АВТОРИТЕТ
       Уроженец Багдада Фарис Аль-Обайди торгует мотоциклами Harley-Davidson, а на досуге и сам гоняет на спортивных автомобилях, и владеет командой -- участницей сразу двух "Формул". В этом не было бы ничего примечательного, если бы Фарис Аль-Обайди не был москвичом по прописке и истинным патриотом России по убеждениям, не работал бы в Мневниках и не занимался любимым хобби среди березок средней полосы.
       "АВТОПИЛОТ": Как уроженец Багдада стал москвичом?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Мой папа -- араб, гражданин Ирака, учился на историческом факультете МГУ, а мама -- русская, из Москвы. Отец по профессии археолог, поэтому семья много путешествовала. Мы жили в Алжире, Марокко, Франции... Где отец работал, там и жили. В 1982 году я переехал в Россию. Я учился в советской средней школе, отслужил в рядах СА, после дембеля поступил в Московский Всесоюзный заочный машиностроительный институт, закончил факультет двигателей внутреннего сгорания -- словом, прошел нормальный путь обычного советского гражданина.
       "АВТОПИЛОТ": Как вы попали в этот бизнес?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: После института я работал в разных фирмах, которые были заняты транспортными перевозками, как внутренними, так и международными. Но было скучно. Затем пробовал открыть свой автосервис, но и это было не по душе, к тому же времена настали бурные: рэкет, крыши, чиновники и прочее. Тогда я пошел работать в представительство фирмы Renault, в отделение, занимавшееся грузовиками. Но ушел оттуда, потому что мне стало противно работать на буржуев. В иностранных компаниях, чего скрывать, к россиянам относятся как к второсортным людям. Для меня это нетерпимо. А в один прекрасный день мой бывший клиент по автосервису, с которым мы подружились, предложил заняться мотоциклами Harley-Davidson. И я зажегся. Я вообще все люблю начинать "с нуля".
       "АВТОПИЛОТ": Разве до вас никто не пробовал заниматься продажей Harley-Davidson?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Попытки были, но все они закончились неудачно. Более того, к середине 90-х некоторые вели бизнес "чисто-конкретно-по-русски", что заставило Harley-Davidson настороженно относиться к России.
       "АВТОПИЛОТ": Одна из баек гласит, что какой-то "новый русский" привез в Россию "Харлей" и съехал на нем по трапу самолета в Шереметьево-2, чем привел в шок видевших это иностранцев?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Всякое возможно. Возили же сюда "Роллс-Ройсы" на военно-транспортном самолете.
       "АВТОПИЛОТ": А как складывается ваш бизнес?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Мы начали в 1998 году, поработали лето, продали пяток мотоциклов, и тут грянул кризис. Понятно, что народу тогда было не до мотоциклов, но мы не стали "сворачиваться", старались всеми силами доказать, что, несмотря ни на что, компания существует. И это помогло. Ведь люди все равно не бросили свою технику, которой в России тогда было несколько десятков штук. А в 99-м году покупательский интерес стал возрождаться. Правда, в тот год мы продали всего 7 мотоциклов. Но и это нас не остановило.
       "АВТОПИЛОТ": Насколько прибылен бизнес?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Откровенно говоря, мы еще не вышли на уровень рентабельности. О ней можно говорить тогда, когда наших мотоциклов в стране будет не менее 500. Тогда прибыль начнет поступать не только за счет продаж техники, но и аксессуаров, одежды, сервиса.
       "АВТОПИЛОТ": А сколько "Харлеев" сейчас в России?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Если не брать закопанных и гниющих по огородам (со времен войны), то не более 300, из них 200 ездят по дорогам Москвы и области.
       "АВТОПИЛОТ": Большой у вас модельный ряд?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: У нас в магазине три категории мотоциклов и десять разных моделей. У компании -- порядка 30.
       "АВТОПИЛОТ": А вы уверены, что такие специфические мотоциклы имеют коммерческую перспективу?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Сейчас практически преодолена проблема низкого качества, с которой сталкивались покупатели Harley-Davidson в 70-80-х годах, когда компания погналась за количеством и выпускала около 200 тысяч машин в год. Harley-Davidson не уступает по качеству "японцам". А еще по итогам последнего года Harley-Davidson -- единственная мотоциклетная фирма, закончившая год с прибылью.
       "АВТОПИЛОТ": Соответствует ли цена качеству?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Хотя комплектующие заказываются со всего мира, по традиции, мотоциклы Harley-Davidson собирают только в Америке. Для компании очень важно понятие american made. Это традиция, классика. С другой стороны, на этих мотоциклах не стыдно ездить и через пять, и через десять лет после покупки. С возрастом они мало теряют в цене, в отличие от японских, которые уже через два-три года дешевеют порой наполовину. А иногда и вовсе подержанные машины оказываются дороже новых.
       "АВТОПИЛОТ": А вы не продаете second hand?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Их никто пока не продает. В газетах типа "Из рук в руки" вы еще можете встретить объявления о продаже японских мотоциклов, но чтобы "Харлеев"... Рынок только формируется. Сами же мы не привозим машины, бывшие в употреблении, -- хорошие подержанные будут столь же дороги, как и новые, а плохие везти нет смысла. Люди покупают его надолго, часто на всю жизнь, потому что "Харлей" -- это мотоциклетный "Роллс-Ройс". Обладание им говорит в общем-то не столько о стиле жизни, сколько о социальном статусе. Так или иначе, никто из наших клиентов их не продал.
       "АВТОПИЛОТ": Имя и характерный звук мотора... Не маловато?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Кому-то, наверное, не нравится вибрация мотоцикла. Это не значит, что Harley-Davidson не может с этим справиться, но тогда исчезнет то, что составляет суть мотоцикла, а легенда поблекнет. Именно по маркетинговым соображениям компания отказывается от установки двигателя жидкостного охлаждения. (В середине июля агентство Associated Press сообщило, что впервые за 50 лет Harley-Davidson Inc. выпустила новый мотоцикл V-Rod с двигателем жидкостного охлаждения. Новый мотоцикл стоимостью $17 000 имеет мощность 115 л.с. и позволяет развивать скорость до 225 км/ч. -- Прим. "Автопилота"). Что же касается характерного "харлеевского" звука V-Twin, то, между прочим, с завода все мотоциклы приходят тихие. В некоторых странах действуют жесткие нормы по шуму. Хотя он реально приятен и в общем-то делает езду безопаснее. По себе знаю, что в потоке автомобилей рокочущий мотоцикл слышат и пропускают. Кстати, звук регулируется (тюнингуется) при помощи, например, изменений в конфигурации глушителя. В зависимости от того, что хотят: чтобы мотоцикл издавал V-Twin на холостом ходу, под нагрузкой или на скорости 90 км/ч.
       Звук, внешний вид, имя -- все играет на престиж. Он сделан для тех, кто хочет получить удовольствие от мотоцикла и от себя на мотоцикле. И это не то удовольствие, которое испытывают спортбайкеры, летающие по улицам со скоростью 250 км/ч. Harley-Davidson не провоцирует на быструю езду, оптимальная скорость для него -- 60 км/ч.
       "АВТОПИЛОТ": Кто в России покупает Harley-Davidson?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Менеджеры, шоумены, банкиры, адвокаты -- словом, обеспеченные люди, которые хотят сесть и поехать, а не ковыряться в грязном железе.
       "АВТОПИЛОТ": То есть настоящих байкеров среди них нет?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Если разобраться, то байкеры -- это те, кто ездит на мотоциклах. Разумеется, не все могут позволить себе купить даже не самые дорогие модели Sportster. Но к нам в магазин приезжают и ребята на "Уралах". Посмотреть или прикупить что-либо из одежды.
       "АВТОПИЛОТ": А правда, что к вам приезжал вице-спикер Думы Георгий Боос на "Харлее" и за ним шел кортеж охраны?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: У нас много известных клиентов, которых иногда сопровождают секьюрити. Ну и что здесь такого? Все-таки мотоцикл в нашей стране -- это в общем-то хобби, игрушка, а не транспортное средство. Человеку просто хочется расслабиться и получить удовольствие, а его в это время охраняют.
       "АВТОПИЛОТ": Вы сами тоже ездите на Harley-Davidson?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: И положение обязывает, и нравится он мне. Еще у меня есть автомобиль -- Mitsubishi Eclipse. Я люблю спортивные автомобили.
       "АВТОПИЛОТ": Вот и давайте переключимся с работы на ваше хобби. Как получилось, что вы стали автогонщиком?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: В автоспорт я пришел благодаря своему родственнику, который вел секцию картинга в одном из московских "дворцов пионеров". Год я ходил и просто крутил гайки. Потом попробовал сесть за руль и произвел впечатление на тренера. Но громких успехов не добился. Жизнь была трудная, во время войны в Персидском заливе отца не выпускали из Ирака, приходилось подрабатывать.
       "АВТОПИЛОТ": Но вы все-таки не бросили гонки...
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Несколько лет назад я купил машину "Формулы-1600" и начал гонять. Спустя некоторое время я ушел в "Формулу-3". Конечно, о серьезных успехах в моем возрасте мечтать не приходилось, да и опыта не хватало. Кроме того, я стремился не столько к тому, чтобы преуспеть самому, сколько к тому, чтобы сделать успешную команду.
       "АВТОПИЛОТ": Где вы покупали машины?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Автомобиль "Формулы-1600", "Эстонию 25", я купил у одного из гонщиков. На ней участвовал в Чемпионате России. Позже у команды "Аспас" "разжился" двумя подержанными немецко-белорусскими "Жаками" для "Формулы-3".
       "АВТОПИЛОТ": Команда что-нибудь завоевывала?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: В 1998 году команда стала третьей, а лично я -- четвертым в Чемпионате России.
       "АВТОПИЛОТ": В какой "Формуле" интереснее?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: В "трешке" быстрее и увлекательнее. С нее надо было начинать, хотя она и дороже.
       "АВТОПИЛОТ": За счет чего существуют российские команды?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Спонсорство. В нашей стране многое зависит от предпочтений топ-менеджеров. Если они любят футбол или теннис, то дают деньги именно на них... Но все же, слава Богу, есть и те, кто любит гонки.
       "АВТОПИЛОТ": А сколько стоит содержание команды?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: За три года было потрачено примерно $200 тысяч, включая приобретение техники.
       "АВТОПИЛОТ": Это много или мало?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Это минимум. Автоспорт очень дорог. Для покупки приличных машин требуется не менее $800 тысяч, а годовой бюджет команды должен составлять $500--600 тыс.
       "АВТОПИЛОТ": Немало. А на что все тратится?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Смотрите: одна покрышка в "Формуле-1600" стоит $200, диск -- $150, даже легкое касание железки без повреждения рамы обходится в $500--600, повреждение носового обтекателя в $500. Что касается "Формулы-3", то там расходы в несколько раз выше. Например, замена переднего антикрыла, самой ломающейся части автомобиля, облегчает кошелек на $1000, носового обтекателя -- на $1500. Я уже не говорю о том, что даже без всяких поломок сама гонка -- это минус $5000: расходные материалы, страховка, "сотый" бензин по цене $5 за литр, который здесь никто не производит и который нужно везти из Финляндии.
       "АВТОПИЛОТ": У вас много было аварий?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Серьезных не было, но столкновений -- сколько угодно. Вообще, сам я старался ездить осторожно. По двум соображениям. С одной стороны, трудно быть владельцем команды и лезть в драку. В уме сидит калькулятор, подсчитывающий, во что обойдется очередное столкновение. Вынимать-то приходится из своего кармана. С другой стороны, у меня уже масса ограничителей, которые отсутствуют у молодых гонщиков. Вот, летишь к бетонной стене. Можно тормозить на предел, а можно заранее подойти. Я старался не рисковать.
       "АВТОПИЛОТ": А где тренировались?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: В России всего одно место, где можно надавить на педаль, -- Невское кольцо. На Ходынском поле толком разогнаться невозможно. То дети катаются на велосипедах, то кто-то на "Жигулях" пытается погоняться.
       "АВТОПИЛОТ": Если все так запущено, то зачем это нужно?
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Я тоже так подумал и недавно распустил коллектив. Теперь хочу сформировать настоящую серьезную команду. Надеюсь, российский автоспорт скоро поднимется.
       "АВТОПИЛОТ": Но пока можно и за рубежом погонять...
       ФАРИС АЛЬ-ОБАЙДИ: Это совершенно другой уровень. Но дело не только в этом. Я патриот. Чего кормить чужого дядю и тратить деньги там. Я буду это делать здесь.

ТЕКСТ ХАСАН ГАНИЕВ, ФОТО АЛЕКСЕЙ КУДЕНКО