НАВИГАТОР
Как работает "круиз-контроль"

       Система поддержания заданной скорости движения, известная больше под названием Cruise Control, Tempomat или кстати, Autopilot, позволяет водителю поддерживать постоянную скорость движения автомобиля на дорогах с гладким или переменным рельефом. Первыми их начали использовать водители трейлеров и междугородных автобусов, и понятно, почему: экономия топлива, соблюдение графика движения, комфорт вождения -- все это несомненные плюсы. "Круиз-контроль" на легковых автомобилях в качестве дополнительной опции начали предлагать еще в шестидесятых годах, а сейчас эта система стала настолько популярна, что входит в перечень стандартного оснащения уже каждой четвертой иномарки.
       Системы "круиз-контроля" могут несколько различаться устройством. Наиболее распространена следующая конструкция из трех основных блоков: панель (ручка, рукоятка) управления, электронный контроллер и сервопривод. Контроллер получает данные о скорости движения, поступающие с датчиков, установленных на трансмиссии и двигателе. Он же принимает команды с пульта водителя. Управляющие сигналы контроллера, в свою очередь, поступают на электровакуумный привод. А вот он уже и занимается тем, чем обычно занята правая нога водителя -- "давит" или "отпускает" дроссельную заслонку, работая параллельно с педалью акселератора.
       В некоторых системах вместо вакуумного сервопривода используется электрический. А в автомобилях с двигателями, которые полностью управляются электроникой, все функции поддержания заданной скорости движения берут на себя бортовой компьютер и уже имеющиеся в двигателе сервосистемы управления подачей топлива.
       "Круиз-контроль" прост в пользовании. Разогнавшись до нужной скорости водитель сначала включает систему (Cruise On), а затем активирует контроль (Set) -- и с этого момента она берет на себя управление тягой двигателя. В таком автоматическом саморегулирующемся режиме система будет работать до тех пор, пока водитель снова не нажмет на какую-либо из педалей управления. Сброс ранее выбранного скоростного режима осуществляется выключением системы (Cruise Off). Кнопки Resume (восстановить скорость), Accelerate (увеличить скорость на 1-2 км/ч) или сочетание клавиш "+/-" (коррекция выбранного скоростного режима) дополняют функциональное оснащение систем "круиз-контроля".
       Эксплуатируя автомобиль с "круиз-контролем" следует помнить, что помимо достоинств у систем поддержания скорости есть и недостатки. Электронный контроллер, например, не позволяет включиться системе в момент, когда двигатель работает в диапазоне слишком низких или высоких оборотов, однако и полную защиту двигателя от перегрузок система не гарантирует. Представляет определенный риск также использование "круиз-контроля" на малых скоростях и на скользких дорогах, когда резкое увеличение тяги двигателя системой может спровоцировать занос автомобиля. По этой причине, кстати, на большинстве автомобилей, оборудованных "круиз-контролем", включение системы на скоростях менее 50--70 км/ч преднамеренно сделано невозможным.
 ТЕКСТ РУСЛАН ТАРАСОВ