Младший брат



КУСОК ДЕРНА, ВЫБИТЫЙ ПРИ УДАРЕ, У ГОЛЬФИСТОВ НАЗЫВАЕТСЯ "ДИВОТ". ЭТО ЕСЛИ ВЫБИТ ОН КЛЮШКОЙ, А НЕ КОЛЕСОМ MERCEDES-BENZ 190SL.


Белые одежды, шелковая зелень травы, восемнадцать лунок, которые надо пройти неспешно, чтобы, отложив клюшку, взять в руку бокал Martini, который гольфисты называют "девятнадцатой лункой"... И кому пришло в голову присвоить имя аристократической игры "народному автомобилю"? Утешить нас может лишь то, что вовсе уж крохотный автомобиль обозвали Polo. Ведь в поло машут клюшками и вовсе аристократы, поглядывая из седел на трибуну, с которой за состязаниями наблюдает королевская семья.
В 50-е годы в модельной гамме Mercedes-Benz не было автомобилей гольф-класса, но история, похожая на раздачу клюшек для гольфа простым гражданам, имела место быть.

СУПЕРКАР. С этим, конечно, можно спорить, но считается, что в послевоенное десятилетие главным суперкаром обоих континентов был Mercedes-Benz 300SL. Мощная рядная "шестерка", вытянутый далеко вперед капот с двумя жесткими продольными ребрышками, огромные жабры позади передних колес, забранные решеткой, напоминавшей тюремную, стремительные "плавники" над арками и самое главное -- двери, поднимающиеся вверх не в угоду моде, а в силу конструктивной необходимости, за что автомобиль получил за океаном имя Gullwing -- "Крыло чайки". Создателям машины, что случается нечасто, позволили реализовать в конструкции абсолютно все их задумки. А когда знаменитый Фанхио доказал, что этот автомобиль действительно передовой по всем статьям, выиграв тяжелейшую гонку Carrera Pan-Americana, Mercedes-Benz 300SL еще при жизни превратился в легенду...


Это был действительно, без всяких преувеличений, "автомобиль-мечта". В том числе и в силу своей цены -- за девять лет выпуска его смогли купить лишь 3258 счастливцев. Остальным же приходилось только вздыхать. Впрочем, на родине автомобиля о нем даже и не мечтали -- разоренная войной Германия продолжала зализывать раны, и почти весь тираж Mercedes-Benz 300SL уплывал за океан. Однако и там денег на Gullwing хватало не у всех, но как хотелось хоть раз в жизни подержаться за эти "чайкины крылья"!

ДЖУНИОР. Лучше всего чаяния своих потенциальных покупателей знают, конечно же, продавцы. Американские дилеры Mercedes-Benz в начале 50-х были страшно недовольны. "Мерседесы" здесь всегда продавались неплохо, однако в модельной гамме фирмы ощутимо не хватало спортивной машины, которая напоминала бы собой легендарный 300SL, но в отличие от последнего была по карману автомобилистам с горячим сердцем, но скромными доходами. Именно для них конструкторы Карл Вильферт и Вальтер Хеккерт заточили карандаши, чтобы создать "эс-эль джуниор" -- младшего брата, который не в состоянии самостоятельно заплатить годовой членский взнос гольф-клуба и клюшку пока держит как садовые грабли, однако очень старается во всем походить на старшего.
Впервые небольшой спортивный Mercedes-Benz 190SL был продемонстрирован публике в феврале 1954 года на Международном салоне спортивных автомобилей в Нью-Йорке. Его "старший брат", успевший к тому времени сделаться чуть ли не самым знаменитым автомобилем за всю полувековую историю этого вида транспорта, был встречен очередными овациями. 190SL хоть и унаследовал от старшего чистопородную стать, остался незамеченным.
Однако шелест чековых книжек -- далеко не всегда эхо шелеста газетных страниц. К тому же публике дали достаточно времени, чтобы присмотреться к "джуниору" и даже полюбить его, -- массовое производство Mercedes-Benz 190SL началось только в мае 1955 года. За это время дилеры успели собрать тысячи заказов на новый автомобиль. Небольшая спортивная двухместка продержится на конвейере в Зиндельфингене до февраля 1963 года. Всего же ее успеют выпустить в количестве 25 881 штуки.



ПАТТИНГ-ГРИН. Официально Mercedes-Benz 190SL именовался "родстером", но на самом деле жизнь он начал как кабриолет, потому что имел боковые стекла, опускающиеся в двери, а родстеры, как известно, выполняются без дверных стекол. Несколько позднее появился автомобиль с отдельной жесткой алюминиевой крышей. Алюминиевыми же у автомобиля были двери, капот и крышка багажника.
Четырехцилиндровый двигатель с верхним распределительным валом и двумя двухкамерными карбюраторами Solex развивал 105 л.с. и был куда более гибким, чем трехлитровые шестицилиндровые силовые агрегаты, ставившиеся на "старшего брата" и на дорогие седаны серии 300. Его коленчатый вал вращался в трех коренных подшипниках и свободно держал 3000 об./мин., что считалось тогда критическим показателем для двигателей подобного объема и мощности. Степень сжатия при использовании стандартного бензина составляла 8,5:1.
Коробчатые секции на каждой стороне были соединены в единое целое с металлическим полом и кузовными панелями, которые крепились к раме-платформе. Центральный "позвоночник" шасси был разведен спереди и сзади для более удобного монтажа подвески. Передняя, на двойных треугольных рычагах, работала совместно с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами.
Вместе с двигателем и коробкой она объединялась в один съемный агрегат, что значительно упрощало его демонтаж для ремонта и технического обслуживания. Одинарные шарниры передней подвески были расположены очень низко, чтобы уменьшить риск нарушения развала и схождения передних колес.
.

Впрочем, впервые взявшему в руки клюшку вовсе не обязательно знать, что такое "паттинг-грин" или "двойной богги". Достаточно усвоить главные принципы: "играть на поле, как оно есть, играть мяч, как он лег, и, если и то, и другое невозможно, поступать по справедливости".

КАК ОН ЕСТЬ. Дверца автомобиля открывается удивительно легко и бесшумно, хотя все привыкли, что у настоящего спортивного монстра она должна тянуться с сейфовым упрямством и лязгать, как винтовочный затвор. Кресло хоть и не похоже на ковш, но по-спортивному бескомпромиссно: регулировок нет вообще, так что "играй на поле, как оно есть". Единственное, что с ним можно сделать, -- целиком откинуть вперед, чтобы освободить доступ к нише позади сидений, где по спецзаказу могло устанавливаться дополнительное креслице. Третий пассажир сидел правым боком по направлению хода автомобиля, хотя куда логичнее здесь было хранить сумку с клюшками для гольфа. В багажник последняя поместилась бы едва ли. Зато в нем предусмотрено место для второго запасного колеса.
Мужчина безусловно оценил бы пепельницу, вмонтированную в торпедо рядом с зеркальцем заднего вида, а женщина -- само зеркальце и еще одно на двери. Ведь это кабриолет, и для того чтобы поправить макияж, достаточно чуть-чуть высунуть мордочку из машины. Рулевая колонка, разумеется, без какого-либо намека на регулировки. Когда рулишь, ладони находятся на уровне глаз. Сам руль тоненький, стандартный для всех Mercedes-Benz того времени. Внутреннее колесо "баранки" -- для включения указателя поворота. Ручка переключения КПП тоже тоненькая, и потому кажется хрупкой. Но передачи включаются практически без усилия, первая -- прямо от себя.
Под левой ступней -- помпа для омыва лобового стекла. Несколькими сантиметрами выше -- кнопка включения дальнего света, который в автомобиле тоже управляется нижней конечностью. На крышке "бардачка" -- часы с механическим заводом.

СЛОВО ДЖЕНТЛЬМЕНА. Ездовые характеристики автомобиля нельзя было назвать рекордными -- "сотню", по утверждениям производителя, он набирал за 14,5 секунды. Сомневаться в этом считалось нескромным. Как в гольфе -- не принято проверять, за сколько ударов вы "прошли лунку", верят на слово. Максимальная скорость Mercedes-Benz 190SL составляла 171 км/ч, что было нормально для любительского спортивного автомобиля, но не более того. Зато скромный по тем временам аппетит двигателя вкупе с 65-литровым баком позволял умчаться вдвоем подальше от города, поближе к зеленым полям с заветными лунками. Опережение зажигания, если, не дай Бог, в провинции вам залили скверный бензин, регулировалось рычажком на приборной панели. Сам бензобак, к слову, имел резервную емкость, как на мотоцикле. Еще одно удобство, предусмотренное "для сельской местности", -- сеточка, вставлявшаяся в воздуховод, идущий к радиатору печки. Периодически ее надо было вынимать и чистить от комаров и мух.


Подвеска, как и подобает спортивному автомобилю, информировала водителя и пассажира о том, что кончился асфальт и начался гравий. На редкость чувствительное рулевое управление создавало особые удобства, но через крепление рулевого механизма передавались вибрации двигателя. Если над полем для гольфа собирался дождь, то на установку складного верха уходило не более двадцати секунд.

ГЛАВНОЕ УЧАСТИЕ. До 1957 года все сошедшие с конвейера Mercedes-Benz 190SL красились исключительно в серебристый цвет, но позднее клиенты смогли получать машину, окрашенную в любую цветовую комбинацию, которая предлагалась и на обычные легковые автомобили. В 1959 году задние окна у машин с мягким верхом и хардтопов увеличили в размерах, а очертания кузова были несколько осовременены французским кузовным маэстро Полем Браком.
Mercedes-Benz 190SL покупала не только богема, но и весьма состоятельные люди, у которых, в принципе, хватило бы денег и на 300SL. Одну из первых машин, экспортированных в США, тут же прибрал к рукам Фрэнк Синатра. Были такие автомобили и у американских актеров Гарри Купера и Гленна Форда. Не брезговали им и европейские знаменитости -- Софи Лорен, Мария Каллас, Герберт фон Караян...
Если Mercedes 300SL выигрывал все крупные гонки, проводившиеся в 50-х, а его модификации под управлением таких звезд автоспорта, как Хуан Мануэль Фанхио, Карл Клинг или Герман Ланг, завоевывали Большие Призы в Ле Мане, то 190SL довольствовался участием в ралли. Хотя выступал более чем достойно: в 1962 году Эйген Бюхринджер и Петер Ланг завоевали призовое место в ралли Монте-Карло, на следующий год на этой же машине они победили в дорожном марафоне Льеж-София-Льеж. Хотя в гонках, как и в гольфе, порой важнее участие, нежели результат. Даже терминология схожа. "Драйв" -- удар "драйвером", клюшкой для самого далекого удара. "Маршал", как на гонках, следит за скоростью игроков и соблюдением ими мим-этикета. А "кэдди" -- нет, это, конечно же, не Cadillac, а инструктор, который носит ваши клюшки и помогает познать премудрости аристократической игры.
ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ГРИГОРИЙ МИТИН, ФОТО КОНСТАНТИН КОКОШКИН, МОДЕЛИ АГЕНТСТВО POINT



MERCEDES-BENZ 190 SL 1959
Длина/ширина/высота (мм) 4220/1740/1320
Число/расположение цилиндров 4/рядно
Рабочий объем (куб. см.) 1897
Мощность (л.с. при об./мин.) 105 при 5700
Максимальная скорость (км/ч) 171
Разгон до 100 км/ч (сек.) 14,5
Средний расход топлива (л/100 км) 12,5