криминал



БЕРЕГИСЬ В АВТОМОБИЛЕ
Орудующие на дорогах "отнималы" с квадратными челюстями и бейсбольными битами в руках изрядно "достали" всех. В первую очередь, конечно, владельцев дорогих иномарок, для которых моральная травма, полученная после встречи с тупыми и злобными "гопниками" зачастую становится тяжелее, чем сам факт потери автомобиля. Ненавидят разбойников и милиционеры -- ведь задержания этой публики редко обходятся без стрельбы и мордобоя. Примечательно, что даже в криминальной среде отношение к беспредельщикам, мягко говоря, пренебрежительное -- во всяком случае, уважающий себя "крадун" никогда не подаст руки "отнимале". Таким образом, особенно приятно констатировать подтвержденный статистикой факт: на смену позорящим автокриминал временщикам-разбойникам постепенно приходят профессионалы -- интеллигентные жулики с хорошими манерами, чувством юмора и прекрасным знанием психологии "лоха".
Вот классическая ситуация: раннее утро, спальный район на юге столицы, молодой удачливый бизнесмен-страховщик, торопясь на службу, выскакивает из подъезда и рысцой бежит к "ракушке", в которой дожидается хозяина новенький BMW 530i. Коммерсант не обращает внимания на троих коротко стриженных поджарых мужчин в солнцезащитных очках, неброских свитерках и джинсах. Они спокойно стоят возле его машины и курят. В тот момент, когда страховщик лезет в карман за ключами, все трое дружно бросают сигареты...
Что обычно происходит дальше в таких случаях, казалось бы, знает каждый школьник -- сейчас коммерсант с выбитыми зубами окажется на заднем сиденье своей иномарки. Но все было не так. Страховщику предъявили красненькие книжечки с буквами "МУР" на обложке и вежливо предложили пройти для разговора в припаркованную рядом "Волгу". На ней мужчину отвезли за МКАД в какой-то лесочек, там попросили отдать наличность, мобильный телефон, ключи, документы от автомобиля и выписать доверенность на управление BMW. Когда бизнесмен выполнил все, что от него требовалось, один из "муровцев" поехал обратно в Москву, а двое других, достав из багажника "Волги" ящик пива и кастрюльку с шашлыками, предложили позавтракать на природе. Завтрак закончился к вечеру, после чего сотрапезники, любезно подбросив страховщика до ближайшей станции метро, попрощались.
В поездке на дачу за перчиками тверской чиновник получил самые острые ощущения
Жуликов и BMW, который за целый день уехал, наверное, далеко, ищут. Коммерсант тем временем понемногу осваивается в метрополитене.
Не менее интеллигентно, чем "шашлычники", изымают движимые ценности у населения и так называемые "баночники". Московские милиционеры знают эту публику не первый год, а вот для двоих оказавшихся на Садовом кольце оперов из Подмосковья тюнингованный Mercedes G500 в соседнем ряду с привязанной за задний бампер пустой жестяной банкой показался столичной диковинкой. Невидимый за тонированными стеклами водитель джипа не обращал никакого внимания на раздающийся сзади перезвон, и милиционеры решили посигналить "лоху", давая понять, что у него не все в порядке с машиной или с головой. Однако тот, заметив милицейскую "восьмерку", увеличил скорость, а затем и вовсе, перескочив через бордюр, нырнул в переулок и скрылся из виду. Бросившиеся следом оперативники обнаружили джип во дворе, но салон иномарки к тому времени был уже пуст.
Вскоре нашлась и хозяйка Gelaendewagen -- очаровательная молодая неработающая дама. Как выяснилось, всего час назад она, затоварившись в супермаркете, вернулась к своему джипу и отправилась домой. Отъехав пару сотен метров, женщина услышала противный звон, идущий откуда-то сзади, остановила машину и вышла посмотреть, что случилось. При этом не стала даже глушить двигатель, да и сумочку с документами оставила в салоне. Увидев привязанную к бамперу "Водку-дыню", дама нагнулась, чтобы отцепить ее, но в этот момент внедорожник рванул вперед. Таким образом, "баночники", которые "пасли" владелицу машины от самого магазина, можно сказать, блестяще провели операцию. Им оставалось лишь завершить ее -- свернуть во дворик, отстегнуть там "Водку-дыню", но тут не ко времени влезли областные милиционеры, которым не дают покоя чужие банки.
Сергей Дюпин, корреспондент газеты "Коммерсантъ"


Сошлись характерами
Известно, что гаишники у нас бывают двух видов: фальшивые и настоящие. Водители справедливо опасаются и тех и других, но переодетых в милицейскую форму преступников все же боятся больше, чем настоящих стражей порядка. Логика проста: "ряженый" грабитель отберет деньги, документы, автомобиль, да еще и настучит по голове, а кадровому офицеру, как правило, бывает достаточно только денег. Сегодня принципиальной разницы между настоящими и фальшивыми гаишниками сегодня уже не существует, поскольку получить по башке с одинаковой вероятностью можно и от тех и от других. Об этом -- сегодняшняя история.
"Захотелось нам с женой субботним вечером маринованного перчика откушать, -- объяснил "Автопилоту" начальник продовольственного департамента Тверской обладминистрации Владимир Харитонов. -- Ну, любим мы это дело. Одни, там, хомяков всяких разводят, другие марки коллекционируют, а я без дачи не могу -- при любой возможности мчусь туда помидорчики полить, соловьев послушать... ". Сказано -- сделано. В ночь на 25 мая чиновник Харитонов с женой Людмилой, уложив, наконец, заигравшихся в Max Pain детей, уселись в свой Mitsubishi L200 и отправились за консервированной сельхозпродукцией.
Езды от центра Твери, где живут Харитоновы до их загородной резиденции, расположенной в пригороде Дмитрово-Черкассы -- всего-то минут десять, но дорожка это непростая. Ехать можно тремя путями: по лесной грунтовке, в объезд по федеральной трассе Санкт-Петербург--Москва и напрямик, через местное кладбище. Супруги, как обычно, выбрали самую короткую, "кладбищенскую" дорогу и вскоре пожалели об этом. "Представьте ситуацию, -- поясняет любитель перчиков. -- Ночь, темно, на дороге только мы одни. Вокруг -- могильные кресты и оградки, поблескивающие в тусклом лунном свете. Тишина. Лишь поскрипывают верхушки сосен да бьются мотыльки о лобовое стекло... Вдруг из-за поворота кто-то неожиданно слепит меня дальним светом фар. Я, еще помню, моргнул пару раз, давая понять встречному, что ничего не вижу, но он не среагировал. В последний момент увидел на дороге силуэты каких-то людей. Они вроде бы пытались меня остановить, махали руками, но я проехал мимо и еще прибавил газу. Ведь известно, кто может по ночам на кладбище шариться -- только шпана".
На Дмитрово-Черкасском погосте, к несчастью для господина Харитонова, в это время "шарилась" не шпана, а сотрудники отдельного батальона ДПС Тверской области, проводившие спецмероприятия по случаю празднования 300-летия соседнего Санкт-Петербурга. "Тверская милиция в те выходные была переведена на усиленный режим несения службы, -- объяснил старший следователь прокуратуры Центрального района Твери Сергей Прокофьев, который сегодня разбирается с последствиями встречи чиновника и гаишников. -- Приказом #115 по областному ГУВД было предписано останавливать и досматривать все подозрительные автомобили".
Вот как описывают свою первую несостоявшуюся встречу с Харитоновым гаишники. "Увидели, как по дороге на огромной скорости несется джип, -- рассказал один из офицеров. -- Попытались его остановить -- водитель не отреагировал. Вместо того чтобы притормозить, врубил дальний свет, звуковой сигнал и пронесся мимо. Естественно, начали преследование".
Обнаружив за собой "хвост" Владимир Харитонов, как он уверяет, еще больше испугался и, соответственно, притопил педаль акселератора. А увидев по дороге толпу людей и какой-то слетевший в кювет автомобиль, чиновник помчался дальше, уже будучи в полной уверенности, что на кладбище орудует банда дорожных разбойников. Поворот на дачу, до которой оставалось всего каких-нибудь пару километров, господин Харитонов предусмотрительно проскочил мимо, чтобы не "светить" перед бандитами свое жилище. Вместо этого выбрался на трассу Санкт-Петербург--Москва, сделал по ней приличный крюк до деревни Дмитровской и, лишь окончательно убедившись в том, что преследователи отстали, заехал в коттеджный поселок с противоположной стороны.
"Да, бандиты, промышляющие на дорогах, нередко переодеваются в милицейскую форму, -- соглашается командир отдельного батальона ДПС Тверской области Дмитрий Пискарев. -- Но я не помню ни одного случая, чтобы "банда" преследовала свою жертву на трех автомобилях с милицейской символикой, включенными световыми и звуковыми спецсигналами. Кроме того, пытаясь скрыться от наших сотрудников, Харитонов проезжал мимо стационарного поста ДПС на федеральной трассе и не повернул к нему. Хотя любой человек, за которым, как он считает, гонятся бандиты, обязательно попросил бы помощи у милиционеров". Так или иначе, но через несколько секунд после того, как Mitsubishi чиновника припарковался перед воротами его дачи, рядом затормозил милицейский ВАЗ-2106, а вскоре примчались и еще два экипажа.
В том, что происходило дальше, показания участников событий опять принципиально расходятся. "Выскочивший из "шестерки" прапорщик с ходу обозвал меня "бычарой", а жену... ну, в общем, женщиной легкого поведения, -- рассказывает Владимир Харитонов. -- Подбежавший с другой стороны капитан кричал коллеге: "Чего ты с этими бандюками разговариваешь? Одевай на них браслеты". Тут жена за меня вступилась: "Не трогайте моего мужа. Он -- ответственный работник обладминистрации". А капитан ей в ответ: "Да хоть сам губернатор". И тут началось. Меня ударили сзади чем-то тяжелым. Я упал. Помню, кто-то из милиционеров сел сверху и начал долбить меня головой о землю. Жену, которая попыталась вмешаться, капитан тоже несколько раз ударил кулаком в лицо. В итоге нас обоих заковали в наручники, рассадили по разным машинам и куда-то повезли. В дороге я попытался что-то объяснить сидевшему рядом старлею, но получил еще один удар, после которого и вовсе отключился".
Милиционеры утверждают, что, несмотря на нервное напряжение от погони, продолжавшейся более сорока минут, подойдя к водителю джипа, они вежливо представились и потребовали документы. "А этот бык..." -- начал объяснять один из участников операции, но прежде чем продолжить его рассказ, необходимо сделать существенное отступление. Дело в том, что 43-летний Владимир Харитонов половину жизни проработал в спецслужбах. Сначала в ФСБ, а затем в налоговой полиции, где дослужился до начальника оперативной службы областного управления. Поэтому и манеры, и внешний вид -- рост, осанка, стрижка тверского начпрода -- вполне могли вызвать определенные сомнения у милиционеров.
По версии стражей порядка, вместо того чтобы достать и предъявить свои права и прочие "ксивы", Харитонов сначала открытым текстом высказал милиционерам, "где он их видал и на чем вертел", а после этого еще и засветил кулаком в глаз прапорщику. Тем временем жена чиновника по его команде вцепилась в лицо лейтенанту, едва не выцарапав милиционеру глаз, после чего супруги запрыгнули в автомобиль и заблокировали двери.
В итоге Харитонов оказался сначала в райотделе милиции, откуда его, впрочем, быстро отпустили, проверив документы, а затем в больнице, где провел несколько недель. Во время "спецмероприятия", не считая выбитых зубов, синяков и ссадин, гаишники нанесли ему тяжелую черепно-мозговую травму, от которой он до сих пор не может оправиться. Тверская прокуратура, которая разбирается сейчас с этим делом, квалифицировала действия милиционеров как "превышение должностных полномочий с применением насилия и спецсредств". При худшем для гаишников раскладе им грозит до 10 лет лишения свободы. Впрочем, как считает следователь Сергей Прокофьев, в этом деле не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. "Милиционеры ведь тоже принесли справки из травмпунктов, -- говорит он. -- У одного из них ушиб ноги, у другого так сильно исцарапано лицо, что сотрудник три дня "стеснялся" выйти на работу. Так что будем разбираться".