Сентябрь 1997 г.

БАГАЖНИК

Пленки хорошего тона

СЕРГЕЙ ЖУКОВ

Пленки бывают не только магнитные и фотографические, но и автомобильные - для тонирования, термоизоляции и укрепления стекол. В прошлом году "Автопилот" уже бился о стекло, укрепленное пленкой. Стекло стояло насмерть.

Сегодня есть резон обратиться к этой теме снова: автопленки тоже бывают разными - одни получше, другие похуже, третьи вообще клеить не стоит. Так что выбор пленки - дело тонкое.

КУДА СМОТРИТ ГАИ?

Кому-кому, а Госавтоинспекции пленки полюбились сразу. Еще бы: подъезжай прямо к воротам большого автосервиса, где пленками тонируют, и только успевай штрафы выписывать.

Увы, получается так: правила не возбраняют ездить на автомобиле, у которого тонировка предусмотрена изготовителем, а автолюбитель, без всякого злого умысла затемнивший пленками стекла своей собственной машины, оказывается вне закона.

Знайте, что в действующем Госстандарте СССР "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия." ГОСТ 572-88 записано: "Светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол - не менее 70%". Да, стандарт запрещает зеркальное затемнение, но не запрещает умеренное тонирование. Так что автолюбители, у которых возникли конфликты с ГАИ, могут смело обращаться в суд. Если тонирование соответствует стандарту, процесс они обязательно выиграют.

Странно, что в качестве одного из аргументов "против" служит невесть откуда взявшееся мнение, будто пленки снижают безопасность автомобиля. Наоборот: стекла с качественными пленками поглощают солнечные блики, устраняют эффект "зеркала", нейтрализуют слепящий свет встречных машин. В случае аварии они защищают от осколков. Они препятствуют проникновению в автомобиль через стекло, но не аварийному выходу из него. Они задерживают 80% ультрафиолетовых лучей, предохраняя салон от выгорания. Они отражают тепловые лучи летом и задерживают до 35% тепла в салоне зимой, сохраняя в автомобиле комфортную температуру,- условие для безопасного вождения, согласитесь, далеко не последнее.

ИЩИТЕ ПЛЕНКИ

Тонировать, как видите, можно. И даже нужно. Но какими пленками? Не помешает знать, что автомобильная тонированная пленка представляет из себя полиэстеровую основу толщиной в сотню-другую микрон с тончайшей металлизацией, которая придает пленке требуемые цвет и степень затемненности, и имеет с одной стороны абразивоустойчивое покрытие hard coat - чтоб не царапалось, а с обратной - специальный клеевой слой.

Производят автопленки множество фирм. Среди лидеров нужно выделить компанию MSC/Solar Gard, специализирующуюся именно на высокотехнологичных пленках, корпорацию 3М - мастодонт американской химической индустрии, для которой производство пленок - лишь один из видов бизнеса, а также фирму Courtaulds Performance Films. Правда, продукция последней компании, в отличие от двух первых, представлена на российском рынке в основном широким спектром недорогих пленок - серией Economy без "антицарапинного" покрытия.

Разные пленки привозят также коммивояжеры-одиночки из Тайваня, Кореи или Арабских Эмиратов. Они, конечно, гораздо дешевле, чем продукция ведущих производителей, однако на эти пленки нет ни дилерских сертификатов, ни гарантийных талонов.

Итак, как выбрать лучшее? Вся опасность заключается в том, что до эксплуатации качественные пленки от третьесортных непрофессионал с виду не отличит. Купив низкопробную пленку, он лишь через пару месяцев обнаружит, что она выцветает, отклеивается, пузырится и мутнеет.

Выбирать же лучшее из пленок ведущих производителей под силу лишь специалистам, которым известны все особенности их применения. MSC/Solar Gard, например, вообще не выпускает наборы типа "сделай сам" - комплект пленок и инструментов. 3M и Courtaulds Performance Films доверяют покупателю больше и такие наборы делают. Или, например, некоторые пленки 3М за счет иной технологии прочнее аналогичных по толщине пленок MSC/Solar Gard, но у нее, в свою очередь, есть пленки более эластичные и с улучшенными оптическими свойствами. Но кто заметит разницу, если все работы по наклейке пленок были выполнены грамотно? И какая разница в том, какая пленка была применена, если инсталлятор сработал некачественно?

Неким критерием в пользу того или иного продавца и установщика пленок может послужить ассортимент предлагаемой продукции - чем шире, тем, понятно, лучше - и его гарантийные обязательства. Большинство фирм, начавших работать на российском рынке недавно, уверенно гарантируют пожизненный срок службы предоставляемой продукции. Фирмы с большим опытом (например, "Солар Гард Россия") дают реальные гарантии: - сколько лет проработали с пленкой, таков и срок.

ГДЕ ПЛЕНКА, ТАМ НЕ РВЕТСЯ

Cреди отечественных автолюбителей все большей популярностью начинают пользоваться пленки толщиной 1 мм, которые надежно защищают как от случайных, так и от умышленных повреждений фары автомобиля. Выбор между заменой разбитой фары или ее профилактической оклейкой очевиден.

Интерес для определенной группы автолюбителей могут представлять наборы для самостоятельной оклейки стекол, которые выпускает Courtaulds Performance Films под марками Gila и LLumar,- увы, эти наборы пока редкость на нашем рынке. Оклейка такими пленками обходится немногим дороже, а качество при этом гораздо выше, чем при использовании пленок-подделок.

Гораздо более высокой репутацией пользуются автопленки серии XH компании MSC/Solar Gard: они имеют очень высокие теплоотражательные способности, что в климатических условиях России является качеством весьма привлекательным.

Осенью на российском рынке появится пленка Quantum+ - новинка компании MSC/Solar Guard, на разработку которой она потратила несколько лет, и за которую она в этом году получила престижную премию "Технология года" от Международной ассоциации производителей, работающих в области многослойных материалов. Quantum+ суперэластична, обладает лучшей отражательной способностью и оптическими свойствами, а самое интересное - обладая собственным цветом, она способна принимать оттенок стекла, на которое наклеена. Некоторые пленки меняют свой цвет в течение года, а Quantum+ - нет.

3М недавно также начала выпускать эластичную серию Pantera. Прежде даже самые хорошие и дорогие многослойные пленки 3М из-за жесткости с большим трудом удавалось наклеить на заднее стекло одним листом, без стыков. Теперь эта проблема снята с повестки дня. Жаль, что эта серия пока представлена в узкой цветовой гамме - всего один тип.

Но все равно выбор есть и выбор хороший. Тонируйте себе на здоровье - классные пленки этого стоят.

Редакция благодарит представителя IWFA компанию "Солар Гард Россия" (095) 208-7695 за помощь в подготовке материала.