На подержанные иномарки и запчасти к ним россияне тратят $13 млрд в год
Об этом заявил на пресс-конференции в агентстве РБК председатель совета директоров АО "АвтоВАЗ" Владимир Каданников. В прошлом году, по его словам, в России было продано и зарегистрировано 1,3 млн легковых автомобилей, а изготовлено собственных автомобилей -- только 930 тыс. (в США за это время сделали 12 млн машин -- прим. "Автопилот"). К этому надо добавить 47 тыс. новых импортных автомобилей, проданных в России в прошлом году. Разница в 250 тыс. приходится на подержанные иномарки.
При этом г-н Каданников, по его собственному утверждению, вовсе не ратует за введение в России высоких таможенных пошлин на подержанные иномарки. Почему, правда, он внятно объяснить не смог, отделавшись словами о защите прав потребителей: мол, каждый должен иметь право ездить на той машине, на которой хочет. Кстати, самого г-на Каданникова у подъезда ожидал почему-то не передовой отечественный лимузин ВАЗ-2110 "Консул", а заурядная Audi A8. Отдавая должное нынешнему модельному ряду собственного завода, г-н Каданников, разводя руками, сказал: "Автомобиль -- не вино, с годами лучше не становится."
Кстати, этим летом ВАЗ выпустил 20-миллионный автомобиль -- "десятку" универсал.
"ЛУКойл" сделал бензин ближе к людям
В июле ОАО "ЛУКойл" открыло на 10-м километре дороги Лобня--Рогачево транспортно-складской комплекс нефтепродуктов. Всего вокруг Москвы будет построено восемь комплексов. Они позволят вывести из города (прежде всего с Московского НПЗ) склады хранения горючего, отчего улучшится экологическая обстановка, уменьшатся расходы по перевозке топлива через Москву и снизится риск, связанный с его перевозкой наземным транспортом.
Новый комплекс получает продукцию не только московского, но и ярославского, рязанского и нижегородского НПЗ. А бензин и дизтопливо, за качество которого "ЛУКойл" может ручаться, будет поступать как на фирменные заправки компании, так и отпускаться сторонним оптовикам.
Депутаты Мосгордумы прокатывают больше, чем получают
В ближайшее время автохозяйство мэрии пополнится 40 автомобилями Volvo S80. Они предназначены для депутатов Московской городской думы, которые до этого ездили на отечественных машинах (в основном на "Волгах"). Руководитель аппарата Думы Олег Адабашьян объяснил корреспонденту "Автопилота", что решение о смене автопарка было принято не с подачи депутатов, а мэрией, в подчинении которой находится автохозяйство, которое и предоставляет Думе машины в аренду (за каждым депутатом закреплены автомобиль и водитель). Директор автохозяйства мэрии Михаил Хрюстов уверил "Автопилот", что были приложены все усилия для снижения стоимости депутатских провозов: на территории хозяйства в Хомутовском тупике открыт фирменный сервис, где стоимость нормо-часа "в три раза ниже, чем у официальных дилеров" и где могут обслуживаться и простые избиратели. Тем не менее общие затраты на транспортное обслуживание депутатов в будущем году вырастут вдвое -- до 70 млн рублей. То есть по $4,5 в месяц на каждого избранника. Кстати, месячная зарплата городского законотворца -- $500.
О том, что придумали московские депутаты для столичных автовладельцев, читайте на стр. 18 (расследование).
"Бизнес-кар" отметил свое десятилетие
Этим летом российско-японское предприятие "Бизнес-кар" отметило десятилетие работы на российском рынке. В этой связи в салонах компании -- Тойота-центрах "Серебряный Бор, "Битца" и "Лосиный Остров" -- прошли дни открытых дверей для клиентов -- с пивом, горячими закусками, сладостями, клоунами, конкурсами детских рисунков и тест-драйвами моделей Yaris, Avensis, Camry, RAV4 и Land Cruiser 100. В "Лосином острове" желающим давали прокатиться 20 км по МКАД -- в сравнении с кругами почета вокруг салона, что у нас обычно принято называть тест-драйвом для клиента, это очень прилично.
Жаль только, что "Бизнес-кар" никак не дает о себе знать читателям "Автопилота" -- рекламная политика компании в юбилейный год стала крайне невнятна.
$750 за каждый номер "Автопилота"
Именно такой доход от полугодовой подписки на наш журнал получил Вячеслав Мокшанцев из города Балашиха Московской области. В конце прошлого года г-н Мокшанцев оформил на почте подписку на наше издание, а из прошлого номера он узнал, что стал обладателем главного приза -- ноутбука Compaq Presario 18XL482 за $4500.
Г-н Мокшанцев работает в Москве в сфере услуг, ездит на автомобиле ВАЗ-2109 и увлекается рыбалкой. Выписывает "Автопилот" с 1997 года. Как выяснилось, не зря.
Сергей Успенский сделал ставку на Nissan и Citroen
Известный российский раллийный гонщик Сергей Успенский, выступающий на Subaru, и по совместительству владелец автосалона "У Сервис +" (официального дилера Subaru и Isuzu) решил расширить свой бизнес и открыл в Москве два новых дилерских центра -- Nissan и Citroen.
Приобретя необходимый опыт и вооружившись знаниями о предпочтениях российских автовладельцев, доктор менеджмента Успенский пришел к выводу, что расширение бизнеса оправдано, с одной стороны, необычайной популярностью в России продукции фирмы Nissan. С другой же -- серьезные намерения французского автопроизводителя по завоеванию нашего рынка, обновленный модельный ряд и нераскрученность марки Citroen в России дают основания надеяться на успех предприятия. Тем более что оба автосалона отвечают званию официального дилера в части условий продаж и послепродажного обслуживания автомобилей. Выставочные залы (на Башиловской улице и в Ружейном переулке) оформлены в европейском стиле и предоставляют клиентам "джентльменский" набор услуг -- начиная с кредитования покупки и заканчивая шиномонтажом с возможностью сезонного хранения покрышек.
Российских курсантов вооружили бритвами
Корпорация Gillette продолжает сотрудничать с учащимися российских высших военных заведений. В прошлом году компания подарила курсантам около 30 тыс. бритвенных систем Gillette Mach3. В этом году защитникам отечества вручили уже более 50 тыс. тройных "клинков".
Устроители акций особо подчеркнули, что дисциплина начинается с безупречного внешнего вида, и теперь курсанты не ошибутся в выборе "оружия личной гигиены". А "уникальные станки с тремя плавающими лезвиями, гарантирующие быстрое мягкое и чистое бритье", помогут им в этом.
Volkswagen продолжает "дранг нах остен"
На востоке Москвы, на шоссе Энтузиастов, открылся новый автотехцентр и автосалон официального дилера Volkswagen "Арлан Моторз". Для получения статуса официального дилера владельцам салона потребовалось соблюсти все условия единого корпоративного стиля: от архитектуры здания до цвета напольной плитки. Автомобили в салоне можно приобрести в кредит и в лизинг, также по системе trade-in. При покупке клиент получает весь спектр дополнительных услуг -- от страхования и постановки на учет в ГИБДД до тюнинга и установки дополнительного оборудования. В техцентре имеются 14 рабочих постов, где одновременно могут обслуживаться до 50 автомобилей. Кроме того, по заявлению представителей техцентра, они владеют довольно редкой на сегодня в России технологией восстановления алюминиевых кузовов.
 Land Rover открыл представительство в России
И если в этом году продажами машин будут заниматься прежние дилеры в рамках существующих договоренностей, то потом дилерская сеть будет развиваться, исходя из темпов роста отечественного рынка. В этом году Land Rover намерен продать через официальных дилеров 500--600 машин, а к 2004 году увеличить объемы до 2 тыс. автомобилей в год.
Глава представительства Энрю Данел уверен, что ценности Land Rover -- "подлинность, внутренняя сила, превосходство и дух приключений" -- близки русской душе.
На Московском автосалоне компания планирует показать новый Freelander V6 2.5 и Tomb Raider Defender Лары Крофт.
Бензин Аи-95
Цены на бензин, по данным Госкомстата, в среднем по стране остановились. Более того, в 26 субъектах Федерации они даже падают. Самое значительное снижение цен на бензин произошло в Майкопе (в среднем на 3,8 проц., а на Аи-95 -- 9,7 проц.). В 59 регионах цены не изменились. И лишь в трех субъектах Федерации отмечен рост, причем больше всего -- в Мурманске (Аи-95 -- на 9,7 проц.). По мнению аналитиков, в августе сохранится та же тенденция: цены на топливо в стране останутся стабильными. Во всяком случае, правительство постарается их удержать, пока не закончится "битва за урожай".
Самый дорогой Петропавловск-Камчатский 13,36
Самый дешевый Самара 8,97
В среднем по Москве 9, 16
Вне контекста
Это вот что: въезжаете на новом A6 в свой двор, галогеном сияете, а там крысы шныряют, бомжи на помойке выпивают и закусывают, посторонний мужчина лицом к стене журчит. Так вот, ваш Audi здесь будет ВНЕ КОНТЕКСТА, и лучше вы его на ночь не оставляйте, потому что могут найтись люди, острее вашего чувствующие дисгармонию, и к утру на движке уже номера перебьют. Или, например, демократия на фоне мавзолея. Понятно про контекст?
Это я в связи с фестивалем "Автоэкзотика-2001". Отчет о нем писать мне нет смысла -- все уже давно написали, отметили, что ничего нового по сравнению с прошлым годом, но все равно красиво. Не буду расходовать художественные слова на многослойные краски "хамелеон", двигатель от 850-го BMW, вставленный в "Запорожец" и прочие достижения отечественного Левши. Кстати, помните? Тот самый, который, усовершенствуя импортную микромашину Blocha, сломал ее, а сам впоследствии умер, пытаясь донести до царского ВПК, что нарезные стволы в странах будущего НАТО кирпичом не чистят.
Так что о контексте.
Американец, с наслаждением рассматривая в автомузее штата Cadillac Eldorado пятьдесят седьмого года, не только получает технико-эстетическое удовольствие. Генетическая память рисует картину его собственного зачатия на заднем сиденье такого же кара, подаренного дедушкой папе к шестнадцатилетию. Он вспоминает Elvis'а за рулем розового монстра. Он видит не просто очаровательно сверкающую железку, а историю своей страны и народа. Англичанин, встретив на сельском шоссе лакированную тушу RR Silver Shadow, бесшумно, будто не прошло сорока лет эксплуатации, проносящуюся меж овечьих пастбищ, испытывает гордость не только за отечественный автопром, но и за все традиции -- вискокурения, монархии и парламентаризма. Француз-патриот, самодовольно глазея на вишнево-черный броневичок Citroen deux chevaux Charlestone, восхищается не только национальным техническим гением, но и вкусом послевоенных экзистенциалистов в черных беретах, студентов шестьдесят восьмого года и прочей революционной публики Латинского квартала, сделавшей маленькую машинку культовой. Немец всегда помнит, что VW Beetle -- не просто автомобиль автомобилей, но и символ послевоенного экономического чуда. У них раритетный, антикварный и просто знаменитый старый автомобиль -- В КОНТЕКСТЕ национальной жизни.
У нас 21-я "Волга", лучшее и неповторимое создание отечественного автомобилестроения, вызывает у большинства старшего поколения только воспоминание о чудовищной зависти -- голубое перламутровое чудо было одно на весь район у директора продмага. Кофейная "Победа" доставалась сыну секретного академика. На "ЗИМах" за чумные деньги ездили только летчики и шахтеры. У нас нет массового автомобильного прошлого. И настоящего тоже -- потому что Jagur на наших дорогах-таки разваливается, Gelaendewagen садится в колее на брюхо, а Z3 через пятнадцать минут езды -- в грязи по крышу.
И остается только надеяться на будущее -- а куда деваться?
Александр КАБАКОВ
Авторынок в августе
На сей раз поговорим о так называемом вторичном российском. Тем более что именно на нем происходит почти 90 процентов продаж автомобилей иностранного производства.
"Вершина лета" преподнесла свои сюрпризы. И не только в виде жары, которая в корне поколебала мою уверенность, что автомобильный кондиционер в наших широтах есть вещь приятная, но в общем-то лишняя. К началу августа обозначились перемены в ситуации на вторичном рынке. Либерализация таможенных платежей в конце прошлого года с конкретной их привязкой к объему двигателя активизировала приток подержанных автомобилей из-за границы. И к началу лета выросло предложение недорогих и нестарых (1994-1997 годов выпуска) машин. Это хорошая новость. А плохая -- увы, скоро это закончится.
С одной стороны, ввоз более "свежих" и дорогих иномарок привел к некоторому росту цен на основную часть имевшихся аналогичных автомобилей. В среднем на $1,5--2 тыс. Сразу оговорюсь: об "антиквариате" выпуска 80-х годов речь не идет. Это касается машин возрастом от десяти лет и моложе. Еще пару месяцев назад, например, Audi 100 1991-1992 года выпуска с двигателем 2,3 л в хорошей комплектации можно было купить на московском рынке примерно за $5 тыс. Но это была машина, ввезенная в Россию три-пять, а то и больше, лет назад. Теперь "свежепригнанная" "чистая" точно такая же Audi предлагается уже за $8,5--9 тыс. А та, что стоила $5 тыс., подросла в цене до $6--6,5 тыс..
У "медали" есть и оборотная сторона: произошло и снижение цен на некоторые марки и модели. В частности, на автомобили трех-, четырехлетнего возраста, купленные в свое время у официальных дилеров в России, цены снизились. Например, Nissan Primera 2,0 1996 года с АКПП продавалась весной не дешевле $13 тыс. Теперь за нее просят около $11 тыс. А цена на RAV4 1997 года не опускалась ниже отметки в $16,5--17 тыс. Сейчас она зафиксировалась на $15 тыс. А хитом сезона стал Passat 1,6 или 1,8Т в кузове B5 1997-1998 годов выпуска за $11--13 тыс., который до "открытия шлюзов" стоил не менее $15 тыс. То есть рост предложения подержанных автомобилей стимулировал своеобразную нивелировку цен. Где своеобразным шаблоном стали цены на "свежепригнанные" авто.
Главный же результат -- расширение выбора, в том числе в ценовой категории, которая прямо конкурирует с новыми отечественными автомобилями. И народ вновь заинтересовался подержанными иномарками. Что активно не понравилось отечественному автопрому. Долгая кропотливая работа в административных кулуарах родила свой плод: с 10 августа вступает в силу постановление правительства РФ за номером 520, согласно которому таможенные пошлины на автомобили с объемом двигателя от 1000 до 1500 куб. см повышаются. Во всяком случае, в той части, что касается подержанных -- вместо 0,85 евро за кубик придется платить 1,2. На первый взгляд, все вроде бы правильно -- как раз тот объем, что имеют основные отечественные производители, которых надобно защищать. Однако любопытно, что данный порядок будет действовать лишь до 30 сентября. И, скорее всего, власти этим не ограничатся. Осенью нас ждут новые "сюрпризы" в форме пересмотра всей действующей схемы. Обязательно вспомнят, что есть еще "Волги" и "Газели", да и УАЗы с их 3 литрами... Коли есть намерение приобрести подержанный иностранный автомобиль, не стоит с этим откладывать. Равно как и тем, кто все-таки хочет "поддержать" отечественного производителя -- скоро эта "поддержка" обойдется гораздо дороже.
Однако жизнь продолжается. Пока. И официальные дилеры иностранных автопроизводителей продолжают делать выгодные предложения.
Андрей ТИМОФЕЕВ, обозреватель "АВТОПИЛОТА"
ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕСЯЦА
Коньяк станет ближе народу
Известный коньячный дом Remy Martin решил разбавить потребительские стереотипы в отношении благородного французского напитка. На званом ужине в ресторане "Ностальжи", где собрались многие представители московского высшего общества, коньяки V.S.O.P, V.S. Grand Cru и X.O.Special пили не столько в чистом виде, сколько со льдом, с тоником, элем и даже шампанским Piper-Heidsieck Brut. Большинству гостей эксперименты понравились, однако разводить напиток Remy Martin Louis XIII, порция которого стоит 169 у.е., было жалко даже самым смелым экспериментаторам.
Развод и девичья фамилия
Разрывом закончились давние партнерские отношения между Ford Motor Co. и Firestone. Компании "разошлись" после прошлогоднего скандала с отзывом более чем 6 млн шин, установленных на Ford Explorer. Предполагается, что они только в США привели к 174 смертям. Впрочем, Bridgestone/Firestone всегда считала, что дефектны не шины, а сам Explorer, так как на других автомобилях жалоб не было. Ford же отказался допустить партнера к собственному расследованию и выпустил тысячестраничный отчет, в котором говорилось, что вся вина за ДТП на "Эксплорерах" лежит на Firestone. Firestone разорвал отношения с Ford, а тот дополнительно отозвал 13 млн злополучных шин Wilderness AT (отзыв обойдется в $3 млрд). Новый стратегический партнер Ford -- компания Goodyear.
Ударим по Европе российским автобусом
29 июня в Нижнем Новгороде завершился автопробег пассажирских автобусов под девизом "Обновим автобусный парк России!", стартовавший 8 июня в Красноярске. В нем приняли участие новые модели российских автобусов: ЛиАЗ-5256 (городской), ПАЗ-4230 "Аврора" (междугородный), ПАЗ-5272 (городской), ПАЗ-32051 (школьный) и ГолАЗ-4244 "Годзилла" (пригородный). Автопробег был проведен Торговым домом "РусАвтоПром". Автобусы прошли около 12 000 километров (если учитывать весь пройденный путь: Москва--Красноярск--Нижний Новгород) и выдержали испытание, дойдя до конечного пункта без единой поломки и ремонта. После успешной акции организаторы задумываются о проведении подобного автопробега по Европе.
Мэрия расставит машины по своим местам
До конца этого года в Москве будет построено 75 тысяч машино-мест в гаражах и многоэтажных стоянках. За последние пять лет, согласно плану мэра, уже было сделано более 300 тыс. машино-мест, а к 2005 году их станет около 500 тыс. Вопрос в том, когда же цена на столичную автонедвижимость будет соответствовать цене на автомобильное железо того же производства.
Компания Volvo готовится к переменам
8 миллиардов долларов будет вложено в разработку и производство новых моделей. Глава компании Ханс-Олав Олссон заявил, что этот шаг -- вызов ближайшим конкурентам: Mercedes, Audi и Toyota.
Согласно планам компании, которые должны быть реализованы до 2006 года, Volvo создаст новую гамму машин -- от компактного хэтчбэка до полноразмерного внедорожника.
В Европе запретят низкооктановый бензин
Еврокомиссия намерена запретить с 2005 года использование в странах ЕС бензина с октановым числом меньше 95. В Германии эта мера, если бы была введена сегодня, коснулось бы 30 процентов владельцев автомобилей. Запрет обоснован экологическими соображениями.
Россия тем временем только рассматривает отказ от этилированного бензина, а о ликвидации производства низкооктановых сортов и речи нет.
Глаз за глаз
Китай ввел двойное таможенное обложение японских автомобилей и электроники в ответ на то, что японцы повысили таможенные ставки на китайские сельскохозяйственные продукты (отдельные виды грибов, черемши и соломы, используемой для плетения матов-татами).
"Действия Китая являются четким сигналом для Японии, что любые протекционистские меры могут вызвать ответный огонь", - написала пекинская газета China Daily.
|
|