НАВИГАТОР
Что такое двойной ремень безопасности?

       Компания SAAB доказала, что по-прежнему уделяет большое внимание не только скорости и маневренности своих автомобилей, но и безопасности водителей и пассажиров.
       Для журналистов в окрестностях Гетеборга было устроено целое шоу, организованное по типу телепередачи в стиле "ток-шоу". Ведущий по очереди вызывал инженеров, конструкторов и врачей, которые обстоятельно объясняли преимущество двойного ремня безопасности перед обычным. Присутствующим даже показали компьютерный фильм, в котором на пустынных шведских просторах сталкиваются два автомобиля. Один из них, конечно же, Saab. В результате бокового столкновения никто, к счастью, не пострадал.
       Потом представители Saab разъяснили нам, что могло бы произойти в худшем случае. По их словам, обычный диагонально-поясной ремень с трехточечным креплением, конечно, хорошая штука. Но при определенной направленности удара, в данном случае -- боковой, водитель и пассажир могут непроизвольно выскользнуть из-под ремня, что увеличивает опасность серьезного травмирования. В данном случае гарантированы повреждения внутренних органов. Дальше -- сами понимаете. Систему же двойных ремней SSB (Saab Supplementary Belt) создали специально для того, чтобы исключить эту возможность.
       Стефан Ольсен, один из разработчиков системы двойных ремней, пояснил, что катушка с дополнительным ремнем устанавливается на верхней внутренней стороне спинки передних сидений. Сам же ремень пристегивается снизу. При сильном лобовом ударе срабатывают преднатяжители обоих ремней безопасности, которые удерживают тело на сиденье и исключают опасные перемещения вперед.
       Я решил проверить это на себе. К сожалению, только в статическом состоянии. Сел в автомобиль, пристегнулся двойными ремнями, ощутив себя немного парашютистом. Свобода действий при этом, правда, ощутимо страдала, но что не сделаешь ради собственной безопасности. Резко нажав на педаль тормоза -- движение, которое инстинктивно делает каждый водитель в чрезвычайной ситуации, -- я ощутил резкий обхват ремней. Пошевелиться получалось с трудом.
       Пока Saab только планирует разработку регулировки силы натяжения ремней системы безопасности SSB, а концерн General Motors планирует оснастить ими не только "Саабы", но и все свои машины. В серию двойные ремни безопасности пойдут только через два года.
       

Как разобраться в карте VIN

       Идентификационный номер автомобиля почти как хромосомный набор. Расшифровав его, вы получите полную информацию о машине, особенно полезную при ее покупке. Каждый месяц мы рассказываем VIN-кодах наиболее популярных автомобилей.
       
ТЕКСТ ХАСАН ГАНИЕВ

Jeep
       Переход с 13-значного кода на VIN из 17 знаков в автомобилях Jeep состоялся в 1981 году. В настоящее время идентификационный номер имеет следующую структуру. Пример --
       
1 J 4 G W 7 8 S O R C 000001
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12-17

       Как и у большинства автопроизводителей VIN Jeep открывается географическим обозначением страны-производителя и корпорации, либо ее дочернего предприятия: 1 -- США и DaimlerChrysler Corp., 2 -- Канада и DaimlerChrysler Canada Inc., 3 -- Мексика и DaimlerChrysler de Mexico. Далее следует кодовый символ подразделения автопроизводителя, где, естественно, J -- это Jeep (для сравнения: B -- Dodge, C -- Chrysler). Третий знак VIN-кода указывает на тип автомобиля. В 90-х годах для продукции подразделения Jeep, в основном подпадающей под категорию MPV (Multi Purpose Vehicle), на DaimlerChrysler начали использовать цифру 4 (5 -- для автобусов, 7 -- грузовиков). В машинах 80-х вместо 4 писали С. Однако иногда встречается и "шестерка", которой американцы маркируют так называемые незаконченные транспортные средства -- incomplete vehicle. "Недоделки" имеют все, что положено машине для передвижения, но лишены многих конструкций, которые обеспечивают комфорт этого передвижения.
       Литера на четвертой позиции в настоящее время указывает на общую разрешенную массу автомобиля (раньше -- тип двигателя) как в фунтах, так и в килограммах:
       
D E F G H J K L M W
0-1360 кг 1361-1814 кг 1815-2267 кг 2268-2721 кг 2722-3175 кг 3176-3628 кг 3629-4082 кг 4083-4535 кг 4536-6350 кг
автобусы и незаконченные автомобили.

Пятый по счету знак указывает на модель (в соответствии с кодировкой 2000 года):
       T Cherokee 4х2 (с левым рулем)
       F Cherokee 4х4 (с левым рулем)
       B Cherokee 4х2 (с правым рулем)
       J Cherokee 4х4 (с правым рулем)
       N Cherokee 4х4 (с правым рулем)
       2 Grand Cherokee 4х2 (с левым рулем)
       W Grand Cherokee 4х4 (с левым рулем)
       7 Grand Cherokee 4х2 (с правым рулем)
       8 Grand Cherokee 4х4 (с правым рулем)
       A Wrangler 4x4 (с левым рулем)
       4 Wrangler 4x4 (с правым рулем).
       Следующий знак помогает разобраться в "семейственности" автомобиля и его модификации. Так, для автомобилей семейства TJ цифра 2 отдана Wrangler SE, 4 -- Wrangler Sport, 5 -- Wrangler Sahara. Для семейства WJ: 4 -- Laredo, 5 -- Limited. Для XJ: 2 -- Cherokee SE, 4 -- Cherokee Sport, 5 -- Cherokee Classic, 6 -- Cherokee Limited/Country.
       По седьмым и восьмым знакам VIN-кода можно вычислить тип кузова и двигатель автомобиля. И если с кузовом все просто и ясно, то кодировка моторных типов различной техники от DaimlerChrysler -- не только джипов -- в ее сегодняшнем виде достаточно замысловата. В упрощенном же варианте (без излишней конкретики соответствия двигателя и модели автомобиля) получается следующая таблица:
       C 4-цилиндровый 2.0 SOHC
       B 4-цилиндровый 2.4 DOHC
       M 4-цилиндровый 2.5 турбодизель с промежуточным охлаждением
       H 4-цилиндровый 2.5 на этилированном бензине
       P 4-цилиндровый 2.5 на неэтилированном бензине
       3 6-цилиндровый 3.0
       4 5-цилиндровый 3.1 турбодизель
       R 6-цилиндровый бензиновый 3.3
       G 6-цилиндровый этаноловый 3.3
       L 6-цилиндровый 3.8
       X 6-цилиндровый 3.9
       S 6-цилиндровый 4.0 на неэтилированном бензине
       V 6-цилиндровый 4.0 на этилированном бензине
       N 8-цилиндровый 4.7
       Y 8-цилиндровый бензиновый 5.2
       T 8-цилиндровый 5.2 на сжатом натуральном газе
       2 8-цилиндровый 5.2 на пропане
       Z 8-цилиндровый 5.9
       5 8-цилиндровый 5.9
       6 6-цилиндровый турбодизель 5.9
       7 6-цилиндровый турбодизель 5.9
       A 8-цилиндровый 5.9 на пропане
       W 10-цилиндровый 8.0
       Девятая позиция VIN-кода, как и у многих современных автопроизводителей, контрольная, а на десятой указывается год выпуска: V -- 1997, W -- 1998, Х -- 1999, Y -- 2000, 1 -- 2001. По одиннадцатой позиции можно определить географическое местоположение завода или сборочного предприятия:
       A Экспериментальный завод Атланта
       B Сент-Луис
       C Джефферсон
       F Ньюарк
       G Салтильо
       K Пилетт
       L Толедо завод N1
       P Толедо завод N2
       M Лаго Альберто
       R Виндзор
       S Додж Сити
       J Сент-Луис
       U Грац
       Y Стейер. Замыкает VIN-код шестизначный порядковый номер изделия.