<% IssueNumber=004 aYear=2007 aMonth=04 filename="38.html" currentdate="Апрель, 2007 № 04 (157)" %>
 СПОРТ  РИНГ / ХОКЕНХАЙМ вниз...
ТАБАЧОК ВРОЗЬ
Автобан от Франкфурта на юг. По сторонам -- зеленые холмы, на них -- виноградники. Поначалу это воспринимается странно -- ведь мы в Германии, но потом осознаешь, что неподалеку Рейн течет, да и Франция рядом. Вполне винодельческое место. А также, кстати, и табачное, и спаржевое. И еще -- автогоночное.


Над лесочком возникает характерный силуэт самолета с острым носом и отведенными назад крыльями. Да это же "Конкорд"! А рядом -- Ту-144. На каком-то постаменте стоят. Любопытно. Пришлось съехать с автобана и попетлять по улочкам городка Зинсхайм. Оказывается, самолеты водрузили на крышу музея техники Sinsheim Auto&Technik Museum. Несколько сотен автомобилей и мотоциклов, десятки самолетов, военная техника, паровозы... чего там только нет. Крупнейший технический музей в Европе.
Но нам нужно в Хокенхайм, это всего в 90 км от Франкфурта. Говорят, этот городок (около 20 000 жителей) стал известен в мире благодаря сигарам. Действительно, местность очень подходит для выращивания табака, а первая табачная фабрика появилась там в 1860 году. К началу XX века их было уже 20. В городке имеется даже Музей табака. Еще в окрестностях выращивают отличную спаржу. Ну и, конечно, там расположен знаменитый автодром -- Hockenheimring.
В 1930 году местный энтузиаст Эрнст Крист загорелся идеей строительства близ Хокенхайма мотоциклетной трассы. Убедил муниципалитет, и к 1932 году по лесным дорогам была проложена треугольная в плане трасса. Позже ее расширили и использовали для тестов своих машин Mercedes и Auto Union. В 1938 году ее форму изменили -- трасса превратилась в овал. Байкеры гонялись там до начала 40-х, после войны состязания возобновились. В 1957 году трасса приняла первый мотоциклетный Гран-при Германии.
В начале 60-х к Хокенхайму начал подбираться новый автобан, и Крист предложил переделать трассу, отделив ее от городка. В новой конфигурации она открылась в 1966 году. А уже четыре года спустя там прошла первая гонка Formula 1. Позднее гонка переехала на Нюрбургринг, но с 1986 года вернулась в Хокенхайм окончательно.
В 1999-2003 годах мотодром претерпевает очередную, на сей раз радикальную, модернизацию. И занимается ею не кто иной, как Герман Тильке! Изначально слишком длинную трассу укоротили на два с лишним километра, отрезав северный лесной участок, который в любом случае был не виден зрителям, да и с точки зрения безопасности был не идеален (там в 1968 году погиб Джим Кларк, на месте аварии стоит небольшой каменный крест). Полотно расширили, построили новые трибуны и вспомогательные сооружения...
Несмотря на последнюю реконструкцию, которая обошлась в €66 млн, интерес организаторов Formula 1 к трассе в Хокенхайме падает. В календаре 2007 года местом проведения Гран-при Германии значится Нюрбургринг, дальше немецкие мотодромы будут чередоваться через год, а после 2010 года Хокенхаймринг может вообще исчезнуть из списка трасс чемпионата.

Но не "Формулой" единой жив мотодром. Загрузка приличная, хотя деньги, конечно, не те. Автопроизводители и тюнинговые компании, которых в округе предостаточно, активно используют трассу для тестов. Там проводятся гонки серии DTM, Чемпионат DMSB, Кубки Renault Clio, Ford Fiesta ST и Toyota Yaris, Формулы Renault 2.0 и RECARO, Датский чемпионат суперкаров, GTM Masters. Стоит отметить также ежегодный фестиваль исторических гоночных автомобилей Jim Clark Revival, гонку Hockenheimring Classics, международный чемпионат по мотоспорту IDM, состязания по дрифтингу...
В 1985 году на специально построенной трассе классической длины в четверть мили провели первые заезды дрэгстеров. Американские военнослужащие, базировавшиеся в Германии, были в восторге, ведь для них это национальный вид автоспорта! Постепенно к нему приобщились и европейцы. Сейчас состязания дрэг-рейсеров в Хокенхайме проводятся по доброму десятку номинаций, среди них -- крупнейшее в Европе событие: NitrOlympX...
Есть в этом комплексе и Музей мотоспорта, который открыт практически круглый год. За €6 можно осмотреть около 200 экспонатов -- это, главным образом, исторические гоночные аппараты. Экскурсия, честно говоря, на любителя...
У входа в паддок разместилась открытая трасса для картинга, которая работает с полудня до позднего вечера. Просто покататься -- €18 за 16 минут; принять участие в соревнованиях -- €45 за 45 кругов. Можно арендовать трек целиком -- €485 в час. Кстати, длина трассы составляет 320 м, покрытие -- с увеличенным коэффициентом сцепления. Рекорд круга сейчас меньше минуты. Попытки побить его приветствуются...

В 1981 году американское Общество автомобильных инженеров SAE затеяло "Студенческую формулу" для учащихся технических вузов. Команда участников должна не только построить и выставить на состязание одноместный гоночный болид, удовлетворяющий весьма жестким требованиям, но и представить условный бизнес-план по выпуску и продаже 1000 таких машин стоимостью не более $25 000 каждая. Техника и бизнес в одном флаконе. Идея оказалась настолько плодотворной, что быстро распространилась по миру -- такие соревнования теперь проводятся в Великобритании, Австралии, Бразилии, Японии. И, понятно, в Хокенхайме (в этом году -- в августе).
Не на каждом мотодроме "любитель" может поездить на реальном "формульном" болиде. На Хокенхаймринге -- может! Двухчасовое пребывание на трассе обойдется в €495. Но особо не обольщайтесь. Большая часть этого времени уйдет на инструктаж, обучение переключению передач и прочее. Более серьезный 4-часовой учебный курс обойдется уже в €895. А если хотите продолжить, готовьте €1595 за полтора дня. За это вам добавят карт и автомобиль класса "туринг" группы N. Процесс опустошения вашего кошелька завершается отметкой €2495 за два дня! Кормежка включена -- хоть на том спасибо...
Разновидность покатушек в качестве пассажира -- это "гоночное такси", как на Нюрбургринге, с профессиональным гонщиком за рулем. За €178 с человека вас провезут три круга по всей трассе (или 5 кругов по ее укороченному варианту) на "кубковой" машине, а за €228 -- на настоящей гоночной.
Если все это не по карману, то с апреля по сентябрь каждый вторник по "формульной" (!) трассе можно покататься на роликах (!). Цены бросовые, время -- с 18:00 по 22:00. В хорошую погоду желающих набирается несколько тысяч. А в сентябре устраивается 12-часовая велогонка на выносливость.
ТЕКСТ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВ
ФОТО AP, AFP, REUTERS