|
 |
ТУРНЕ РОДИНА КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ 
КРАЙ-РАЙ
Каждый год с друзьями -- традиция у нас такая -- я езжу к Черному морю, в студенческий лагерь МГУ "Буревестник". Мы ездим туда уже много лет подряд, выдавая себя за аспирантов второго или (те, кто уж совсем плохонько выглядят) третьего года обучения. Некоторые девушки все еще верят. Зато иные наши совершенно правдивые воспоминания об этих и соседних местах -- в их глазах коллекция мифов почище, чем у Куна.
Рассказ о нашествии божьих коровок в семьдесят, не вспомню уж точно каком, году по степени достоверности идет вровень с легендой о кентаврах или сиренах. Но я и впрямь видел эту картину: сплошь красные пляжи от маленьких и почему-то очень больно кусающихся тварей. Их не смыл даже шторм. Мы тогда с родителями прочесали практически все любимые уголки от Адлера до Архипо-Осиповки, спасаясь от этой напасти. Спрятаться удалось только в Геленджике. Михайловский перевал коровки не смогли перелететь.
Какие-то вещи мне кажутся невероятными уже самому: городские автоматы, точно такие же, что продавали газировку за копейку (за три -- с грушевым или иным сиропом), наливающие Ркацители. Стакан этого белого стоил, если не ошибаюсь, 20 копеек. И по количеству спавших рядом с аппаратами курортников можно было судить об их высокой рентабельности. На фоне сегодняшних армейских ужасов представляется фантастическим тот факт, что раньше здесь вдоль берега фланировали пограничные наряды с оружием. И сфотографироваться с "Калашниковым" в руках, выпросивши его у кого-нибудь бойца, было не труднее, чем сняться на память "с обезьянкой" или "под пальмой". Командиры застав, кстати, были объектом жуткой ненависти -- именно по их указанию в пансионатах все открытые дискотеки заканчивались очень рано. Облавы на нудистов с последующим приводом в милицию, аннулированием путевок, штрафами, исключением из комсомола/партии и прочими карами -- это вообще сюжет для дешевой эротической комедии.
ПРОВЕРКИ НА ДОРОГАХ. Жанр путевых заметок нельзя, конечно, смешивать с мемуарами. Тем более что каждый сам себе мемуарист и способен разродиться не одним "курортным романом". Просто если вы часто где-то бываете, то вам ранжировать свои впечатления оказывается гораздо труднее, чем туристу-новичку. Вот меня уже мало впечатляет количество гаишных постов на трассе от Ростова, в моменты кризисов в Чечне становившихся еще более грозными на вид из-за маскировочных сеток, каменных блоков и "бэтээров". Если вам повезет, вас остановят всего лишь на половине из них. Если не повезет, то на всех. Остановят и проверят тщательнее, чем в аэропорту (особенно усердно это делают на границе края с Ростовской областью и в Адыгее). Прописку в паспорте, документы на машину, содержимое машины и багажа, который часто заставляют выгрузить полностью. Зная это дело, мы однажды хохмы ради подкинули одному из своих приятелей в сумку игрушки, включая плетку и наручники, из секс-шопа. Шутка вышла неудачной: на посту мы задержались часа на три.
Честно говоря, я наделся на то, что сейчас, не в сезон, останавливать будут меньше. Но уже на выезде из Краснодара, куда я прилетел с возвращавшимися откуда-то футбольными фанатами -- за два с лишним часа полета голова моя гудела не столько от шума лайнера, сколько от кричалки, главная из которых -- ""Кубань", "Кубань", ворота протарань" -- и откуда собирался ехать к морю, меня тормознули. Инспектор, засунувшись по пояс в салон и глядя прямо в душу (я решил, что пытается унюхать "амбре"), вдруг попросил довести "нашего" до Горячего Ключа. Это, к слову, примечательный городок. И не только тем, что здесь вместо соленой морской воды много минеральной, весьма знаменитой и лечебной. Здесь расположен крупнейший на всем юге дилерский центр DaimlerChrysler. Не в Сочи, Краснодаре или Новороссийске, а в городке, где живет чуть больше 50 тысяч. Инспектор, который со мной ехал, считает это нормальным. Получается, что всем отовсюду в Ключ ехать примерно одинаково. "Да и в самом Ключе за последнее время много народу богатого осело -- москвичи, нефтяники разные".
У богатых свои причуды и "мерседесами" они не ограничиваются. Самые разнообразные и дорогие автомобили можно встретить не только летом. Впрочем, летом обилие причудливой техники превосходит воображение. Года два назад в Анапе я видел знаменитый Hummer-Limo Киркорова. Правда, не он почему-то вызвал ажиотаж у публики. И даже не диковинные байкерские трехколесные аппараты, а родстер Z3, выставленный прямо в центре города перед особнячком вроде бы местного депутата. Сфотографироваться на его фоне за пару червонцев стояла очередь. Говорят, что когда из Лувра украли Джоконду, туда стало ходить больше народу. Желающих посмотреть на пустое место, где висела Мона Лиза, оказалось больше, чем желающих посмотреть саму картину. Практически то же самое происходило и в те дни, когда Z3 загоняли в глубь двора. Народ приходил толпиться у лобного места.
В этот раз в Сочи, у гостиницы "Москва", я наткнулся на Excalibur. Это красивое авто просто обречено на то, чтобы стать самым продаваемым фоном в наступающем сезоне. Хозяин, впрочем, предполагает использовать его по другому назначению. Я с ним познакомился. Он занимается прокатом лимузинов и недавно пополнил автопарк этим автомобилем, купленным в Германии за $80 000. "Пока езжу сам, -- рассказал он, -- потом буду давать кататься другим". Можно кататься и без водителя фирмы, можно и на кабриолетах, "их есть у меня", но "вот только местным я машины не даю, у них одно на уме -- каждый себя Шумахером считает". Расценки на прокат были обозначены так: "договоримся".
ТЕМНЫЕ НОЧИ. Но я отвлекся. Вернемся к "нашему", гаишнику, которого мне определили в попутчики. И я, право слово, не пожалел. Благодаря ему я узнал рейтинг самых бесшабашных и "отвязных" водителей. На первом месте...нет, не угадали, не москвичи. А ростовчане. "Больные на всю голову. Едут на выходные, торопятся, прут по встречке. В октябре я выезжал на ДТП. Лобовой таран, слава Богу, без жертв. С одной стороны, "девятка", конечно, с 61-ми номерами. С другой -- иномарка на списание из Челябинска. Семья с детьми на Урал возвращалась. Денег у них осталось на бензин да на обед, все потратили. Плачут, как назад возвращаться не знают". На втором месте, опять не угадали, -- ставропольчане. Тоже соседи, тоже вечно торопятся. Московские водители -- это особая статья. Богатые, хамовитые, кто бы сомневался, у многих -- корочки внештатников ГИБДД или милиции.
Я не удержался и сделал комплимент местным водителям, постоянно повышаемую серпантинами квалификацию которых я действительно ценю. Попутчик удивился: "Посмотри на количество придорожных венков и передумаешь". Я ответил, что это еще ни о чем не говорит. И объяснился. Колеся по какому-то району Краснодара, я увидел венок на одном из столбов, ничего особенного, конечно, но на следующем столбе тоже висел венок и на следующем тоже... Я присмотрелся и увидел под ним рекламный текст "Изготовление памятников, венков, фото на керамике". Гаишник похихикал, но все равно посоветовал быть "поаккуратнее". "Здесь никогда не гони, -- сказал он, когда мы проезжали Молькино. -- Пьяные вояки могут на дорогу выскочить". В Молькино дислоцируется бригада спецназначения. Когда я возвращался назад в Краснодар, я забыл мудрый завет. И напрасно. Я чуть не поседел, когда в луче фар в полуметре от машины мелькнула фигура. Фигура была в камуфляже, еле держалась на ногах и, вероятно, намеревалась потренироваться на обезвреживании автомобиля, несущегося со скоростью 120--140 км/ч. Как я его не сбил, не понимаю, но оставшиеся километры до Краснодара я ехал не больше 50. Предостерегал меня попутчик и от злых людей. Угоны, по его словам, не так страшны. "А вот всякие "гоп-стопы", кражи -- это у нас в большом количестве. Сейчас-то поспокойнее, гастролеров нет, но все равно в день столько-то убийств, разбоев"... Короче, он познакомил меня с подробной сводкой преступлений, ну а я его -- с печальными историями своих знакомых. Одну из семейных пар прошлым летом обчистили по дороге из Адлера, под угрозой пистолета оставив в одних шортах. Тут по радио заиграла песня "Ленинграда" про "замечательного мужика". Что подтолкнуло гаишника поразмышлять по поводу изнасилований "глупых теток, клюющих на сказки местных орлов". "Геленджик, между прочим, с тюркского переводится как "белая невеста" или просто "невеста". Легенд про это много красивых. Но я всегда напоминаю, что в Геленджике находился турецкий невольничий рынок. Так что всегда надо думать, прежде чем ехать кататься в горы".
КРАСОТА НЕЗЕМНАЯ. Это не антиреклама красотам края, коих достаточно (чтобы увидеть их, в горы все-таки придется ехать): чайные домики в Уч-Дере, дольмены на реке Пшада, водопады в Мамедовом ущелье, тюльпанные деревья на Шахе (здесь они самые мощные -- говорят, их сажал еще генерал Раевский, под командованием которого строились многие черноморские форты), грязевые ванны за Темрюком, гора Ахун... На их описание не хватит места. Про Ахун скажу лишь то, что это культовое место для сочинских молодоженов. Вообще-то, по легенде, чтобы семейная жизнь была долгой и счастливой, нужно занести на руках невесту к самой башне. Но почему-то все предпочитают делать это на машине. Может, потому, что древность легенды сомнительна, как и древность башни. Ее построили всего за 100 дней в 1936 году. Но о некоторых вещах гиды предпочитают забывать.
Зато они вам наверняка скажут, что Сочи, например -- "самый протяженный город в мире". 145 км. "Длиннее" только Лос-Анджелес. В их словах нет натяжки. Формально Большой Сочи начинается от реки Псоу, а заканчивается у Магри (что намного ближе к Туапсе). Чтобы добраться из одного "конца" города в другой, требуется не меньше трех часов. В лучшем случае. Если не будет пробок, а они не редкость. Местные журналисты подсчитали, что за один только сезон Курортный проспект перекрывали, в том числе и для Путина, следующего в "Бочаров ручей", 500 раз. Свой "курортный" проспект, единственная дорога "в" и "из" города, есть у каждого курорта. Пожалуй, только в краевом центре нет этой проблемы (местные, правда, возразят). Но там и движение по многим улицам одностороннее, и в этом -- другая проблема. Я петлял долго, чтобы попасть на центральную улицу Красную, но так и не смог въехать. По выходным Красную перекрывают и превращают в Арбат. Точнее, в типичную южную улочку. Закрыв глаза, вы легко сможете представить себе шум моря, ну или хотя бы Кубани.
ТЕКСТ И ФОТО ХАСАН ГАНИЕВ
|
|
|