Реклама в «Автопилот» https://www.autopilot.ru/ad
Реклама в «Автопилот» https://www.autopilot.ru/ad
Автопилот

Меню сайта

  • Последний номер журнала
  • Редакция
  • Контакты
  • Лента публикаций
  • Новости
  • Фото
Предыдущая страница
  • #Автомобиль месяца #Автоновости #Фотогалереи #Toyota #Lada #Geely #Exeed #Chery #Москвич #Tesla #Mercedes-Benz #BMW #Porsche #Nissan #Skoda #Honda #Omoda #Great Wall #VW #Aurus #Ford #Rolls-Royce #Ferrari #Suzuki #Hongqi #УАЗ #Mazda #Jeep #Aston Martin #Land Rover #Bentley
Следующая страница
  • Журнал «Автопилот»
01.03.2024, 10:01

Фантазии Молчанова

Какими могли быть советские автомобили

Тебя не надо, а ты есть — драма многих талантливых людей в СССР, которых система обрекла на невостребованность, самое ужасное наказание для творческой личности. Когда все, что делаешь — не нужно, не актуально, не своевременно. Такой была жизнь и автомобильного художника Молчанова.
Предыдущая фотография
Рисунок изображает спорткар «Белка» сзади, а вот каков этот вариант спереди — неизвестно. Возможно, это только поиск решений для задней части, а может быть, рисунок с видом спереди просто не сохранился. Эдуард Молчанов не собирал архива своих работ, поэтому многие из его рисунков или пропали, или пока еще не обнаружены

Рисунок изображает спорткар «Белка» сзади, а вот каков этот вариант спереди — неизвестно. Возможно, это только поиск решений для задней части, а может быть, рисунок с видом спереди просто не сохранился. Эдуард Молчанов не собирал архива своих работ, поэтому многие из его рисунков или пропали, или пока еще не обнаружены

Фото: Из архива НАМИ

Задание от Долматовского — представить «Белку» в варианте такси. Молчанов убрал поворотники в виде белочки, добавил на задних крыльях «кили» в стиле американского аэродизайна, поместил на крышу радиоантенну, а кузов окрасил в два цвета — так такси «Белка» стало бы более заметным в потоке

Задание от Долматовского — представить «Белку» в варианте такси. Молчанов убрал поворотники в виде белочки, добавил на задних крыльях «кили» в стиле американского аэродизайна, поместил на крышу радиоантенну, а кузов окрасил в два цвета — так такси «Белка» стало бы более заметным в потоке

Фото: Из архива НАМИ

Фото: Из архива НАМИ

Два прототипа «Белки» — с закрытым и открытым кузовом. Необычное решение на сельскохозяйственном варианте — запасное колесо между передними фарами. Кузов сделан без дверей и с легким тентом. Для колхозов и совхозов — идеальный автомобиль

Два прототипа «Белки» — с закрытым и открытым кузовом. Необычное решение на сельскохозяйственном варианте — запасное колесо между передними фарами. Кузов сделан без дверей и с легким тентом. Для колхозов и совхозов — идеальный автомобиль

Фото: Из архива НАМИ

Помимо самого сельскохозяйственного варианта, Молчанов нарисовал и его усовершенствованную версию с жесткой съемной крышей и дверцами-чайками, открывающимися вверх, как на купе Mercedes-Benz 300SL. Рисунок датируется 1956 годом, но и такая «Белка» осталась лишь на бумаге

Помимо самого сельскохозяйственного варианта, Молчанов нарисовал и его усовершенствованную версию с жесткой съемной крышей и дверцами-чайками, открывающимися вверх, как на купе Mercedes-Benz 300SL. Рисунок датируется 1956 годом, но и такая «Белка» осталась лишь на бумаге

Фото: Из архива НАМИ

Еще одно известное изображение спорткара «Белка», но в виде графического рисунка. Здесь можно увидеть переднюю часть с четырехфарным освещением и фальшрадиаторной решеткой, но «плавники» на задних крыльях Молчанов изобразил другими, более умеренными, и с изображением белочки на законцовках

Еще одно известное изображение спорткара «Белка», но в виде графического рисунка. Здесь можно увидеть переднюю часть с четырехфарным освещением и фальшрадиаторной решеткой, но «плавники» на задних крыльях Молчанов изобразил другими, более умеренными, и с изображением белочки на законцовках

Фото: Из архива НАМИ

Разные «Белки» на берегу реки. Тут и базовые версии, и спорткар, и родстер, и даже амфибия. Это не просто мечты Молчанова о большом модельном ряде «Белки» — это видение будущего, в котором победила вагонная компоновка. И это все осталось только в мечтах, запечатленных на рисунках

Разные «Белки» на берегу реки. Тут и базовые версии, и спорткар, и родстер, и даже амфибия. Это не просто мечты Молчанова о большом модельном ряде «Белки» — это видение будущего, в котором победила вагонная компоновка. И это все осталось только в мечтах, запечатленных на рисунках

Фото: Из архива НАМИ

Проект-предложение двухместного спортивного купе с двигателем объемом 500 куб. см, о чем сообщает шильдик на переднем крыле. Рисунок датируется 1959 годом, очевидно, очередной вариант для производства на одном из мотоциклетных заводов

Проект-предложение двухместного спортивного купе с двигателем объемом 500 куб. см, о чем сообщает шильдик на переднем крыле. Рисунок датируется 1959 годом, очевидно, очередной вариант для производства на одном из мотоциклетных заводов

Фото: Из архива НАМИ

Еще один эскиз к проекту легкового автомобиля в классе 500 куб. см, также выполненный в 1959 году. Заметна одна типично молчановская черта — короткие молдинги или поворотники на верхней части переднего крыла. В дальнейшем их можно будет увидеть на многих рисунках

Еще один эскиз к проекту легкового автомобиля в классе 500 куб. см, также выполненный в 1959 году. Заметна одна типично молчановская черта — короткие молдинги или поворотники на верхней части переднего крыла. В дальнейшем их можно будет увидеть на многих рисунках

Фото: Из архива НАМИ

«Спорт-900» или КД — спортивное купе на базе агрегатов «Запорожца», собранное партией из шести автомобилей в период с 1963 по 1969 год. Над внешним обликом работали сразу три художника: Эдуард Молчанов, Владимир Елтышев и Феликс Хайдуков

«Спорт-900» или КД — спортивное купе на базе агрегатов «Запорожца», собранное партией из шести автомобилей в период с 1963 по 1969 год. Над внешним обликом работали сразу три художника: Эдуард Молчанов, Владимир Елтышев и Феликс Хайдуков

Фото: Из архива НАМИ

Рисунок автобуса представительского класса — альтернатива ЗИЛ-118 «Юность», созданного на базе лимузина ЗИЛ-111. Рисунок датируется 1959 годом, когда работы над «Юностью» только начинались, и выглядит намного современнее эскизов того же времени авторства Эрика Сабо — автора окончательной версии, запущенной в производство

Рисунок автобуса представительского класса — альтернатива ЗИЛ-118 «Юность», созданного на базе лимузина ЗИЛ-111. Рисунок датируется 1959 годом, когда работы над «Юностью» только начинались, и выглядит намного современнее эскизов того же времени авторства Эрика Сабо — автора окончательной версии, запущенной в производство

Фото: Из архива НАМИ

Кроме седана, Молчанов нарисовал еще и купе, намного более изящное и стильное — с заостренными «плавничками» и фонарями на крыше, которых не видно на седане. Общим было только решение задней части кузова в форме овала, объединенного с бампером в одно целое

Кроме седана, Молчанов нарисовал еще и купе, намного более изящное и стильное — с заостренными «плавничками» и фонарями на крыше, которых не видно на седане. Общим было только решение задней части кузова в форме овала, объединенного с бампером в одно целое

Фото: Из архива НАМИ

Полноразмерный макет будущего «Москвича», построенный по идеям Молчанова. По своим пропорциям кузов уже близок к модели 408, производство которой начнется через пять лет. Любимая молчановская деталь — указатели поворотов на верхней части передних крыльев

Полноразмерный макет будущего «Москвича», построенный по идеям Молчанова. По своим пропорциям кузов уже близок к модели 408, производство которой начнется через пять лет. Любимая молчановская деталь — указатели поворотов на верхней части передних крыльев

Фото: Из архива НАМИ

Среди эскизов Молчанова можно видеть и купе, причем уже без «плавничков», — но все это не сочли достойным даже для воплощения в виде макета. Главным объектом художественных поисков считался седан

Среди эскизов Молчанова можно видеть и купе, причем уже без «плавничков», — но все это не сочли достойным даже для воплощения в виде макета. Главным объектом художественных поисков считался седан

Фото: Из архива НАМИ

Рисунки молчановской версии «Москвича», по которой был сделан полноразмерный макет. Если на передних крыльях Молчанов любил ставить поворотники, то на задних — шильдик с названием модели

Рисунки молчановской версии «Москвича», по которой был сделан полноразмерный макет. Если на передних крыльях Молчанов любил ставить поворотники, то на задних — шильдик с названием модели

Фото: Из архива НАМИ

Еще один рисунок купе, сделанный Молчановым в 1959 году в рамках работы над поисками новых форм кузова для «Москвича». Чувствуется влияние модного тогда американского дизайна, выразившегося в расставленных под углом задних фонарях и заостренных окончаниях крыльев. Отдельные элементы светотехники даже перенесены на крышу

Еще один рисунок купе, сделанный Молчановым в 1959 году в рамках работы над поисками новых форм кузова для «Москвича». Чувствуется влияние модного тогда американского дизайна, выразившегося в расставленных под углом задних фонарях и заостренных окончаниях крыльев. Отдельные элементы светотехники даже перенесены на крышу

Фото: Из архива НАМИ

Эдуард Молчанов рисовал «Москвич-408» вместе с Борисом Ивановым, причем известно, что именно Иванову принадлежит авторство знаменитых задних фонарей вертикальной формы, во многом создающих красоту «четыреста восьмого»

Эдуард Молчанов рисовал «Москвич-408» вместе с Борисом Ивановым, причем известно, что именно Иванову принадлежит авторство знаменитых задних фонарей вертикальной формы, во многом создающих красоту «четыреста восьмого»

Фото: Из архива НАМИ

Но среди молчановских рисунков есть два варианта другого решения задней части, один из которых сильно напоминает рестайлинговую модель 412. Дата рисунков неизвестна

Но среди молчановских рисунков есть два варианта другого решения задней части, один из которых сильно напоминает рестайлинговую модель 412. Дата рисунков неизвестна

Фото: Из архива НАМИ

Эскиз «Целины» 1959 года. Ходовой прототип был почти таким же, за исключением решетки радиатора и окраски кузова, которую выполнили двухцветной. Другими стали колесные диски и колпаки, а стеклоочистители переставили сверху вниз

Эскиз «Целины» 1959 года. Ходовой прототип был почти таким же, за исключением решетки радиатора и окраски кузова, которую выполнили двухцветной. Другими стали колесные диски и колпаки, а стеклоочистители переставили сверху вниз

Фото: Из архива НАМИ

Таким Молчанов представлял купе марки «Москвич». На одном из вариантов заметно выделяется задняя стойка — такое же решение присутствует и у седана. Другой вариант представлен без центральной стойки кузова — «Москвич» с кузовом типа «хардтоп»

Таким Молчанов представлял купе марки «Москвич». На одном из вариантов заметно выделяется задняя стойка — такое же решение присутствует и у седана. Другой вариант представлен без центральной стойки кузова — «Москвич» с кузовом типа «хардтоп»

Фото: Из архива НАМИ

«Целина» изначально создавалась как многофункциональный автомобиль, предусматривающий версии фургон, пикап, карету скорой помощи, самосвал и даже пожарную машину. Молчанов и вовсе изобразил ярко-желтую «Целину» в роли снегоочистителя на фоне зимнего сельского пейзажа, хотя в описании упоминаются также узкие городские улицы и тротуары

«Целина» изначально создавалась как многофункциональный автомобиль, предусматривающий версии фургон, пикап, карету скорой помощи, самосвал и даже пожарную машину. Молчанов и вовсе изобразил ярко-желтую «Целину» в роли снегоочистителя на фоне зимнего сельского пейзажа, хотя в описании упоминаются также узкие городские улицы и тротуары

Фото: Из архива НАМИ

Полноприводный «Огонек» выглядит не так современно, как «Белка», созданная в НАМИ почти в то же самое время: навеска дверей на задних петлях, трехчастное ветровое стекло, массивная ручка капота. На рисунке Молчанова изображен фургон с гофрированными стенками, но прототип построили уже без таких изысков

Полноприводный «Огонек» выглядит не так современно, как «Белка», созданная в НАМИ почти в то же самое время: навеска дверей на задних петлях, трехчастное ветровое стекло, массивная ручка капота. На рисунке Молчанова изображен фургон с гофрированными стенками, но прототип построили уже без таких изысков

Фото: Из архива НАМИ

На рисунке стоит дата — 3 января 1961 года, а первая партия «горбатых» сошла с конвейера в Запорожье 22 ноября 1960 года. Между этими датами чуть больше месяца, но Молчанов в своих фантазиях уже улетел далеко вперед. Министерство автомобильной промышленности СССР догонит его только 18 ноября 1987 года, когда с конвейера сойдут первые «Таврии». К тому моменту Молчанова уже 12 лет как не будет в живых

На рисунке стоит дата — 3 января 1961 года, а первая партия «горбатых» сошла с конвейера в Запорожье 22 ноября 1960 года. Между этими датами чуть больше месяца, но Молчанов в своих фантазиях уже улетел далеко вперед. Министерство автомобильной промышленности СССР догонит его только 18 ноября 1987 года, когда с конвейера сойдут первые «Таврии». К тому моменту Молчанова уже 12 лет как не будет в живых

Фото: Из архива НАМИ

Еще один рисунок переднеприводного «Запорожца», отличающийся решением крыши, на которую заходят боковые стекла. Колесные диски уже не как на «Целине», а схожие с теми, которые Молчанов изобразит на НАМИ-0122 — рестайлинге ГАЗ-21 «Волга». Дата создания рисунка неизвестна

Еще один рисунок переднеприводного «Запорожца», отличающийся решением крыши, на которую заходят боковые стекла. Колесные диски уже не как на «Целине», а схожие с теми, которые Молчанов изобразит на НАМИ-0122 — рестайлинге ГАЗ-21 «Волга». Дата создания рисунка неизвестна

Фото: Из архива НАМИ

«Ермак» в пустыне. Специально для работы в тяжелых климатических условиях боковые и задние стекла кабины закрывались жалюзи. Молчанов не поставил дату на рисунке, и можно только предположить, что это — один из поисковых вариантов, поскольку решетка радиатора и светотехника на ходовом прототипе выглядели иначе

«Ермак» в пустыне. Специально для работы в тяжелых климатических условиях боковые и задние стекла кабины закрывались жалюзи. Молчанов не поставил дату на рисунке, и можно только предположить, что это — один из поисковых вариантов, поскольку решетка радиатора и светотехника на ходовом прототипе выглядели иначе

Фото: Из архива НАМИ

Рисунок с датой 28 сентября 1961 года изображает «Ермака» в роли трубовоза, но в реальности грузовику пришлось возить бревна. В 1968 году не востребованный никем прототип переделали из бортового грузовика в седельный тягач с полуприцепом для перевозки леса грузоподъемностью уже 25 тонн

Рисунок с датой 28 сентября 1961 года изображает «Ермака» в роли трубовоза, но в реальности грузовику пришлось возить бревна. В 1968 году не востребованный никем прототип переделали из бортового грузовика в седельный тягач с полуприцепом для перевозки леса грузоподъемностью уже 25 тонн

Фото: Из архива НАМИ

Более приземленная и будничная работа — попытка рестайлинга серийной модели ЗАЗ-965. Молчанов сделал переднюю часть вогнутой — это решение он потом повторит на «Спутнике», а также применил четырехфарную систему освещения. В сочетании с оставшимся неисправленным «горбом» все это смотрится негармонично и как будто бы от другого автомобиля

Более приземленная и будничная работа — попытка рестайлинга серийной модели ЗАЗ-965. Молчанов сделал переднюю часть вогнутой — это решение он потом повторит на «Спутнике», а также применил четырехфарную систему освещения. В сочетании с оставшимся неисправленным «горбом» все это смотрится негармонично и как будто бы от другого автомобиля

Фото: Из архива НАМИ

Помимо «Ермака», Молчанов в соавторстве с Кобылинским создали кабину для еще одного гиганта — четырехосного НАМИ-058. Водитель и пассажир располагались каждый в своей одноместной «будке». Грузовик также в производство не пошел

Помимо «Ермака», Молчанов в соавторстве с Кобылинским создали кабину для еще одного гиганта — четырехосного НАМИ-058. Водитель и пассажир располагались каждый в своей одноместной «будке». Грузовик также в производство не пошел

Фото: Из архива НАМИ

НАМИ-080 создавался в противовес ЗИЛ-130, но, когда Молчанов делал первые рисунки, «сто тридцатый» уже готовили к производству. ЗИЛ-130 в различных модификациях производился с 1962 по 1994 год — в СССР многие грузовики были долгожителями, а менять их на что-то более интересное и совершенное никто не хотел

НАМИ-080 создавался в противовес ЗИЛ-130, но, когда Молчанов делал первые рисунки, «сто тридцатый» уже готовили к производству. ЗИЛ-130 в различных модификациях производился с 1962 по 1994 год — в СССР многие грузовики были долгожителями, а менять их на что-то более интересное и совершенное никто не хотел

Фото: Из архива НАМИ

Среди молчановских эскизов есть и вариант седельного тягача на базе грузовика НАМИ-080. Как обычно, Молчанов задумывался не об отдельном автомобиле, а о целом семействе, но и в данном случае ничего из его работ не пригодилось

Среди молчановских эскизов есть и вариант седельного тягача на базе грузовика НАМИ-080. Как обычно, Молчанов задумывался не об отдельном автомобиле, а о целом семействе, но и в данном случае ничего из его работ не пригодилось

Фото: Из архива НАМИ

Молчанов также нарисовал вариант рестайлинга серийного ЗИЛ-130. Форма решетки радиатора и четырехфарное освещение делали бы его стилистически близким НАМИ-080 в случае запуска «бескапотника» в серийное производство. Но этого не случилось

Молчанов также нарисовал вариант рестайлинга серийного ЗИЛ-130. Форма решетки радиатора и четырехфарное освещение делали бы его стилистически близким НАМИ-080 в случае запуска «бескапотника» в серийное производство. Но этого не случилось

Фото: Из архива НАМИ

Рисунок «Белки» не лишен некоторых странностей. Между фарами Молчанов поместил не эмблему СМЗ, а аббревиатуру НАМИ, но среди списка всех автомобилей, созданных когда-либо в институте, «Белка» второго поколения отсутствует — цифровой индекс ей не присваивали. Так же нет ни шильдика с надписью «Белка», ни стилизованного изображения этого маленького зверька

Рисунок «Белки» не лишен некоторых странностей. Между фарами Молчанов поместил не эмблему СМЗ, а аббревиатуру НАМИ, но среди списка всех автомобилей, созданных когда-либо в институте, «Белка» второго поколения отсутствует — цифровой индекс ей не присваивали. Так же нет ни шильдика с надписью «Белка», ни стилизованного изображения этого маленького зверька

Фото: Из архива НАМИ

«Шустрик» — еще один проект Молчанова для Серпуховского мотоциклетного завода. Датируется 1964 годом, когда он уже ушел из НАМИ и работал в СХКБ — Специальном художественно-конструкторском бюро, где творил совместно с Эриком Сабо

«Шустрик» — еще один проект Молчанова для Серпуховского мотоциклетного завода. Датируется 1964 годом, когда он уже ушел из НАМИ и работал в СХКБ — Специальном художественно-конструкторском бюро, где творил совместно с Эриком Сабо

Фото: Из архива НАМИ

Соавторство Молчанова с Сабо не позволяет установить вклад одного или другого художника во внешний облик «Шустрика», но здесь на колесном колпаке можно увидеть характерную молчановскую подпись — инициалы в круге. Впрочем, вся работа в СХКБ была коллективной

Соавторство Молчанова с Сабо не позволяет установить вклад одного или другого художника во внешний облик «Шустрика», но здесь на колесном колпаке можно увидеть характерную молчановскую подпись — инициалы в круге. Впрочем, вся работа в СХКБ была коллективной

Фото: Из архива НАМИ

Прототип «Спутника» несколько отличался от рисунков Молчанова. Так, двери навешивались на передних петлях вместо задних, что было безопаснее, а решетки воздухозаборника на крышке моторного отсека поменяли форму. Изначально «Спутник» предназначался для инвалидов, но со временем предполагалась и продажа в личное пользование

Прототип «Спутника» несколько отличался от рисунков Молчанова. Так, двери навешивались на передних петлях вместо задних, что было безопаснее, а решетки воздухозаборника на крышке моторного отсека поменяли форму. Изначально «Спутник» предназначался для инвалидов, но со временем предполагалась и продажа в личное пользование

Фото: Из архива НАМИ

Самое сложное в облике заднемоторного автомобиля — передняя часть кузова. Молчанов и Ростков обошлись без привычной для таких случаев фальшрадиаторной решетки, сыграв на форме, а не на оформлении. На рисунке Молчанова от 14 августа 1962 года передняя часть «Спутника» выполнена граненой, а на прототипе — вогнутой, как будто бы хватающей воздух

Самое сложное в облике заднемоторного автомобиля — передняя часть кузова. Молчанов и Ростков обошлись без привычной для таких случаев фальшрадиаторной решетки, сыграв на форме, а не на оформлении. На рисунке Молчанова от 14 августа 1962 года передняя часть «Спутника» выполнена граненой, а на прототипе — вогнутой, как будто бы хватающей воздух

Фото: Из архива НАМИ

Попытки как-то облагородить мотоколяску СМЗ С3-А предпринимались Эдуардом Молчановым еще в 1958 году. При сохранении основных форм кузова появилась жесткая крыша — ее отсутствие было основной претензией владельцев СМЗ С3-А, а также более изящное решение задней части с покатым кожухом мотора и аккуратно вписанными в задние крылья воздухозаборниками для обдува мотоциклетного «воздушника»

Попытки как-то облагородить мотоколяску СМЗ С3-А предпринимались Эдуардом Молчановым еще в 1958 году. При сохранении основных форм кузова появилась жесткая крыша — ее отсутствие было основной претензией владельцев СМЗ С3-А, а также более изящное решение задней части с покатым кожухом мотора и аккуратно вписанными в задние крылья воздухозаборниками для обдува мотоциклетного «воздушника»

Фото: Из архива НАМИ

УАЗ-469, каким его себе представлял Эдуард Молчанов в 1960 году. Передняя и задняя двери, в отличие от рисунков Альберта Рахманова, не унифицированы. В интервью Рахманов рассказывал, что большой проблемой стал поиск места для запасного колеса, которое в итоге оказалось на откидном кронштейне за задней стенкой кузова, но Молчанов решил все проще, поместив «запаску» внутри салона по левую руку от водителя

УАЗ-469, каким его себе представлял Эдуард Молчанов в 1960 году. Передняя и задняя двери, в отличие от рисунков Альберта Рахманова, не унифицированы. В интервью Рахманов рассказывал, что большой проблемой стал поиск места для запасного колеса, которое в итоге оказалось на откидном кронштейне за задней стенкой кузова, но Молчанов решил все проще, поместив «запаску» внутри салона по левую руку от водителя

Фото: Из архива НАМИ

Эскизы Молчанова с двумя вариантами новой модели УАЗа — двухдверный должен был сменить ГАЗ-69, а четырехдверный — ГАЗ-69А

Эскизы Молчанова с двумя вариантами новой модели УАЗа — двухдверный должен был сменить ГАЗ-69, а четырехдверный — ГАЗ-69А

Фото: Из архива НАМИ

Оба решены в едином стиле с одинаковыми отштамповками на боковинах кузова. Примечательно, что решетку радиатора в форме трапеции с перемычками можно увидеть и у Рахманова, и у Кобылинского

Оба решены в едином стиле с одинаковыми отштамповками на боковинах кузова. Примечательно, что решетку радиатора в форме трапеции с перемычками можно увидеть и у Рахманова, и у Кобылинского

Фото: Из архива НАМИ

Рисунок внешнего облика УАЗ-469, созданный Молчановым в мае 1961 года. За основу взят кузов Альберта Рахманова, боковины которого сочетали плоские и криволинейные поверхности, но передняя часть сделана другой — решетка радиатора растянута почти во всю ширину кузова

Рисунок внешнего облика УАЗ-469, созданный Молчановым в мае 1961 года. За основу взят кузов Альберта Рахманова, боковины которого сочетали плоские и криволинейные поверхности, но передняя часть сделана другой — решетка радиатора растянута почти во всю ширину кузова

Фото: Из архива НАМИ

Сохранились два рисунка НАМИ-0122. На первом Молчанов изобразил «Волгу» в каком-то золотистом цвете — этот рисунок датирован 4 апреля 1965 года, на втором, созданном 14 апреля, машина полностью черная. Примечательно, что при обилии хромированного декора ободки фар на обоих вариантах окрашены в цвет кузова, но при этом на вершинах передних крыльев появились небольшие молдинги

Сохранились два рисунка НАМИ-0122. На первом Молчанов изобразил «Волгу» в каком-то золотистом цвете — этот рисунок датирован 4 апреля 1965 года, на втором, созданном 14 апреля, машина полностью черная. Примечательно, что при обилии хромированного декора ободки фар на обоих вариантах окрашены в цвет кузова, но при этом на вершинах передних крыльев появились небольшие молдинги

Фото: Из архива НАМИ

Новая решетка радиатора получила горизонтальные брусья, на боковине кузова появился массивный стреловидный молдинг, а заднее крыло украсилось надписью «Волга». Задние фонари остались от третьей серии. Для НАМИ-0122 Молчанов предложил футуристические колесные колпаки, кстати, этот элемент декора на всех трех сериях за все время производства внешне никогда не менялся

Новая решетка радиатора получила горизонтальные брусья, на боковине кузова появился массивный стреловидный молдинг, а заднее крыло украсилось надписью «Волга». Задние фонари остались от третьей серии. Для НАМИ-0122 Молчанов предложил футуристические колесные колпаки, кстати, этот элемент декора на всех трех сериях за все время производства внешне никогда не менялся

Фото: Из архива НАМИ

Четвертая серия на территории НАМИ. По сравнению с рисунками Молчанова, добавились верхние молдинги на задних крыльях, как и ободки фар, окрашенные в цвет кузова. Как выглядел салон НАМИ-0122 — неизвестно, возможно, он остался без изменений

Четвертая серия на территории НАМИ. По сравнению с рисунками Молчанова, добавились верхние молдинги на задних крыльях, как и ободки фар, окрашенные в цвет кузова. Как выглядел салон НАМИ-0122 — неизвестно, возможно, он остался без изменений

Фото: Из архива НАМИ

Фото: Из архива НАМИ

В модельном ряду Молчанов предусмотрел и кабриолет, но это был уже полный отрыв от реальности - легковые автомобили с открытым верхом в Советском Союзе в то время не выпускали и даже не планировали

В модельном ряду Молчанов предусмотрел и кабриолет, но это был уже полный отрыв от реальности - легковые автомобили с открытым верхом в Советском Союзе в то время не выпускали и даже не планировали

Фото: Из архива НАМИ

Фото: Из архива НАМИ

Следующая фотография
1 / 47

Рисунок изображает спорткар «Белка» сзади, а вот каков этот вариант спереди — неизвестно. Возможно, это только поиск решений для задней части, а может быть, рисунок с видом спереди просто не сохранился. Эдуард Молчанов не собирал архива своих работ, поэтому многие из его рисунков или пропали, или пока еще не обнаружены

Фото: Из архива НАМИ

Задание от Долматовского — представить «Белку» в варианте такси. Молчанов убрал поворотники в виде белочки, добавил на задних крыльях «кили» в стиле американского аэродизайна, поместил на крышу радиоантенну, а кузов окрасил в два цвета — так такси «Белка» стало бы более заметным в потоке

Фото: Из архива НАМИ

Фото: Из архива НАМИ

Два прототипа «Белки» — с закрытым и открытым кузовом. Необычное решение на сельскохозяйственном варианте — запасное колесо между передними фарами. Кузов сделан без дверей и с легким тентом. Для колхозов и совхозов — идеальный автомобиль

Фото: Из архива НАМИ

Помимо самого сельскохозяйственного варианта, Молчанов нарисовал и его усовершенствованную версию с жесткой съемной крышей и дверцами-чайками, открывающимися вверх, как на купе Mercedes-Benz 300SL. Рисунок датируется 1956 годом, но и такая «Белка» осталась лишь на бумаге

Фото: Из архива НАМИ

Еще одно известное изображение спорткара «Белка», но в виде графического рисунка. Здесь можно увидеть переднюю часть с четырехфарным освещением и фальшрадиаторной решеткой, но «плавники» на задних крыльях Молчанов изобразил другими, более умеренными, и с изображением белочки на законцовках

Фото: Из архива НАМИ

Разные «Белки» на берегу реки. Тут и базовые версии, и спорткар, и родстер, и даже амфибия. Это не просто мечты Молчанова о большом модельном ряде «Белки» — это видение будущего, в котором победила вагонная компоновка. И это все осталось только в мечтах, запечатленных на рисунках

Фото: Из архива НАМИ

Проект-предложение двухместного спортивного купе с двигателем объемом 500 куб. см, о чем сообщает шильдик на переднем крыле. Рисунок датируется 1959 годом, очевидно, очередной вариант для производства на одном из мотоциклетных заводов

Фото: Из архива НАМИ

Еще один эскиз к проекту легкового автомобиля в классе 500 куб. см, также выполненный в 1959 году. Заметна одна типично молчановская черта — короткие молдинги или поворотники на верхней части переднего крыла. В дальнейшем их можно будет увидеть на многих рисунках

Фото: Из архива НАМИ

«Спорт-900» или КД — спортивное купе на базе агрегатов «Запорожца», собранное партией из шести автомобилей в период с 1963 по 1969 год. Над внешним обликом работали сразу три художника: Эдуард Молчанов, Владимир Елтышев и Феликс Хайдуков

Фото: Из архива НАМИ

Рисунок автобуса представительского класса — альтернатива ЗИЛ-118 «Юность», созданного на базе лимузина ЗИЛ-111. Рисунок датируется 1959 годом, когда работы над «Юностью» только начинались, и выглядит намного современнее эскизов того же времени авторства Эрика Сабо — автора окончательной версии, запущенной в производство

Фото: Из архива НАМИ

Кроме седана, Молчанов нарисовал еще и купе, намного более изящное и стильное — с заостренными «плавничками» и фонарями на крыше, которых не видно на седане. Общим было только решение задней части кузова в форме овала, объединенного с бампером в одно целое

Фото: Из архива НАМИ

Полноразмерный макет будущего «Москвича», построенный по идеям Молчанова. По своим пропорциям кузов уже близок к модели 408, производство которой начнется через пять лет. Любимая молчановская деталь — указатели поворотов на верхней части передних крыльев

Фото: Из архива НАМИ

Среди эскизов Молчанова можно видеть и купе, причем уже без «плавничков», — но все это не сочли достойным даже для воплощения в виде макета. Главным объектом художественных поисков считался седан

Фото: Из архива НАМИ

Рисунки молчановской версии «Москвича», по которой был сделан полноразмерный макет. Если на передних крыльях Молчанов любил ставить поворотники, то на задних — шильдик с названием модели

Фото: Из архива НАМИ

Еще один рисунок купе, сделанный Молчановым в 1959 году в рамках работы над поисками новых форм кузова для «Москвича». Чувствуется влияние модного тогда американского дизайна, выразившегося в расставленных под углом задних фонарях и заостренных окончаниях крыльев. Отдельные элементы светотехники даже перенесены на крышу

Фото: Из архива НАМИ

Эдуард Молчанов рисовал «Москвич-408» вместе с Борисом Ивановым, причем известно, что именно Иванову принадлежит авторство знаменитых задних фонарей вертикальной формы, во многом создающих красоту «четыреста восьмого»

Фото: Из архива НАМИ

Но среди молчановских рисунков есть два варианта другого решения задней части, один из которых сильно напоминает рестайлинговую модель 412. Дата рисунков неизвестна

Фото: Из архива НАМИ

Эскиз «Целины» 1959 года. Ходовой прототип был почти таким же, за исключением решетки радиатора и окраски кузова, которую выполнили двухцветной. Другими стали колесные диски и колпаки, а стеклоочистители переставили сверху вниз

Фото: Из архива НАМИ

Таким Молчанов представлял купе марки «Москвич». На одном из вариантов заметно выделяется задняя стойка — такое же решение присутствует и у седана. Другой вариант представлен без центральной стойки кузова — «Москвич» с кузовом типа «хардтоп»

Фото: Из архива НАМИ

«Целина» изначально создавалась как многофункциональный автомобиль, предусматривающий версии фургон, пикап, карету скорой помощи, самосвал и даже пожарную машину. Молчанов и вовсе изобразил ярко-желтую «Целину» в роли снегоочистителя на фоне зимнего сельского пейзажа, хотя в описании упоминаются также узкие городские улицы и тротуары

Фото: Из архива НАМИ

Полноприводный «Огонек» выглядит не так современно, как «Белка», созданная в НАМИ почти в то же самое время: навеска дверей на задних петлях, трехчастное ветровое стекло, массивная ручка капота. На рисунке Молчанова изображен фургон с гофрированными стенками, но прототип построили уже без таких изысков

Фото: Из архива НАМИ

На рисунке стоит дата — 3 января 1961 года, а первая партия «горбатых» сошла с конвейера в Запорожье 22 ноября 1960 года. Между этими датами чуть больше месяца, но Молчанов в своих фантазиях уже улетел далеко вперед. Министерство автомобильной промышленности СССР догонит его только 18 ноября 1987 года, когда с конвейера сойдут первые «Таврии». К тому моменту Молчанова уже 12 лет как не будет в живых

Фото: Из архива НАМИ

Еще один рисунок переднеприводного «Запорожца», отличающийся решением крыши, на которую заходят боковые стекла. Колесные диски уже не как на «Целине», а схожие с теми, которые Молчанов изобразит на НАМИ-0122 — рестайлинге ГАЗ-21 «Волга». Дата создания рисунка неизвестна

Фото: Из архива НАМИ

«Ермак» в пустыне. Специально для работы в тяжелых климатических условиях боковые и задние стекла кабины закрывались жалюзи. Молчанов не поставил дату на рисунке, и можно только предположить, что это — один из поисковых вариантов, поскольку решетка радиатора и светотехника на ходовом прототипе выглядели иначе

Фото: Из архива НАМИ

Рисунок с датой 28 сентября 1961 года изображает «Ермака» в роли трубовоза, но в реальности грузовику пришлось возить бревна. В 1968 году не востребованный никем прототип переделали из бортового грузовика в седельный тягач с полуприцепом для перевозки леса грузоподъемностью уже 25 тонн

Фото: Из архива НАМИ

Более приземленная и будничная работа — попытка рестайлинга серийной модели ЗАЗ-965. Молчанов сделал переднюю часть вогнутой — это решение он потом повторит на «Спутнике», а также применил четырехфарную систему освещения. В сочетании с оставшимся неисправленным «горбом» все это смотрится негармонично и как будто бы от другого автомобиля

Фото: Из архива НАМИ

Помимо «Ермака», Молчанов в соавторстве с Кобылинским создали кабину для еще одного гиганта — четырехосного НАМИ-058. Водитель и пассажир располагались каждый в своей одноместной «будке». Грузовик также в производство не пошел

Фото: Из архива НАМИ

НАМИ-080 создавался в противовес ЗИЛ-130, но, когда Молчанов делал первые рисунки, «сто тридцатый» уже готовили к производству. ЗИЛ-130 в различных модификациях производился с 1962 по 1994 год — в СССР многие грузовики были долгожителями, а менять их на что-то более интересное и совершенное никто не хотел

Фото: Из архива НАМИ

Среди молчановских эскизов есть и вариант седельного тягача на базе грузовика НАМИ-080. Как обычно, Молчанов задумывался не об отдельном автомобиле, а о целом семействе, но и в данном случае ничего из его работ не пригодилось

Фото: Из архива НАМИ

Молчанов также нарисовал вариант рестайлинга серийного ЗИЛ-130. Форма решетки радиатора и четырехфарное освещение делали бы его стилистически близким НАМИ-080 в случае запуска «бескапотника» в серийное производство. Но этого не случилось

Фото: Из архива НАМИ

Рисунок «Белки» не лишен некоторых странностей. Между фарами Молчанов поместил не эмблему СМЗ, а аббревиатуру НАМИ, но среди списка всех автомобилей, созданных когда-либо в институте, «Белка» второго поколения отсутствует — цифровой индекс ей не присваивали. Так же нет ни шильдика с надписью «Белка», ни стилизованного изображения этого маленького зверька

Фото: Из архива НАМИ

«Шустрик» — еще один проект Молчанова для Серпуховского мотоциклетного завода. Датируется 1964 годом, когда он уже ушел из НАМИ и работал в СХКБ — Специальном художественно-конструкторском бюро, где творил совместно с Эриком Сабо

Фото: Из архива НАМИ

Соавторство Молчанова с Сабо не позволяет установить вклад одного или другого художника во внешний облик «Шустрика», но здесь на колесном колпаке можно увидеть характерную молчановскую подпись — инициалы в круге. Впрочем, вся работа в СХКБ была коллективной

Фото: Из архива НАМИ

Прототип «Спутника» несколько отличался от рисунков Молчанова. Так, двери навешивались на передних петлях вместо задних, что было безопаснее, а решетки воздухозаборника на крышке моторного отсека поменяли форму. Изначально «Спутник» предназначался для инвалидов, но со временем предполагалась и продажа в личное пользование

Фото: Из архива НАМИ

Самое сложное в облике заднемоторного автомобиля — передняя часть кузова. Молчанов и Ростков обошлись без привычной для таких случаев фальшрадиаторной решетки, сыграв на форме, а не на оформлении. На рисунке Молчанова от 14 августа 1962 года передняя часть «Спутника» выполнена граненой, а на прототипе — вогнутой, как будто бы хватающей воздух

Фото: Из архива НАМИ

Попытки как-то облагородить мотоколяску СМЗ С3-А предпринимались Эдуардом Молчановым еще в 1958 году. При сохранении основных форм кузова появилась жесткая крыша — ее отсутствие было основной претензией владельцев СМЗ С3-А, а также более изящное решение задней части с покатым кожухом мотора и аккуратно вписанными в задние крылья воздухозаборниками для обдува мотоциклетного «воздушника»

Фото: Из архива НАМИ

УАЗ-469, каким его себе представлял Эдуард Молчанов в 1960 году. Передняя и задняя двери, в отличие от рисунков Альберта Рахманова, не унифицированы. В интервью Рахманов рассказывал, что большой проблемой стал поиск места для запасного колеса, которое в итоге оказалось на откидном кронштейне за задней стенкой кузова, но Молчанов решил все проще, поместив «запаску» внутри салона по левую руку от водителя

Фото: Из архива НАМИ

Эскизы Молчанова с двумя вариантами новой модели УАЗа — двухдверный должен был сменить ГАЗ-69, а четырехдверный — ГАЗ-69А

Фото: Из архива НАМИ

Оба решены в едином стиле с одинаковыми отштамповками на боковинах кузова. Примечательно, что решетку радиатора в форме трапеции с перемычками можно увидеть и у Рахманова, и у Кобылинского

Фото: Из архива НАМИ

Рисунок внешнего облика УАЗ-469, созданный Молчановым в мае 1961 года. За основу взят кузов Альберта Рахманова, боковины которого сочетали плоские и криволинейные поверхности, но передняя часть сделана другой — решетка радиатора растянута почти во всю ширину кузова

Фото: Из архива НАМИ

Сохранились два рисунка НАМИ-0122. На первом Молчанов изобразил «Волгу» в каком-то золотистом цвете — этот рисунок датирован 4 апреля 1965 года, на втором, созданном 14 апреля, машина полностью черная. Примечательно, что при обилии хромированного декора ободки фар на обоих вариантах окрашены в цвет кузова, но при этом на вершинах передних крыльев появились небольшие молдинги

Фото: Из архива НАМИ

Новая решетка радиатора получила горизонтальные брусья, на боковине кузова появился массивный стреловидный молдинг, а заднее крыло украсилось надписью «Волга». Задние фонари остались от третьей серии. Для НАМИ-0122 Молчанов предложил футуристические колесные колпаки, кстати, этот элемент декора на всех трех сериях за все время производства внешне никогда не менялся

Фото: Из архива НАМИ

Четвертая серия на территории НАМИ. По сравнению с рисунками Молчанова, добавились верхние молдинги на задних крыльях, как и ободки фар, окрашенные в цвет кузова. Как выглядел салон НАМИ-0122 — неизвестно, возможно, он остался без изменений

Фото: Из архива НАМИ

Фото: Из архива НАМИ

В модельном ряду Молчанов предусмотрел и кабриолет, но это был уже полный отрыв от реальности - легковые автомобили с открытым верхом в Советском Союзе в то время не выпускали и даже не планировали

Фото: Из архива НАМИ

Фото: Из архива НАМИ

  • Журнал «Автопилот» №1 от 27.02.2024, стр. 60

Авторы:

  • Иван Баранцев

Темы:

  • Дизайн

Экран мультимедиа

Предыдущий слайд

Наглядно

Дейнека и автомобиль

Картины с выставки и не только

Фотогалерея

Лучшие автомобильные фото недели

Лучшие фотографии 7 — 13 июля 2025 года

Наглядно

Британские тюнеры доработали Rolls-Royce Cullinan

Urban Automotive предложили сдержанный вариант тюнинга

Наглядно

Pagani показала новый эксклюзивный спидстер Codalunga

Его тираж составит всего 10 экземпляров

Наглядно

Mazda представила кроссовер CX-5 нового поколения

Продажи стартуют в Европе в конце 2025 года

Фотогалерея

Электрический рейв

Мотоцикл BMW DE 02 в интерпретации Deus Ex Machina

Фотогалерея

Два счетчика

Почему московское такси старше, чем говорят

Фотогалерея

Мотор до Киева доведет

115 лет назад стартовал Киевский автопробег

Фотогалерея

Это тебе на лето

Ретроспектива советских фаэтонов и кабриолетов

Фотогалерея

Нет больше ЗИЛ

Какие заводские постройки стояли на месте элитного квартала

Наглядно

Дядя Саша

Жизнь коллекционера Ломакова

Фотогалерея

Вообразим на троих

Автомобили в творчестве Кукрыниксов

Следующий слайд
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Обратная связь
  • Правовая информация
18+

© ЗАО «Автопилот».
Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На autopilot.ru применяются рекомендательные технологии.
Подробнее