стороны в
сторону. В поворотах передние колеса складываются набок чуть ли не до ободов.
На практике же это оказалось вовсе несущественно, ведь на просторах тундры
высший пилотаж не нужен - выбрал направление и "пилишь" себе. А тут,
действительно, чем проще, тем лучше. Например, дверные замки. Они в "Арктике"
- от почтовых ящиков: кроме белого медведя, залезть в ваше авто некому.
Оранжевый маячок на крыше - тоже не излишество, лучшего сигнала бедствия не
придумаешь. Единственная опция, вызвавшая вопросы у корреспондентов
"Автопилота", - запараллеленный с фонарями заднего хода звуковой сигнал,
приятным женским голосом говорящий: "Внимание! Моя машина едет назад!" Кого,
кроме тех же белых медведей, оповещать о своем маневре в тундре?
Но самое главное у "дутиков" - это их фантастическая проходимость.
Благодаря низкому давлению пневматики как бы расплющиваются по поверхности,
образуя большое пятно контакта. И без того небольшая масса вездехода,
распределенная на шесть этих самых пятен, создает уделное давление на грунт в
несколько раз ниже, чем будет давить на тот же грунт стопа в меру упитанного
человека. Недавно одна девушка с телевидения, лежа на асфальте, дала проехать
по себе всем этим колесам. И ничего, ей даже приятно было.
Мало того, большая поверхность контакта позволяет "реализовать значительные
тяговые усилия". Проще говоря - тащить за собой прицеп с немалым грузом.
Но и это еще не все. Пневматики позволяют "дутикам" запросто плавать, даже
не касаясь днищем поверхности воды! В этом случае они выступают и в роли
движителя, и в роли водоизмещающего объема. На плаву пневматики погружаются в
воду где-то до половины своего диаметра и работают как колеса парохода времен
Марка Твена. А чтобы повысить их эффективность, в ступицах установлены
небольшие лопасти.
До "Арктики" фирма производила четырехколесные вездеходы на базе инвалидной
мотоколяски. На них мы тоже покатались. Смотрится ужасно смешно - наверное,
так должна была выглядеть подкованная Левшой блоха. Так и хочется крикнуть:
"Где этот чертов инвалид?" Но, шутки в сторону! На капоте выдавлена литера
"С", что вполне можно прочесть как "G", и тогда сие будет означать не
"Серпухов", а Gelaendewagen. Управление в машине осталось ручным, так как не
хватило места для педалей. Да и неудобно в валенках на педали нажимать. Тем не
менее штука вполне работоспособная. Их даже сделали приличной серией, и все
экземпляры быстро разошлись.
В сегодняшних планах - производство полноприводного снегоболотохода с
колесной формулой 6х6. На таком и Северный полюс можно покорить. А после этого
- самим раздуться от гордости!
Редакция благодарит фирму "Арктиктранс", (095)207-6261, за предоставленную
на тест технику.
|