Внедорожная шина и шина для внедорожника — не всегда одно и то же. Их лучше не путать…
Что вообще значит «шина под конкретный рельеф»? В качестве примера рассмотрим четыре модели.
REMINGTON WIDE BRUTE A/W. Категория скорости S (до 180 км/ч), цена (за размер 235/75R15) — $150. Строго говоря, это не внедорожная шина, а шина для внедорожника — почувствуйте разницу. Может быть, чуть более «брутальная», чем классические всесезонки, но, что удивительно, не слишком шумная. Прекрасно держит скользкую дорогу. В большую грязь лучше не лезть. «Рельефы» этой шины — проселки в не очень дождливый сезон и асфальт в любые сезон и погоду (он у нас почти везде «рельефный»). Подходящий вояж: куда-нибудь в низовья Волги, без глубокого внедрения в тростниковые джунгли. Туда-обратно комфортно и там неплохо…
GENERAL TIRE GRABBER AT. Категория скорости S (до 180 км/ч), цена (235/75R15) $140—145. Нормальная внедорожная шина. AT (All Terrain) означает «вездеходная». Резину такого класса очень любят — для джипера-дальнобойщика это золотая середина. На асфальте, конечно, шумновата, да и экономии топлива не способствует, но зато когда асфальт кончается… Однако переоценивать ее не стоит. Мы однажды видели, как шина класса AT ходит по танковому полигону (офицеры на спор тестировали, хохмы ради), щедро политому водой из брандспойтов. По глинистой целине — блестяще. За танком, по колеям — с трудом. А за танковой ротой (полное месиво) — никак. В общем, ездите куда угодно, только за танками не увязывайтесь…
DUNLOP RADIAL MUD ROVER. Категория скорости R (до 170 км/ч), цена (235/70 R15) $170—180. С этой можно и за танками. Специальная грязевая шина для самого беспросветного бездорожья. Карелия, дождливый сезон, кабаньи болота… Протектор сверхмощный, самоочищающийся, с прекрасными грунтозацепами (в колее чуть повернул руль, зацепился плечом за стенку и вперед). На асфальте с такой шиной плохо. Тряско и шумно. А еще хуже тому, кто едет сзади: все камушки из-под ваших колес летят ему в лобовое стекло…
PIRELLI SCORPION DAKAR. Категория скорости N (до 140 км/ч). В продажу идет в одном размере, «дюймовом» — 7.50R16C. Узкоспециальная шина для песчано-скального рельефа. Крепчайшая вещь. Создавалась для ралли «Париж—Дакар» и ему подобных пустынных марафонов, там же в основном и применяется. Увы, у нас большая редкость. По словам официальных дилеров, поставок в Россию пока не было, если не считать единичных заказов. Но есть еще дилеры «серые», у них найти можно. За штуку придется отстегнуть $230—250. Зато потом хоть в Сахару, хоть в Гималаи
жипы есть у многих — джипуют немногие. Подавляющее большинство ездит лишь по дорогам общего пользования, выбор шин определяется сезоном — летние, зимние… А вот истинные джиперы — те, кто любит спортивное ползание по грязи или дальние вылазки на охоту-рыбалку, — выбирают шины с привязкой не столько к сезону, сколько к конкретному рельефу местности (грязевые, песчаные и т.д.). И сталкиваются с проблемой: там, где по-настоящему джипуют, нужна резина одного типа, а на дорогу туда-обратно — другого. А туда-обратно — это может быть и тысяча верст, и две… И все по асфальту. Обуешься дома во что-нибудь болотное — по дороге оглохнешь от пения шин, круто потратишься на бензин, а то и наживешь проблемы с машиной (мощные грунтозацепы и долгая скоростная езда — сочетание вредное даже для самых неубиваемых подвесок). Оставишь шоссейную резину — на охоте засядешь в грязь по уши, придется выклянчивать трактор у лесников. С собой «сменку» не повезешь — места в машине и так в обрез. На Западе с этим просто: во многих районах массовых джиперских тусовок можно взять напрокат шины под местный рельеф, а свои, шоссейные, положить в камеру хранения. Но то на Западе…
??? Я охотник, часто приходится ездить по разным буреломам. Шины бескамерные, с тонкими боковинами, а вокруг полно сучьев. Есть ли смысл вставить камеры? Может, так оно надежнее, с двойным дном? ЕГОР, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (ИНТЕРНЕТ) В принципе, можно, но нежелательно. Уж если сучок смог пробить боковину (а у внедорожных шин она вовсе не тонкая), то камеру пробьет и подавно. Главный плюс бескамерной шины — довольно долгое сохранение давления при проколе, поскольку воздух выходит только в месте прокола (вентиль герметичен). А у камерной — еще и через отверстие вентиля; она сдувается мгновенно, это опасно. Вставляя камеру в бескамерную покрышку, вы меняете плюс на минус (вместо вентиля будет торчать сосок от камеры). И можете вместо «двойного дна» получить совсем другой результат — ни дна, ни покрышки…