<% IssueNumber=004 aYear=2006 aMonth=04 filename="118.html" currentdate="Апрель, 2006 № 04 (145)" %>
 ВСТРЕЧНАЯ ПОЛОСА  КАРАВАН / ЗАПАСКА вниз...
НЕ ПЕЙ ЛЕГЕНДУ
"Десять стульев из дворца!" -- сказал вдруг аукционист. "Почему из дворца?" -- тихо ахнул Ипполит Матвеевич... Остап тогда не стал читать предводителю дворянства лекцию по основам маркетинга и объяснять, что "гарнитур мадам Петуховой из города N" имеет гораздо меньше шансов вырасти в цене, чем мебель, которая "еще помнит императорские зады". Этим приемом пользуются давно: канделябры из будуара Екатерины Второй или чернильницы Столыпина -- давно уже классика антикварного жанра. Разумеется, не стали исключением и автомобили.

ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ. Александр Алексеевич Ломаков сменил в жизни множество профессий, но в памяти народной навсегда останется как владелец "автомобиля Геринга". Своего 853-го "хоря" дядя Саша купил еще в начале 70-х, когда подобные машины считались металлоломом и отдавались за бесценок -- за "Хорьх" он выложил каких-то 670 рублей. Несколько лет ушло на реставрацию, и вот Ломаков -- звезда всех парадов клуба САМС. Но этого ему показалось мало, и как-то, разглядев на колесном диске надпись Hering, автовладелец объявил общественности, что является обладателем рейхсмаршальского автомобиля, а доказательство -- вот оно, клеймо личного гаража. В этом его не мог переубедить никто: ни знатоки немецкого языка, которые утверждали, что фамилия рейхсмаршала по-немецки пишется Goering, ни автомобильные историки, говорившие, что Hering -- всего лишь фирма, выпускавшая колесные диски. "А вы докажите, что это машина не Геринга", -- отбивался от умников дядя Саша и выдал версию того, как "Хорьх" попал в СССР. Мол, этот 853-й выставлялся на Парижском автосалоне в октябре 1935 года, получил там Гран-при и нового хозяина в лице старины Германа. Десять лет спустя при штурме Берлина этот кабриолет забрал себе полковник Гусаковский, командир танкового батальона, первым ворвавшегося в город. Но полковник взял себе машину явно не по рангу, и "Хорьх" у него перехватил не кто иной, как маршал Рокоссовский, который потом подарил его генерал-лейтенанту авиации Михаилу Самохину, а тот -- спустя несколько лет -- своему другу, полковнику Румянцеву. А уж у него и купил этот "Хорьх" сам Ломаков. Просто библейский сюжет: "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его..." Все было складно, чинно, благородно, если бы не несколько "но". Первое: ломаковский Horch имеет номер шасси 853 123, а следовательно, был выпущен в ноябре 1935 года -- спустя месяц после открытия Парижского автосалона. Поэтому туда он мог попасть разве что при помощи машины времени, которую нацисты, к счастью, так и не изобрели, хотя на Тибет ездили. И второе: согласно воспоминаниям танкового генерала Николая Попеля, полковник Гусаковский был тяжело ранен еще на подступах к Берлину и отправлен в госпиталь. Без всяких 853-х "хорьхов".

 
 
Герман Геринг за рулем специал-родстера Horch 853А с заказным кузовом фирмы Erdmann und Rossi, который он забрал с Берлинского автосалона 1939 года.

Реставратор Александр Ломаков и писатель Федор Шахмагонов рядом с тем самым "автомобилем Геринга".

Обыватели не упускали случая запечатлеться рядом со знаменитым "Хорьхом" и его не менее знаменитым владельцем.

В прессе часто пишут об этой машине, а в одной из публикаций даже фигурировала ее цена -- ?3 000 000, что явно не соответствует действительности: точно такой же "Хорьх" можно приобрести в любом европейском коллекционном бюро всего за полмиллиона, а имя Геринга для немецких коллекционеров ровным счетом ничего не значит и на цене никак не отражается.
К слову, автомобиль марки "Хорьх" у рейхсмаршала все-таки был, и не один. В гараже его замка Каринхалле стояли и лимузины Horch 951, и все тот же 853-й, только другого цвета. А любимцем Германа был специал-родстер Horch 853А с заказным кузовом фирмы Erdmann und Rossi, который он увидел во время посещения Берлинского автосалона 1939 года и тут же "завернул" себе. Об этом факте свидетельствуют как сохранившиеся документы самой фирмы, так и фотографии, на которых изображен счастливый Геринг за рулем этой машины на горной дороге. Увы, в 1945 году родстер оказался погребенным под развалинами Каринхалле, и уже ни один коллекционер в мире не сможет насладиться обладанием этой машиной.

Имя нацистского рейхсмаршала магически действовало на всех.   В глазах некоторых читалось удивление -- как это обычный с виду советский человек заполучил в собственность машину Германа Геринга?

В 1939 году восемнадцатилетний румынский король Михай I стал владельцем специал-родстера Mercedes-Benz 540K..  
БЕНИТО ЛЯ КОМЕДИЯ. Зато можно стать владельцем авто не менее известной персоны. Совсем недавно с молотка британского аукционного дома Coys ушел за $190 000 кабриолет Fiat 2800 c кузовом работы туринского ателье Viotti, подаренный Дуче своему другу генералу Франсиско Франко. Хотя имя Муссолини чаще связывают с другой маркой.
Итальянский диктатор обожал женщин и автомобили Alfa Romeo -- и того и другого в его жизни было великое множество. Со своей самой большой любовью -- Клареттой Петаччи -- он даже познакомился, когда ехал за рулем своей "Альфы" из Милана в Рим. Вскоре и у нее появилась своя машина -- тоже Alfa Romeo. И потому как в регистрах фирмы фамилии таких персон не значились, это послужило основанием некоторым владельцам автомобилей марки Alfa Romeo выдавать их за личный транспорт Муссолини, его любовницы Кларетты, сына Бруно или зятя Галеаццо Чиано.
Напротив номера шасси Alfa Romeo 6С2500, принадлежащей инженеру Александру Рево, в регистрах фирмы как раз стоял прочерк. "А не ездил ли на ней сам Бенито?" -- задумался простой советский гражданин. Машина у Рево была необычайно красивая, в великолепном состоянии, и не у одного старьевщика заволакивала глаза черная пелена зависти при виде этой вишневой "Альфы". Мало того что редкость, да еще и машина самого Муссолини! В эту сказку поверили не только остальные члены САМСа, но и итальянское телевидение, сделавшее репортаж об Александре Рево и его Alfa Romeo.

  После отречения от престола королевский Mercedes-Benz оказался сначала в Киеве, а потом в Москве, но затем в годы перестройки как и многие автораритеты, уплыл в Европу.
В конечном счете популярность сделала свое черное дело -- о машине пронюхал один немецкий делец, который снарядил команду в Москву. Продавать машину Рево отказался наотрез, и поэтому "Альфу" просто-напросто угнали из гаража под покровом ночи, подкупив и напоив сторожей. В фуре автомобиль доставили в Польшу и стали искать покупателя. Но Рево оказался не промах и обратился сначала в итальянский клуб владельцев Alfa Romeo, а те передали данные о машине в Интерпол. Предпринимателей накрыли аккурат в момент сделки, где покупателем краденого был один итальянский мафиози. Сроки получили все, кроме того самого немца, а Alfa Romeo так и осталась в Европе. Александр Рево недавно умер, так и не дождавшись возвращения свой машины.

После реставрации мастерами немецкого технического центра Kienle Automobiletchnik до конкурсного состояния Mercedes-Benz румынского монарха стоит больше €3 000 000.   Единственный в своем роде Mercedes-Benz 770K cabriolet B, изготовленный в 1940 году для наследного принца Ирана Моххамеда Реза Пехлеви, так и не дошел до заказчика, а оказался после войны в Советском Союзе. Его владельцы даже и не догадывались, на чьей машине ездят каждый день, а сам шах Пехлеви, часто бывавший в СССР с дружескими визитами, наверняка не подозревал, что недополученный им "Мерседес" спокойно разъезжает по московским улицам.

СКАЗКИ НЕНАШЕГО ГОРОДКА. Небольшой городок в Львовской области так и называется -- Городок. Когда в нем до войны хозяйничали поляки, он был переименован в Градек-Ягелевск в честь польского короля Ягайло, умершего в Городке в 1434 году. Хотя нам этот населенный пункт интересен совсем не этим историческим событием.
Москвич Артур Лештин по советской терминологии мог бы называться "тунеядцем", ибо жил он перепродажей трофейных немецких автомобилей. Скупал за бесценок, а потом находил покупателя из числа иностранцев. Обычно это происходило так: Лештин садился за руль очередного компрессорного "Мерседеса" и начинал кататься по центру Москвы, дефилируя вдоль посольств и резиденций. Заинтересовавшимся давал свои визитки, на которых были изображены автомобили. Именно так шведский журналист Альф Йохансон заинтересовался родстером Mercedes-Benz 540K, который Артур купил недавно за пару тысяч рублей. Сошлись на цене в $140 000 -- их Йохансон перевел на счет брата Лештина, который эмигрировал в Израиль. Единственным условием Альфа была доставка автомобиля к границе с Польшей -- сам иностранец гнать "Мерседес" из Москвы не хотел ни в какую. И Артур доставил 540-й в тот самый Градек-Ягелевск -- до границы всего каких-то тридцать километров, где его уже ждал квартирующий в гостинице Йохансон. Альфу осталось только доехать до местечка Черляны. В один из воскресных дней, когда открывали границу и местное население могло свободно сходить погулять в Польшу, он на "Мерседесе" совершенно беспрепятственно улизнул из СССР.

Mercedes-Benz 540K с кузовом фирмы Sindelfingen с характерным изгибом дверей был заказан 31 января 1939 года хозяином берлинской фармацевтической фирмы Рольфом Хорном, но никак не рейхсканцлером, желавшим сделать подарок генеральному секретарю. За этот эксклюзивный автомобиль он выложил 28 000 рейхсмарок.
Продешевил ли Йохансон? Он же журналист! И потому сочинил потрясающую легенду о том, что этот родстер был подарен Адольфом Гитлером Иосифу Сталину в честь подписания акта Молотова-Риббентропа. Несколько захватывающих статей в автомобильных журналах о том, как он, Йохансон, долго искал эту машину в Москве, шарил по каким-то генеральским дачам, будучи под колпаком КГБ, и наконец с дрожащими руками пересек границу -- и цена "Мерседеса" взлетела в разы. Пиар сделал свое дело, и машину он продал уже за $1 миллион.
По "мерседесовским" гроссбухам тот самый Mercedes-Benz 540K был заказан Рольфом Хорном -- всего лишь директором берлинской фармацевтической фирмы. Но нынешние хозяева "Мерседеса", который сегодня квартирует в Лас-Вегасе, вряд ли об этом подозревают.

Александр Рево приобрел свою Alfa Romeo в начале пятидесятых годов и пользовался ею до момента угона в 1990-м.   "Машина Муссолини" -- вполне заурядная Alfa Romeo 6С2500 с кузовом ателье Touring, выпущенная в 1940 году.

ТАРАПУНЬКА И ШТЕМПЕЛЬ. Были Mercedes-Benz 540K и у Ломакова. Целых два. Один выдавался за машину доктора Геббельса, второй -- Евы Браун. Еще один "раритет с именем" -- пульман-лимузин Mercedes-Benz 320 -- "машина из особняка Мартина Бормана, где она использовалась семьей партайгеноссе, его личным поваром и начальником охраны". В очередь они там что ли на нее записывались?
Как известно, дурной пример заразителен. Наборщик самарской типографии Павел Родин воткнул в свой Horch 830 мотор от "Волги", поставил колеса от "уазика" -- и вот вам еще один "Хорьх" Геринга. Имя хозяина не сходит со страниц местной прессы. Теперь в каждой деревне есть старый "козел" ГАЗ-67 -- непременно "Жуковский". Если "Виллис" -- то Рокоссовского, а "эмка" -- всегда генеральская. Чужих военачальников "сажают" на самые разные машины. Верхом идиотизма стала недавняя статья в волгоградской "Комсомольской правде" под заголовком "В Волгограде сохранилась машина сподвижника Паулюса" -- помятый жизнью мужичок позирует на фоне доведенного "до ручки" Opel Kapitaen, якобы принадлежавшего погибшему в Сталинграде немецкому генералу Штемпелю. Статья заканчивалась весьма патетически: "Пленные немцы впоследствии свидетельствовали о смерти своего командира. И о том, что по сталинградской земле он разъезжал на черном "Опель-Капитане" 1938 года выпуска..."

"Владельцами" этого Rolls-Royce успели побывать по очереди и председатель Совнаркома Молотов, и Патриарх Алексий I, и даже главный архитектор Ленинграда. Но документально подтвержден лишь его первый владелец -- граф фон Альтан.   Nissan President -- один из немногих настоящих автомобилей Брежнева.

Кто-то ищет простой славы, а кто-то делает на этом деньги -- лохи всегда найдутся. Пару лет назад продавали "ЗИМ Сталина" -- и кто же его купил! Белых "чаек" Терешковой продано несколько штук, 21-е "волги" Бернеса в великом множестве предлагают до сих пор. Ценники накручивают уже из-за факта принадлежности машины к какому-нибудь конструктору или директору гастронома.
За границей уже давным-давно все по-другому. Сказок уже никто не сочиняет и едва ли кто купит "автомобиль Гитлера-Сталина" без подтверждающих сей факт документов и фотографий. А если документы и есть, то машину продают только через коллекционное бюро или с аукциона. Главное -- не ошибиться с персоной и вовремя продать. В прошлом году на одном из американских аукционов больше чем за $1 миллион был продан затрапезный Buick 1955 года, принадлежавший Говарду Хьюзу, известному по фильму "Авиатор". И это при том, что обычный Buick того же года, на котором обычный американец посещал по выходным "Макдоналдс" стоит в пятьсот раз меньше.
 
Хозяин этого Bentley с кузовом ателье Erdmann und Rossi утверждал, что первым владельцем машины был принц Уэльский. Но таких кабриолетов берлинская фирма сделала всего три: один для себя, второй для киностудии Styria Film, а третий -- для барона фон Оппенхайма.


ТЕКСТ ИВАН БАРАНЦЕВ, ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА