Фантазии Молчанова
Какими могли быть советские автомобили
Рисунок изображает спорткар «Белка» сзади, а вот каков этот вариант спереди — неизвестно. Возможно, это только поиск решений для задней части, а может быть, рисунок с видом спереди просто не сохранился. Эдуард Молчанов не собирал архива своих работ, поэтому многие из его рисунков или пропали, или пока еще не обнаружены
Фото: Из архива НАМИ
Задание от Долматовского — представить «Белку» в варианте такси. Молчанов убрал поворотники в виде белочки, добавил на задних крыльях «кили» в стиле американского аэродизайна, поместил на крышу радиоантенну, а кузов окрасил в два цвета — так такси «Белка» стало бы более заметным в потоке
Фото: Из архива НАМИ
Фото: Из архива НАМИ
Два прототипа «Белки» — с закрытым и открытым кузовом. Необычное решение на сельскохозяйственном варианте — запасное колесо между передними фарами. Кузов сделан без дверей и с легким тентом. Для колхозов и совхозов — идеальный автомобиль
Фото: Из архива НАМИ
Помимо самого сельскохозяйственного варианта, Молчанов нарисовал и его усовершенствованную версию с жесткой съемной крышей и дверцами-чайками, открывающимися вверх, как на купе Mercedes-Benz 300SL. Рисунок датируется 1956 годом, но и такая «Белка» осталась лишь на бумаге
Фото: Из архива НАМИ
Еще одно известное изображение спорткара «Белка», но в виде графического рисунка. Здесь можно увидеть переднюю часть с четырехфарным освещением и фальшрадиаторной решеткой, но «плавники» на задних крыльях Молчанов изобразил другими, более умеренными, и с изображением белочки на законцовках
Фото: Из архива НАМИ
Разные «Белки» на берегу реки. Тут и базовые версии, и спорткар, и родстер, и даже амфибия. Это не просто мечты Молчанова о большом модельном ряде «Белки» — это видение будущего, в котором победила вагонная компоновка. И это все осталось только в мечтах, запечатленных на рисунках
Фото: Из архива НАМИ
Проект-предложение двухместного спортивного купе с двигателем объемом 500 куб. см, о чем сообщает шильдик на переднем крыле. Рисунок датируется 1959 годом, очевидно, очередной вариант для производства на одном из мотоциклетных заводов
Фото: Из архива НАМИ
Еще один эскиз к проекту легкового автомобиля в классе 500 куб. см, также выполненный в 1959 году. Заметна одна типично молчановская черта — короткие молдинги или поворотники на верхней части переднего крыла. В дальнейшем их можно будет увидеть на многих рисунках
Фото: Из архива НАМИ
«Спорт-900» или КД — спортивное купе на базе агрегатов «Запорожца», собранное партией из шести автомобилей в период с 1963 по 1969 год. Над внешним обликом работали сразу три художника: Эдуард Молчанов, Владимир Елтышев и Феликс Хайдуков
Фото: Из архива НАМИ
Рисунок автобуса представительского класса — альтернатива ЗИЛ-118 «Юность», созданного на базе лимузина ЗИЛ-111. Рисунок датируется 1959 годом, когда работы над «Юностью» только начинались, и выглядит намного современнее эскизов того же времени авторства Эрика Сабо — автора окончательной версии, запущенной в производство
Фото: Из архива НАМИ
Кроме седана, Молчанов нарисовал еще и купе, намного более изящное и стильное — с заостренными «плавничками» и фонарями на крыше, которых не видно на седане. Общим было только решение задней части кузова в форме овала, объединенного с бампером в одно целое
Фото: Из архива НАМИ
Полноразмерный макет будущего «Москвича», построенный по идеям Молчанова. По своим пропорциям кузов уже близок к модели 408, производство которой начнется через пять лет. Любимая молчановская деталь — указатели поворотов на верхней части передних крыльев
Фото: Из архива НАМИ
Среди эскизов Молчанова можно видеть и купе, причем уже без «плавничков», — но все это не сочли достойным даже для воплощения в виде макета. Главным объектом художественных поисков считался седан
Фото: Из архива НАМИ
Рисунки молчановской версии «Москвича», по которой был сделан полноразмерный макет. Если на передних крыльях Молчанов любил ставить поворотники, то на задних — шильдик с названием модели
Фото: Из архива НАМИ
Еще один рисунок купе, сделанный Молчановым в 1959 году в рамках работы над поисками новых форм кузова для «Москвича». Чувствуется влияние модного тогда американского дизайна, выразившегося в расставленных под углом задних фонарях и заостренных окончаниях крыльев. Отдельные элементы светотехники даже перенесены на крышу
Фото: Из архива НАМИ
Эдуард Молчанов рисовал «Москвич-408» вместе с Борисом Ивановым, причем известно, что именно Иванову принадлежит авторство знаменитых задних фонарей вертикальной формы, во многом создающих красоту «четыреста восьмого»
Фото: Из архива НАМИ
Но среди молчановских рисунков есть два варианта другого решения задней части, один из которых сильно напоминает рестайлинговую модель 412. Дата рисунков неизвестна
Фото: Из архива НАМИ
Эскиз «Целины» 1959 года. Ходовой прототип был почти таким же, за исключением решетки радиатора и окраски кузова, которую выполнили двухцветной. Другими стали колесные диски и колпаки, а стеклоочистители переставили сверху вниз
Фото: Из архива НАМИ
Таким Молчанов представлял купе марки «Москвич». На одном из вариантов заметно выделяется задняя стойка — такое же решение присутствует и у седана. Другой вариант представлен без центральной стойки кузова — «Москвич» с кузовом типа «хардтоп»
Фото: Из архива НАМИ
«Целина» изначально создавалась как многофункциональный автомобиль, предусматривающий версии фургон, пикап, карету скорой помощи, самосвал и даже пожарную машину. Молчанов и вовсе изобразил ярко-желтую «Целину» в роли снегоочистителя на фоне зимнего сельского пейзажа, хотя в описании упоминаются также узкие городские улицы и тротуары
Фото: Из архива НАМИ
Полноприводный «Огонек» выглядит не так современно, как «Белка», созданная в НАМИ почти в то же самое время: навеска дверей на задних петлях, трехчастное ветровое стекло, массивная ручка капота. На рисунке Молчанова изображен фургон с гофрированными стенками, но прототип построили уже без таких изысков
Фото: Из архива НАМИ
На рисунке стоит дата — 3 января 1961 года, а первая партия «горбатых» сошла с конвейера в Запорожье 22 ноября 1960 года. Между этими датами чуть больше месяца, но Молчанов в своих фантазиях уже улетел далеко вперед. Министерство автомобильной промышленности СССР догонит его только 18 ноября 1987 года, когда с конвейера сойдут первые «Таврии». К тому моменту Молчанова уже 12 лет как не будет в живых
Фото: Из архива НАМИ
Еще один рисунок переднеприводного «Запорожца», отличающийся решением крыши, на которую заходят боковые стекла. Колесные диски уже не как на «Целине», а схожие с теми, которые Молчанов изобразит на НАМИ-0122 — рестайлинге ГАЗ-21 «Волга». Дата создания рисунка неизвестна
Фото: Из архива НАМИ
«Ермак» в пустыне. Специально для работы в тяжелых климатических условиях боковые и задние стекла кабины закрывались жалюзи. Молчанов не поставил дату на рисунке, и можно только предположить, что это — один из поисковых вариантов, поскольку решетка радиатора и светотехника на ходовом прототипе выглядели иначе
Фото: Из архива НАМИ
Рисунок с датой 28 сентября 1961 года изображает «Ермака» в роли трубовоза, но в реальности грузовику пришлось возить бревна. В 1968 году не востребованный никем прототип переделали из бортового грузовика в седельный тягач с полуприцепом для перевозки леса грузоподъемностью уже 25 тонн
Фото: Из архива НАМИ
Более приземленная и будничная работа — попытка рестайлинга серийной модели ЗАЗ-965. Молчанов сделал переднюю часть вогнутой — это решение он потом повторит на «Спутнике», а также применил четырехфарную систему освещения. В сочетании с оставшимся неисправленным «горбом» все это смотрится негармонично и как будто бы от другого автомобиля
Фото: Из архива НАМИ
Помимо «Ермака», Молчанов в соавторстве с Кобылинским создали кабину для еще одного гиганта — четырехосного НАМИ-058. Водитель и пассажир располагались каждый в своей одноместной «будке». Грузовик также в производство не пошел
Фото: Из архива НАМИ
НАМИ-080 создавался в противовес ЗИЛ-130, но, когда Молчанов делал первые рисунки, «сто тридцатый» уже готовили к производству. ЗИЛ-130 в различных модификациях производился с 1962 по 1994 год — в СССР многие грузовики были долгожителями, а менять их на что-то более интересное и совершенное никто не хотел
Фото: Из архива НАМИ
Среди молчановских эскизов есть и вариант седельного тягача на базе грузовика НАМИ-080. Как обычно, Молчанов задумывался не об отдельном автомобиле, а о целом семействе, но и в данном случае ничего из его работ не пригодилось
Фото: Из архива НАМИ
Молчанов также нарисовал вариант рестайлинга серийного ЗИЛ-130. Форма решетки радиатора и четырехфарное освещение делали бы его стилистически близким НАМИ-080 в случае запуска «бескапотника» в серийное производство. Но этого не случилось
Фото: Из архива НАМИ
Рисунок «Белки» не лишен некоторых странностей. Между фарами Молчанов поместил не эмблему СМЗ, а аббревиатуру НАМИ, но среди списка всех автомобилей, созданных когда-либо в институте, «Белка» второго поколения отсутствует — цифровой индекс ей не присваивали. Так же нет ни шильдика с надписью «Белка», ни стилизованного изображения этого маленького зверька
Фото: Из архива НАМИ
«Шустрик» — еще один проект Молчанова для Серпуховского мотоциклетного завода. Датируется 1964 годом, когда он уже ушел из НАМИ и работал в СХКБ — Специальном художественно-конструкторском бюро, где творил совместно с Эриком Сабо
Фото: Из архива НАМИ
Соавторство Молчанова с Сабо не позволяет установить вклад одного или другого художника во внешний облик «Шустрика», но здесь на колесном колпаке можно увидеть характерную молчановскую подпись — инициалы в круге. Впрочем, вся работа в СХКБ была коллективной
Фото: Из архива НАМИ
Прототип «Спутника» несколько отличался от рисунков Молчанова. Так, двери навешивались на передних петлях вместо задних, что было безопаснее, а решетки воздухозаборника на крышке моторного отсека поменяли форму. Изначально «Спутник» предназначался для инвалидов, но со временем предполагалась и продажа в личное пользование
Фото: Из архива НАМИ
Самое сложное в облике заднемоторного автомобиля — передняя часть кузова. Молчанов и Ростков обошлись без привычной для таких случаев фальшрадиаторной решетки, сыграв на форме, а не на оформлении. На рисунке Молчанова от 14 августа 1962 года передняя часть «Спутника» выполнена граненой, а на прототипе — вогнутой, как будто бы хватающей воздух
Фото: Из архива НАМИ
Попытки как-то облагородить мотоколяску СМЗ С3-А предпринимались Эдуардом Молчановым еще в 1958 году. При сохранении основных форм кузова появилась жесткая крыша — ее отсутствие было основной претензией владельцев СМЗ С3-А, а также более изящное решение задней части с покатым кожухом мотора и аккуратно вписанными в задние крылья воздухозаборниками для обдува мотоциклетного «воздушника»
Фото: Из архива НАМИ
УАЗ-469, каким его себе представлял Эдуард Молчанов в 1960 году. Передняя и задняя двери, в отличие от рисунков Альберта Рахманова, не унифицированы. В интервью Рахманов рассказывал, что большой проблемой стал поиск места для запасного колеса, которое в итоге оказалось на откидном кронштейне за задней стенкой кузова, но Молчанов решил все проще, поместив «запаску» внутри салона по левую руку от водителя
Фото: Из архива НАМИ
Эскизы Молчанова с двумя вариантами новой модели УАЗа — двухдверный должен был сменить ГАЗ-69, а четырехдверный — ГАЗ-69А
Фото: Из архива НАМИ
Оба решены в едином стиле с одинаковыми отштамповками на боковинах кузова. Примечательно, что решетку радиатора в форме трапеции с перемычками можно увидеть и у Рахманова, и у Кобылинского
Фото: Из архива НАМИ
Рисунок внешнего облика УАЗ-469, созданный Молчановым в мае 1961 года. За основу взят кузов Альберта Рахманова, боковины которого сочетали плоские и криволинейные поверхности, но передняя часть сделана другой — решетка радиатора растянута почти во всю ширину кузова
Фото: Из архива НАМИ
Сохранились два рисунка НАМИ-0122. На первом Молчанов изобразил «Волгу» в каком-то золотистом цвете — этот рисунок датирован 4 апреля 1965 года, на втором, созданном 14 апреля, машина полностью черная. Примечательно, что при обилии хромированного декора ободки фар на обоих вариантах окрашены в цвет кузова, но при этом на вершинах передних крыльев появились небольшие молдинги
Фото: Из архива НАМИ
Новая решетка радиатора получила горизонтальные брусья, на боковине кузова появился массивный стреловидный молдинг, а заднее крыло украсилось надписью «Волга». Задние фонари остались от третьей серии. Для НАМИ-0122 Молчанов предложил футуристические колесные колпаки, кстати, этот элемент декора на всех трех сериях за все время производства внешне никогда не менялся
Фото: Из архива НАМИ
Четвертая серия на территории НАМИ. По сравнению с рисунками Молчанова, добавились верхние молдинги на задних крыльях, как и ободки фар, окрашенные в цвет кузова. Как выглядел салон НАМИ-0122 — неизвестно, возможно, он остался без изменений
Фото: Из архива НАМИ
Фото: Из архива НАМИ
В модельном ряду Молчанов предусмотрел и кабриолет, но это был уже полный отрыв от реальности - легковые автомобили с открытым верхом в Советском Союзе в то время не выпускали и даже не планировали
Фото: Из архива НАМИ
Фото: Из архива НАМИ
Рисунок изображает спорткар «Белка» сзади, а вот каков этот вариант спереди — неизвестно. Возможно, это только поиск решений для задней части, а может быть, рисунок с видом спереди просто не сохранился. Эдуард Молчанов не собирал архива своих работ, поэтому многие из его рисунков или пропали, или пока еще не обнаружены
Фото: Из архива НАМИ
Задание от Долматовского — представить «Белку» в варианте такси. Молчанов убрал поворотники в виде белочки, добавил на задних крыльях «кили» в стиле американского аэродизайна, поместил на крышу радиоантенну, а кузов окрасил в два цвета — так такси «Белка» стало бы более заметным в потоке
Фото: Из архива НАМИ
Фото: Из архива НАМИ
Два прототипа «Белки» — с закрытым и открытым кузовом. Необычное решение на сельскохозяйственном варианте — запасное колесо между передними фарами. Кузов сделан без дверей и с легким тентом. Для колхозов и совхозов — идеальный автомобиль
Фото: Из архива НАМИ
Помимо самого сельскохозяйственного варианта, Молчанов нарисовал и его усовершенствованную версию с жесткой съемной крышей и дверцами-чайками, открывающимися вверх, как на купе Mercedes-Benz 300SL. Рисунок датируется 1956 годом, но и такая «Белка» осталась лишь на бумаге
Фото: Из архива НАМИ
Еще одно известное изображение спорткара «Белка», но в виде графического рисунка. Здесь можно увидеть переднюю часть с четырехфарным освещением и фальшрадиаторной решеткой, но «плавники» на задних крыльях Молчанов изобразил другими, более умеренными, и с изображением белочки на законцовках
Фото: Из архива НАМИ
Разные «Белки» на берегу реки. Тут и базовые версии, и спорткар, и родстер, и даже амфибия. Это не просто мечты Молчанова о большом модельном ряде «Белки» — это видение будущего, в котором победила вагонная компоновка. И это все осталось только в мечтах, запечатленных на рисунках
Фото: Из архива НАМИ
Проект-предложение двухместного спортивного купе с двигателем объемом 500 куб. см, о чем сообщает шильдик на переднем крыле. Рисунок датируется 1959 годом, очевидно, очередной вариант для производства на одном из мотоциклетных заводов
Фото: Из архива НАМИ
Еще один эскиз к проекту легкового автомобиля в классе 500 куб. см, также выполненный в 1959 году. Заметна одна типично молчановская черта — короткие молдинги или поворотники на верхней части переднего крыла. В дальнейшем их можно будет увидеть на многих рисунках
Фото: Из архива НАМИ
«Спорт-900» или КД — спортивное купе на базе агрегатов «Запорожца», собранное партией из шести автомобилей в период с 1963 по 1969 год. Над внешним обликом работали сразу три художника: Эдуард Молчанов, Владимир Елтышев и Феликс Хайдуков
Фото: Из архива НАМИ
Рисунок автобуса представительского класса — альтернатива ЗИЛ-118 «Юность», созданного на базе лимузина ЗИЛ-111. Рисунок датируется 1959 годом, когда работы над «Юностью» только начинались, и выглядит намного современнее эскизов того же времени авторства Эрика Сабо — автора окончательной версии, запущенной в производство
Фото: Из архива НАМИ
Кроме седана, Молчанов нарисовал еще и купе, намного более изящное и стильное — с заостренными «плавничками» и фонарями на крыше, которых не видно на седане. Общим было только решение задней части кузова в форме овала, объединенного с бампером в одно целое
Фото: Из архива НАМИ
Полноразмерный макет будущего «Москвича», построенный по идеям Молчанова. По своим пропорциям кузов уже близок к модели 408, производство которой начнется через пять лет. Любимая молчановская деталь — указатели поворотов на верхней части передних крыльев
Фото: Из архива НАМИ
Среди эскизов Молчанова можно видеть и купе, причем уже без «плавничков», — но все это не сочли достойным даже для воплощения в виде макета. Главным объектом художественных поисков считался седан
Фото: Из архива НАМИ
Рисунки молчановской версии «Москвича», по которой был сделан полноразмерный макет. Если на передних крыльях Молчанов любил ставить поворотники, то на задних — шильдик с названием модели
Фото: Из архива НАМИ
Еще один рисунок купе, сделанный Молчановым в 1959 году в рамках работы над поисками новых форм кузова для «Москвича». Чувствуется влияние модного тогда американского дизайна, выразившегося в расставленных под углом задних фонарях и заостренных окончаниях крыльев. Отдельные элементы светотехники даже перенесены на крышу
Фото: Из архива НАМИ
Эдуард Молчанов рисовал «Москвич-408» вместе с Борисом Ивановым, причем известно, что именно Иванову принадлежит авторство знаменитых задних фонарей вертикальной формы, во многом создающих красоту «четыреста восьмого»
Фото: Из архива НАМИ
Но среди молчановских рисунков есть два варианта другого решения задней части, один из которых сильно напоминает рестайлинговую модель 412. Дата рисунков неизвестна
Фото: Из архива НАМИ
Эскиз «Целины» 1959 года. Ходовой прототип был почти таким же, за исключением решетки радиатора и окраски кузова, которую выполнили двухцветной. Другими стали колесные диски и колпаки, а стеклоочистители переставили сверху вниз
Фото: Из архива НАМИ
Таким Молчанов представлял купе марки «Москвич». На одном из вариантов заметно выделяется задняя стойка — такое же решение присутствует и у седана. Другой вариант представлен без центральной стойки кузова — «Москвич» с кузовом типа «хардтоп»
Фото: Из архива НАМИ
«Целина» изначально создавалась как многофункциональный автомобиль, предусматривающий версии фургон, пикап, карету скорой помощи, самосвал и даже пожарную машину. Молчанов и вовсе изобразил ярко-желтую «Целину» в роли снегоочистителя на фоне зимнего сельского пейзажа, хотя в описании упоминаются также узкие городские улицы и тротуары
Фото: Из архива НАМИ
Полноприводный «Огонек» выглядит не так современно, как «Белка», созданная в НАМИ почти в то же самое время: навеска дверей на задних петлях, трехчастное ветровое стекло, массивная ручка капота. На рисунке Молчанова изображен фургон с гофрированными стенками, но прототип построили уже без таких изысков
Фото: Из архива НАМИ
На рисунке стоит дата — 3 января 1961 года, а первая партия «горбатых» сошла с конвейера в Запорожье 22 ноября 1960 года. Между этими датами чуть больше месяца, но Молчанов в своих фантазиях уже улетел далеко вперед. Министерство автомобильной промышленности СССР догонит его только 18 ноября 1987 года, когда с конвейера сойдут первые «Таврии». К тому моменту Молчанова уже 12 лет как не будет в живых
Фото: Из архива НАМИ
Еще один рисунок переднеприводного «Запорожца», отличающийся решением крыши, на которую заходят боковые стекла. Колесные диски уже не как на «Целине», а схожие с теми, которые Молчанов изобразит на НАМИ-0122 — рестайлинге ГАЗ-21 «Волга». Дата создания рисунка неизвестна
Фото: Из архива НАМИ
«Ермак» в пустыне. Специально для работы в тяжелых климатических условиях боковые и задние стекла кабины закрывались жалюзи. Молчанов не поставил дату на рисунке, и можно только предположить, что это — один из поисковых вариантов, поскольку решетка радиатора и светотехника на ходовом прототипе выглядели иначе
Фото: Из архива НАМИ
Рисунок с датой 28 сентября 1961 года изображает «Ермака» в роли трубовоза, но в реальности грузовику пришлось возить бревна. В 1968 году не востребованный никем прототип переделали из бортового грузовика в седельный тягач с полуприцепом для перевозки леса грузоподъемностью уже 25 тонн
Фото: Из архива НАМИ
Более приземленная и будничная работа — попытка рестайлинга серийной модели ЗАЗ-965. Молчанов сделал переднюю часть вогнутой — это решение он потом повторит на «Спутнике», а также применил четырехфарную систему освещения. В сочетании с оставшимся неисправленным «горбом» все это смотрится негармонично и как будто бы от другого автомобиля
Фото: Из архива НАМИ
Помимо «Ермака», Молчанов в соавторстве с Кобылинским создали кабину для еще одного гиганта — четырехосного НАМИ-058. Водитель и пассажир располагались каждый в своей одноместной «будке». Грузовик также в производство не пошел
Фото: Из архива НАМИ
НАМИ-080 создавался в противовес ЗИЛ-130, но, когда Молчанов делал первые рисунки, «сто тридцатый» уже готовили к производству. ЗИЛ-130 в различных модификациях производился с 1962 по 1994 год — в СССР многие грузовики были долгожителями, а менять их на что-то более интересное и совершенное никто не хотел
Фото: Из архива НАМИ
Среди молчановских эскизов есть и вариант седельного тягача на базе грузовика НАМИ-080. Как обычно, Молчанов задумывался не об отдельном автомобиле, а о целом семействе, но и в данном случае ничего из его работ не пригодилось
Фото: Из архива НАМИ
Молчанов также нарисовал вариант рестайлинга серийного ЗИЛ-130. Форма решетки радиатора и четырехфарное освещение делали бы его стилистически близким НАМИ-080 в случае запуска «бескапотника» в серийное производство. Но этого не случилось
Фото: Из архива НАМИ
Рисунок «Белки» не лишен некоторых странностей. Между фарами Молчанов поместил не эмблему СМЗ, а аббревиатуру НАМИ, но среди списка всех автомобилей, созданных когда-либо в институте, «Белка» второго поколения отсутствует — цифровой индекс ей не присваивали. Так же нет ни шильдика с надписью «Белка», ни стилизованного изображения этого маленького зверька
Фото: Из архива НАМИ
«Шустрик» — еще один проект Молчанова для Серпуховского мотоциклетного завода. Датируется 1964 годом, когда он уже ушел из НАМИ и работал в СХКБ — Специальном художественно-конструкторском бюро, где творил совместно с Эриком Сабо
Фото: Из архива НАМИ
Соавторство Молчанова с Сабо не позволяет установить вклад одного или другого художника во внешний облик «Шустрика», но здесь на колесном колпаке можно увидеть характерную молчановскую подпись — инициалы в круге. Впрочем, вся работа в СХКБ была коллективной
Фото: Из архива НАМИ
Прототип «Спутника» несколько отличался от рисунков Молчанова. Так, двери навешивались на передних петлях вместо задних, что было безопаснее, а решетки воздухозаборника на крышке моторного отсека поменяли форму. Изначально «Спутник» предназначался для инвалидов, но со временем предполагалась и продажа в личное пользование
Фото: Из архива НАМИ
Самое сложное в облике заднемоторного автомобиля — передняя часть кузова. Молчанов и Ростков обошлись без привычной для таких случаев фальшрадиаторной решетки, сыграв на форме, а не на оформлении. На рисунке Молчанова от 14 августа 1962 года передняя часть «Спутника» выполнена граненой, а на прототипе — вогнутой, как будто бы хватающей воздух
Фото: Из архива НАМИ
Попытки как-то облагородить мотоколяску СМЗ С3-А предпринимались Эдуардом Молчановым еще в 1958 году. При сохранении основных форм кузова появилась жесткая крыша — ее отсутствие было основной претензией владельцев СМЗ С3-А, а также более изящное решение задней части с покатым кожухом мотора и аккуратно вписанными в задние крылья воздухозаборниками для обдува мотоциклетного «воздушника»
Фото: Из архива НАМИ
УАЗ-469, каким его себе представлял Эдуард Молчанов в 1960 году. Передняя и задняя двери, в отличие от рисунков Альберта Рахманова, не унифицированы. В интервью Рахманов рассказывал, что большой проблемой стал поиск места для запасного колеса, которое в итоге оказалось на откидном кронштейне за задней стенкой кузова, но Молчанов решил все проще, поместив «запаску» внутри салона по левую руку от водителя
Фото: Из архива НАМИ
Эскизы Молчанова с двумя вариантами новой модели УАЗа — двухдверный должен был сменить ГАЗ-69, а четырехдверный — ГАЗ-69А
Фото: Из архива НАМИ
Оба решены в едином стиле с одинаковыми отштамповками на боковинах кузова. Примечательно, что решетку радиатора в форме трапеции с перемычками можно увидеть и у Рахманова, и у Кобылинского
Фото: Из архива НАМИ
Рисунок внешнего облика УАЗ-469, созданный Молчановым в мае 1961 года. За основу взят кузов Альберта Рахманова, боковины которого сочетали плоские и криволинейные поверхности, но передняя часть сделана другой — решетка радиатора растянута почти во всю ширину кузова
Фото: Из архива НАМИ
Сохранились два рисунка НАМИ-0122. На первом Молчанов изобразил «Волгу» в каком-то золотистом цвете — этот рисунок датирован 4 апреля 1965 года, на втором, созданном 14 апреля, машина полностью черная. Примечательно, что при обилии хромированного декора ободки фар на обоих вариантах окрашены в цвет кузова, но при этом на вершинах передних крыльев появились небольшие молдинги
Фото: Из архива НАМИ
Новая решетка радиатора получила горизонтальные брусья, на боковине кузова появился массивный стреловидный молдинг, а заднее крыло украсилось надписью «Волга». Задние фонари остались от третьей серии. Для НАМИ-0122 Молчанов предложил футуристические колесные колпаки, кстати, этот элемент декора на всех трех сериях за все время производства внешне никогда не менялся
Фото: Из архива НАМИ
Четвертая серия на территории НАМИ. По сравнению с рисунками Молчанова, добавились верхние молдинги на задних крыльях, как и ободки фар, окрашенные в цвет кузова. Как выглядел салон НАМИ-0122 — неизвестно, возможно, он остался без изменений
Фото: Из архива НАМИ
Фото: Из архива НАМИ
В модельном ряду Молчанов предусмотрел и кабриолет, но это был уже полный отрыв от реальности - легковые автомобили с открытым верхом в Советском Союзе в то время не выпускали и даже не планировали
Фото: Из архива НАМИ
Фото: Из архива НАМИ