От Джона до Ивана
История республиканца Уиллиса и его автомобилей
Начало биографии Джона Уиллиса типично для многих автомобильных предпринимателей тех лет. Родился в городке Канандейгуа штата Нью-Йорк, поначалу продавал в своем родном городе велосипеды, затем наладил собственное производство, потом занялся продажами автомобилей марки Overland. Именно она и привела его в большой бизнес
Фото: Wikidata
Джон Уиллис успешно занимался продажами автомобилей Overland ровно до 1907 года, пока не случилась «Банковская паника 1907 года», ставшая своеобразной генеральной репетицией Великой депрессии двадцать лет спустя. И оказавшаяся банкротом Overland Auto Company в следующем году полностью досталась Джону Уиллису. На фото — Overland Model 22 Special из фирменного каталога 1907 года, довольно типичное и ничем не примечательное авто тех лет
Фото: Willys-Overland Motors
Новый хозяин инвестировал в производство чуть ли не все свои средства, поэтому сразу же распорядился увеличить объемы выпуска и провести рекламную кампанию. И если за весь 1906 год завод выпустил всего 47 автомобилей, то итогом 1908 года стал показатель 465. В том же году была выпущена и оригинальная серия открыток с девушками в тонкой обтягивающей одежде, позирующими рядом с новинкой Overland Model 24
Фото: curbsideclassic.com
Продажи пошли в гору, а вслед за ними и производство. В 1909 году заводские ворота покинуло уже 4907 автомобилей Overland. Популярная Wikipedia называет Джона Уиллиса одним их пионеров автомобилизма, но это не совсем так — он был на несколько поколений младше Карла Бенца, Готлиба Даймлера и Генри Форда. И вдобавок довольно поздно пришел в бизнес, поэтому поначалу оказался в роли догоняющего
Фото: blog.kaiserwillys.com
В 1912 году Джон Уиллис поменял вывеску на Willys-Overland Motor Company, а в следующем году стал обладателем лицензии на производство запатентованного двигателя Knight с золотниковым клапаном — самого бесшумного на тот момент. Тогда это качество ценилось очень высоко
Фото: jk-forum.com
В те годы автомобильная империя Уиллиса предлагала выбор между марками Overland, Willys и Willys-Knight, каждая из которых представляла определенный тип двигателя и ценовую категорию. Модельный ряд был по-американски универсальным — на одном шасси монтировались кузова различных типов, как на Overland Model 79 из рекламы 1914 года
Фото: oldcarbrochures.org
Впрочем, основным типом оставался «туринг» — именно такой изображен на рекламе 1914 года. В те годы на дорогах преобладали открытые кузова, а не закрытые
Фото: oldcarbrochures.org
В 1913 году автомобили Willys-Overland можно было купить в Санкт-Петербурге в гараже на Гороховой улице, дом 49, который содержал Александр Рамм. Расположенный по этому адресу небольшой двухэтажный домик сохранился до наших дней, а во дворе можно найти строения, напоминающие каретные сараи
Фото: реклама из книги «Автомобильные двигатели»
В том же 1913 году автомобили Overland продавались и в Москве. Реализацией занимался торговый дом «Кульберг и К», расположенный в доме 14 по Кривоколенному переулку. Дом, кстати, тоже сохранился. В 1914 году представительство марки перешло от Кульберга к известному в те годы московскому автомобилисту — купцу Михаилу Капцову
Фото: журнал «Автомобилист»
К началу Первой мировой войны компания Джона Уиллиса стала вторым по величине производителем в США после Генри Форда, что позволило построить новый завод в Толедо, штат Огайо
Фото: Wikipedia
Разбогатев на производстве и продаже автомобилей, Джон Уиллис занялся политикой, благо всю жизнь оставался решительным сторонником Республиканской партии США. Так, в 1916 году он стал делегатом от штата Огайо на съезде республиканцев в Чикаго
Фото: Library of Congress
Пока в Чикаго заседали республиканцы, в Европе уже второй год шла Первая мировая война, получившая название «война моторов». Одну из главных ролей на фронте играл автомобиль и, конечно же, все три марки — Overland, Willys и Willys-Knight — не остались в стороне, обеспечив Джона Уиллиса положенной прибылью. На фото — один из автомобилей Overland в Русской императорской армии
Фото: РГАКФД
Производство тем временем росло и росло. В 1915 году было выпущено 93 724 автомобиля, в 1916 году — 142 807, в 1917-м — 200 тысяч. Цены на новые модели при этом снижались, о чем своевременно сообщалось в рекламе
Фото: Willys-Overland Motors
В начале 1917 года в Москве по-прежнему торговали автомобилями Overland — они доставлялись через Владивосток. Представитель поменялся — интересы марки теперь представлял торговый дом Varsovie Automobile
Фото: журнал «Автомобиль»
В Петрограде новым представителем стал Евгений Принц. Реклама из январского номера журнала «Автомобиль» за 1917 год упоминала такие новшества как электрическое освещение и стартер, которых не было у большинства машин того времени: фары были с ацетиленовыми горелками, а мотор пускался рукояткой. Кроме Москвы и Петрограда, американские авто продавались в Баку — нефтепромысловом центре бывшей Империи
Фото: журнал «Автомобиль»
Продукция Джона Уиллиса сыграла свою роль и в русской революции. На фото вооруженный патруль из матросов Балтийского флота проверяет документы у водителя автомобиля Overland. Место и время действия — Петроград, Невский проспект, лето 1917 года
Фото: ЦГАКФФД
После окончания Первой мировой войны Джон Уиллис обратил свое внимание на сельскохозяйственную технику, купив в 1918 году предприятие Moline Plow Company, выпускавшее трактора марки Universal
Фото: Wikipedia
Однако вскоре у самой Willys-Overland Motor Company начались трудности. В 1919 году рабочие часто бастовали, из-за чего завод в Толедо был вынужден простаивать несколько месяцев. Для решения Джон Уиллис переманил вице-президента General Motors Уолтера Крайслера, назначив ему фантастическое вознаграждение $ 1 млн в год, но тот вместо решения проблем решил сместить самого Джона Уиллиса и забрать компанию себе. В 1921 году Крайслер ушел и основал собственную компанию Chrysler
Фото: Chrysler Corporation
В том же 1921 году из-за долгов пришлось продать завод в Толедо и другие активы, а с тем, что осталось начинать практически все заново. Уже в 1926 году Уиллис представил модельную линейку Willys Whippet, которая хорошо продавалась в США, Канаде и Австралии. А в 1927 году Джон Уиллис позировал рядом уже со 100-тысячным Willys Whippet
Фото: toledoblade.com
По-прежнему выпускались бесклапанные Willys-Knight, пользовавшиеся спросом и в 20-е годы. Производить их прекратили только после Великой депрессии
Фото: Willys-Overland Motors
В 20-е годы в Советском Союзе еще ездили автомобили Overland из поставок времен Первой мировой. На фото артель инвалидов МОСГИКО «Артфильм» во время парада на Красной площади везет транспарант с призывом к мировой революции на довольно хорошо сохранившемся Overland
Фото: РГАКФД
Биржевой крах 1929 года и последовавшая затем Великая депрессия вынудили пересмотреть модельный ряд и запустить в начале 30-х годов производство компактной модели Willys Model 77. К покупателям с рекламы собственной персоной обращался сам Джон Уиллис: «Они говорили мне, что такой автомобиль затмит всех… И я сделал такой!»
Фото: Willys-Overland Motors
Не оставалась в стороне и политическая карьера. После избрания республиканца Герберта Гувера на пост президента США в марте 1930 года Джон Уиллис был назначен первым американским послом в Польше. На этом дипломатическом посту он пробыл до мая 1932 года
Фото: toledoblade.com
В мае 1935 года у Джона Уиллиса случился сердечный приступ, от которого он отошел, но после прожил совсем недолго. 26 августа 1935 года Уиллис умер от инсульта в собственном доме в Бронксе и был похоронен на кладбище Кенсико в Валгалле, штат Нью-Йорк
Фото: findagrave.com
Марка Willys продолжила свое существование без отца-основателя, продолжив выпуск небольших моделей с причудливым дизайном, таких как Willys Model 39 Coupe 1939 года
Фото: Willys-Overland Motors
После начала Второй мировой войны марка Willys получила поистине мировую известность, которую ей принесли не легковые автомобили, а армейские внедорожники Willys-MB, появившиеся в 1941 году
Фото: largus.fr
Джипы Willys-MB в массовом порядке поставлялись в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны — всего союзники отправили около 52 тысяч машин. В Красной армии «Виллисы» использовались как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек
Фото: РГАКФД
Ознакомившись с «Виллисом», в СССР создали свою версию легкого армейского внедорожника — сначала ГАЗ-64, а затем ГАЗ-67. Автомобиль получился более тяжелым и кондовым, но, впрочем, более устойчивым и прочным. В документах ГАЗ-67 иногда именовался «автомобиль типа Виллис», а среди шоферов — «Иван-Виллис». По отношению к Джону Уиллису это было даже справедливо, ведь Джон — аналог имени Иван. От ГАЗ-64 вели свою родословную почти все советские «джипы»: ГАЗ-67, ГАЗ-69 и УАЗ-469
Фото: РГАКФД
После Второй мировой войны Willys-Overland Motors больше не выпускала легковых моделей, сосредоточившись на производстве гражданских версий своего джипа. Было создано несколько моделей, в том числе и Jeep Station Wagon, как на рекламе 1948 года
Фото: реклама автомобилей Willys
Только в начале 50-х годов компания предприняла попытку вернуться на рынок традиционных легковых автомобилей, но представленная в 1951 году модель Willys Aero не оправдала надежд. В 1953 году компания Willys-Overland Motors слилась с Kaiser Motors. Модель Willys Aero еще долго выпускалась в Северной и в Южной Америке, причем, в последней до 70-х годов. После объединения производство джипов выделилось в отдельную марку Kaiser-Jeep, ставшей с 1963 года просто Jeep
Фото: Willys-Overland Motors
Начало биографии Джона Уиллиса типично для многих автомобильных предпринимателей тех лет. Родился в городке Канандейгуа штата Нью-Йорк, поначалу продавал в своем родном городе велосипеды, затем наладил собственное производство, потом занялся продажами автомобилей марки Overland. Именно она и привела его в большой бизнес
Фото: Wikidata
Джон Уиллис успешно занимался продажами автомобилей Overland ровно до 1907 года, пока не случилась «Банковская паника 1907 года», ставшая своеобразной генеральной репетицией Великой депрессии двадцать лет спустя. И оказавшаяся банкротом Overland Auto Company в следующем году полностью досталась Джону Уиллису. На фото — Overland Model 22 Special из фирменного каталога 1907 года, довольно типичное и ничем не примечательное авто тех лет
Фото: Willys-Overland Motors
Новый хозяин инвестировал в производство чуть ли не все свои средства, поэтому сразу же распорядился увеличить объемы выпуска и провести рекламную кампанию. И если за весь 1906 год завод выпустил всего 47 автомобилей, то итогом 1908 года стал показатель 465. В том же году была выпущена и оригинальная серия открыток с девушками в тонкой обтягивающей одежде, позирующими рядом с новинкой Overland Model 24
Фото: curbsideclassic.com
Продажи пошли в гору, а вслед за ними и производство. В 1909 году заводские ворота покинуло уже 4907 автомобилей Overland. Популярная Wikipedia называет Джона Уиллиса одним их пионеров автомобилизма, но это не совсем так — он был на несколько поколений младше Карла Бенца, Готлиба Даймлера и Генри Форда. И вдобавок довольно поздно пришел в бизнес, поэтому поначалу оказался в роли догоняющего
Фото: blog.kaiserwillys.com
В 1912 году Джон Уиллис поменял вывеску на Willys-Overland Motor Company, а в следующем году стал обладателем лицензии на производство запатентованного двигателя Knight с золотниковым клапаном — самого бесшумного на тот момент. Тогда это качество ценилось очень высоко
Фото: jk-forum.com
В те годы автомобильная империя Уиллиса предлагала выбор между марками Overland, Willys и Willys-Knight, каждая из которых представляла определенный тип двигателя и ценовую категорию. Модельный ряд был по-американски универсальным — на одном шасси монтировались кузова различных типов, как на Overland Model 79 из рекламы 1914 года
Фото: oldcarbrochures.org
Впрочем, основным типом оставался «туринг» — именно такой изображен на рекламе 1914 года. В те годы на дорогах преобладали открытые кузова, а не закрытые
Фото: oldcarbrochures.org
В 1913 году автомобили Willys-Overland можно было купить в Санкт-Петербурге в гараже на Гороховой улице, дом 49, который содержал Александр Рамм. Расположенный по этому адресу небольшой двухэтажный домик сохранился до наших дней, а во дворе можно найти строения, напоминающие каретные сараи
Фото: реклама из книги «Автомобильные двигатели»
В том же 1913 году автомобили Overland продавались и в Москве. Реализацией занимался торговый дом «Кульберг и К», расположенный в доме 14 по Кривоколенному переулку. Дом, кстати, тоже сохранился. В 1914 году представительство марки перешло от Кульберга к известному в те годы московскому автомобилисту — купцу Михаилу Капцову
Фото: журнал «Автомобилист»
К началу Первой мировой войны компания Джона Уиллиса стала вторым по величине производителем в США после Генри Форда, что позволило построить новый завод в Толедо, штат Огайо
Фото: Wikipedia
Разбогатев на производстве и продаже автомобилей, Джон Уиллис занялся политикой, благо всю жизнь оставался решительным сторонником Республиканской партии США. Так, в 1916 году он стал делегатом от штата Огайо на съезде республиканцев в Чикаго
Фото: Library of Congress
Пока в Чикаго заседали республиканцы, в Европе уже второй год шла Первая мировая война, получившая название «война моторов». Одну из главных ролей на фронте играл автомобиль и, конечно же, все три марки — Overland, Willys и Willys-Knight — не остались в стороне, обеспечив Джона Уиллиса положенной прибылью. На фото — один из автомобилей Overland в Русской императорской армии
Фото: РГАКФД
Производство тем временем росло и росло. В 1915 году было выпущено 93 724 автомобиля, в 1916 году — 142 807, в 1917-м — 200 тысяч. Цены на новые модели при этом снижались, о чем своевременно сообщалось в рекламе
Фото: Willys-Overland Motors
В начале 1917 года в Москве по-прежнему торговали автомобилями Overland — они доставлялись через Владивосток. Представитель поменялся — интересы марки теперь представлял торговый дом Varsovie Automobile
Фото: журнал «Автомобиль»
В Петрограде новым представителем стал Евгений Принц. Реклама из январского номера журнала «Автомобиль» за 1917 год упоминала такие новшества как электрическое освещение и стартер, которых не было у большинства машин того времени: фары были с ацетиленовыми горелками, а мотор пускался рукояткой. Кроме Москвы и Петрограда, американские авто продавались в Баку — нефтепромысловом центре бывшей Империи
Фото: журнал «Автомобиль»
Продукция Джона Уиллиса сыграла свою роль и в русской революции. На фото вооруженный патруль из матросов Балтийского флота проверяет документы у водителя автомобиля Overland. Место и время действия — Петроград, Невский проспект, лето 1917 года
Фото: ЦГАКФФД
После окончания Первой мировой войны Джон Уиллис обратил свое внимание на сельскохозяйственную технику, купив в 1918 году предприятие Moline Plow Company, выпускавшее трактора марки Universal
Фото: Wikipedia
Однако вскоре у самой Willys-Overland Motor Company начались трудности. В 1919 году рабочие часто бастовали, из-за чего завод в Толедо был вынужден простаивать несколько месяцев. Для решения Джон Уиллис переманил вице-президента General Motors Уолтера Крайслера, назначив ему фантастическое вознаграждение $ 1 млн в год, но тот вместо решения проблем решил сместить самого Джона Уиллиса и забрать компанию себе. В 1921 году Крайслер ушел и основал собственную компанию Chrysler
Фото: Chrysler Corporation
В том же 1921 году из-за долгов пришлось продать завод в Толедо и другие активы, а с тем, что осталось начинать практически все заново. Уже в 1926 году Уиллис представил модельную линейку Willys Whippet, которая хорошо продавалась в США, Канаде и Австралии. А в 1927 году Джон Уиллис позировал рядом уже со 100-тысячным Willys Whippet
Фото: toledoblade.com
По-прежнему выпускались бесклапанные Willys-Knight, пользовавшиеся спросом и в 20-е годы. Производить их прекратили только после Великой депрессии
Фото: Willys-Overland Motors
В 20-е годы в Советском Союзе еще ездили автомобили Overland из поставок времен Первой мировой. На фото артель инвалидов МОСГИКО «Артфильм» во время парада на Красной площади везет транспарант с призывом к мировой революции на довольно хорошо сохранившемся Overland
Фото: РГАКФД
Биржевой крах 1929 года и последовавшая затем Великая депрессия вынудили пересмотреть модельный ряд и запустить в начале 30-х годов производство компактной модели Willys Model 77. К покупателям с рекламы собственной персоной обращался сам Джон Уиллис: «Они говорили мне, что такой автомобиль затмит всех… И я сделал такой!»
Фото: Willys-Overland Motors
Не оставалась в стороне и политическая карьера. После избрания республиканца Герберта Гувера на пост президента США в марте 1930 года Джон Уиллис был назначен первым американским послом в Польше. На этом дипломатическом посту он пробыл до мая 1932 года
Фото: toledoblade.com
В мае 1935 года у Джона Уиллиса случился сердечный приступ, от которого он отошел, но после прожил совсем недолго. 26 августа 1935 года Уиллис умер от инсульта в собственном доме в Бронксе и был похоронен на кладбище Кенсико в Валгалле, штат Нью-Йорк
Фото: findagrave.com
Марка Willys продолжила свое существование без отца-основателя, продолжив выпуск небольших моделей с причудливым дизайном, таких как Willys Model 39 Coupe 1939 года
Фото: Willys-Overland Motors
После начала Второй мировой войны марка Willys получила поистине мировую известность, которую ей принесли не легковые автомобили, а армейские внедорожники Willys-MB, появившиеся в 1941 году
Фото: largus.fr
Джипы Willys-MB в массовом порядке поставлялись в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны — всего союзники отправили около 52 тысяч машин. В Красной армии «Виллисы» использовались как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек
Фото: РГАКФД
Ознакомившись с «Виллисом», в СССР создали свою версию легкого армейского внедорожника — сначала ГАЗ-64, а затем ГАЗ-67. Автомобиль получился более тяжелым и кондовым, но, впрочем, более устойчивым и прочным. В документах ГАЗ-67 иногда именовался «автомобиль типа Виллис», а среди шоферов — «Иван-Виллис». По отношению к Джону Уиллису это было даже справедливо, ведь Джон — аналог имени Иван. От ГАЗ-64 вели свою родословную почти все советские «джипы»: ГАЗ-67, ГАЗ-69 и УАЗ-469
Фото: РГАКФД
После Второй мировой войны Willys-Overland Motors больше не выпускала легковых моделей, сосредоточившись на производстве гражданских версий своего джипа. Было создано несколько моделей, в том числе и Jeep Station Wagon, как на рекламе 1948 года
Фото: реклама автомобилей Willys
Только в начале 50-х годов компания предприняла попытку вернуться на рынок традиционных легковых автомобилей, но представленная в 1951 году модель Willys Aero не оправдала надежд. В 1953 году компания Willys-Overland Motors слилась с Kaiser Motors. Модель Willys Aero еще долго выпускалась в Северной и в Южной Америке, причем, в последней до 70-х годов. После объединения производство джипов выделилось в отдельную марку Kaiser-Jeep, ставшей с 1963 года просто Jeep
Фото: Willys-Overland Motors