Апрель 1998 г.

БАГАЖНИК

Летняя смена

СЕРГЕЙ СОРОКИН

Апрель-капель. Весна. Вы ходите по привычке еще в зимних ботинках? Долой их. Пора влезать в кроссовки и штиблеты. Вы еще по привычке ездите на зимних шинах? Долой. Пора переобуваться в летнюю резину.

ЛЕТНЯЯ КЛАССИКА

Классическую летнюю шину опознать просто: канавки протектора неглубокие, выступы широкие, на них либо вообще нет, либо очень мало мелких прорезей (ламелей). Такой рисунок обеспечивает низкое сопротивление качению, малошумность хода и высокую износостойкость. Летние шины хороши в первую очередь на сухих дорогах; впрочем, многие из них неплохо приспособлены к нескоростной езде в дождь.

Goodyear Club. Одна из самых популярных в мире моделей. Летняя классика. Эта шина может служить наглядным пособием в своем сезонном классе, настолько она хрестоматийна (может, потому и популярна?). Выпускается только в скоростной категории T. Рассчитана на 13-, 14- и 15-дюймовые колеса. Серии 80, 70 и 65.

Nokian NRT 2. Финская шина для непредсказуемого финского лета. В меру "мокрая", по рисунку протектора близкая к дождевой, но катится так же легко, как классическая летняя, что удивительно. Очень долговечная, медленно стирается. Разрабатывалась специально для шершавых северных дорог. Серии 80, 70 и 65. Колеса - 13, 14 и 15 дюймов. Категории скорости T и S.

Goodyear GT2. Летняя шина нового поколения. Протектор, как говорят разработчики, "оптимизированный". Основания для оптимизма дают, надо полагать, некоторые нюансы, в частности разная высота кромок протекторных выступов и большой "угол атаки" выступов центрального ребра. Шина неплохо держит на мокром покрытии. Главным ее козырем считается низкий уровень шума при качении. Скоростная категория T (только у одного типоразмера - S). Серии 80, 70 и 65. Для 13-, 14- и 15-дюймовых колес.

Принадлежность модели к элитному или массовому классу можно определить по скоростной категории. Массовый представлен, как правило, категориями S (до 180 км/ч) и T (до 190 км/ч) и реже категориями Q (до 160 км/ч) и R (до 170 км/ч). Элита же начинается с категории H (до 210 км/ч); далее по возрастающей: V (до 240 км/ч), W (до 270 км/ч) и Y (до 300 км/ч). Некоторые фирмы для обозначения суперэлитных шин пользуются индексом ZR (свыше 240 км/ч). На резине также могут быть проставлены дополнительные индексы классности: HP (High Performance) - высший класс или UHP (Ultra High Performance) - если можно так выразиться, сверхвысший, т. е. круче уже не бывает. И дороже тоже.

ПО ВОДЕ АКИ ПОСУХУ

Главная отличительная черта дождевой шины - глубокий водоэвакуационный канал (иногда их два или даже три), делящий широкую шину на узкие "полушиния". Вода по каналу и по нарезанным "елочкой" поперечным канавкам выбрасывается из пятна контакта, что предотвращает аквапланирование - неуправляемое скольжение шины по водяной пленке.

Goodyear Aquatred. Как ее часто называют - "причесон с пробором". Первая в мире дождевая шина. До сих пор считается одной из лучших. Базовая модель выпускается в скоростной категории T (серии 70 и 65, для колес 13, 14 и 15 дюймов); принципиальная схема оказалась столь удачной, что была положена в основу элитной версии - шины Eagle Aquatred (у этой два "пробора"), имеющей категории H и V и выпускаемой в сериях 70, 65, 60 и 50 для 14- и 15-дюймовых колес.

Pirelli P200 Aquachrono. Очень серьезная дождевая шина - настолько, что многие специалисты называют ее "вершиной среднего класса". Оппоненты, правда, считают, что для вершины, пусть даже среднего класса, она сильно шумит. Немудрено - протектор мощный, скорее "демисезонный", чем летний. На воде и грязи держит неплохо. Но что удивительно, сопротивление качению у этой шины близко к летней классике - оно на 10 проц. ниже, чем у условно-стандартных "дождевиков". Серии 80, 70 и 65. Для колес 13, 14 и 15 дюймов. Категория скорости T (у одного типоразмера - H).

Michelin Energy 1997 модельного года. Это семейство, состоящее из моделей XT1, XT2 (обе категории T) и XH1 (категория H). Шина Energy в своем классе уникальна: она летняя, дождевая и" снежная в одном лице. Но ни в коем случае не зимняя - просто приспособлена для езды по тонкому слою снега. Это отражено и в сезонной маркировке - R+W (Road+Winter). Шина для малоснежного лета, как шутят инженеры из Michelin. Протектор разделен каналом на две зоны. Внешняя, "жесткая" с летним рисунком, отвечает за разгонную и тормозную динамику и управляемость на сухом и слегка мокром покрытиях. Внутренняя, "мягкая", испещренная чешуйками ламелей, - за поведение шины на грязи и на снегу. Energy выпускаются в сериях 80, 70, 65 и 60 для колес 13, 14 и 15 дюймов.

Ассортимент летних шин огромен, ломать голову при выборе можно долго. Уясните себе, чего вы хотите от резины. Легкости качения (а значит, и экономии топлива), бесшумности и долгой службы? Берите "просто" летнюю. Желаете безопасной езды не только посуху, но и в дождь? Тогда - дождевую. Она подороже, но и дорогу держит лучше. Ну а если хочется всего сразу, да вы еще при этом в душе гонщик - придется не пожалеть денег и купить элитную резину. Она тоже может быть специализирована, например, "под дождь", однако, как правило, элитность означает яркую выраженность всех характеристик - и "сухих", и "мокрых" (понятно, в пределах своего сезонного типа).

HAUTE COUTURE

У любой уважающей себя шинной фирмы есть свои топ-модели в каждом сезонном классе. Это шины, у которых все параметры выражаются словом "сверх". Сверхскоростные. Сверхпрочные. Сверхлегкие в движении. Сверхстойкие к износу. Сверхпрестижные. И, понятное дело, - сверхдорогие.

Goodyear Eagle F1 GS-D2. Вершина модельного ряда Goodyear. Строго говоря, в семейство F1 входят еще три элитные модели, но только GS-D2 считается "визитной карточкой" фирмы, видимо, благодаря уникальному, легко запоминающемуся рисунку протектора. Производится по технологии шин для болидов Formula-1 (отсюда и F1). Серии от 55 до 35 для колес 15, 16, 17 и 18 дюймов. Скоростные категории V, W и ZR. Слово eagle (орел) в номенклатуре фирмы означает принадлежность модели к классам HP и UHP.

Nokian Movenza 2. Топ-модель финской фирмы Nokian Tyres. Производится в Японии на заводах Sumitomo специально для Европы. Серии от 65 до 50 для 14-, 15- и 16-дюймовых колес. Категория скорости V. В ряду элитных моделей других фирм смотрится скромно. Имя малоизвестное, поэтому и цена тоже скромная - для своего класса, конечно.

Pirelli P Zero System. Сверхнизкопрофильная шина с диапазоном серий от 55 до 30 (колеса от 15 до 20 дюймов) для автомобилей высшего класса. В номенклатуре Pirelli, как и вообще в Италии, zero (ноль) - некий "знак абсолюта". Модель выпускается в двух исполнениях - с направленным рисунком протектора (Direzionale) и асимметричным (Asimmetrico). На машину, в зависимости от ее марки, ставят либо все четыре одинаковые шины, либо комбинируют асимметричные с направленными, по паре на каждую ось. Фирма настаивает, чтобы все комбинации производились только с ее ведома. Ошибка может стоить дорого: поставить "не так" шины скоростной категории ZR - это чревато.

При выборе элитной резины помните, что вы живете в России. Сверхнизкий профиль - это стильно, но, увы, не для наших ухабов. Серии ниже 50 специалисты брать не советуют. Колесных дисков не напасетесь. А они тоже стоят недешево"

Это кайф - первый раз весной выйти на улицу, скинув с себя зимние доспехи. Какая непривычная легкость! Нет на плечах тяжелой дохи на меху. Не висят гирями на ногах пудовые "катерпиллеры". Идешь, как летишь. Легкие ноги, легкие мысли" Тот же кайф, ежели кто понимает, - впервые в сезоне выехать на летней резине. Почувствовать разницу. С удовольствием отметить, как легко и бесшумно пошла машина. Что удивляет: встречаются, хоть и редко, такие чудики, которые и летом продолжают ездить на зимней резине. Какой в этом резон, непонятно. Лучше держит дорогу? Но летом и летняя держит надежно. Неохота тратиться? Но скупой платит дважды - ведь обутый в зимние шины автомобиль ходит тяжело, с перерасходом топлива, и на асфальте зимняя резина быстро изнашивается. Экономия та еще. Нет, летом нужны летние. Однозначно.