Родной завод
150 лет назад родился Степан Павлович Рябушинский — один из основателей автомобильного завода АМО, более известного как Завод имени Лихачева, он же ЗИЛ
Степан Павлович Рябушинский родился 5 июня 1874 года или по новому стилю 17 июня. Учился в Московской практической академии коммерческих наук, расположенной на Покровском бульваре. Главным делом в жизни Степана Павловича были иконы, которыми он увлекся в тридцать лет. К 1914 году Рябушинский собрал одну из лучших коллекций икон в Москве, причем не только собрал, но и показал, устроив выставку в Деловом дворе на Ильинской площади. В планах был и музей русской иконы, но помешала революция
Фото: из архива семьи Рябушинских
В 1897 году Степан Павлович женился на Анне Александровне Прибыловой. У супругов родилось двое детей: Борис (1898—1975) и Елена (1902—2000). Борис в эмиграции стал художником-анималистом и выбрал псевдоним Boris Riab, сократив фамилию Рябушинский до Ряб. Елена в 1922 году вышла замуж за белогвардейского офицера Рыжова, ее потомки носят эту фамилию
Фото: из архива семьи Рябушинских
В 1903 году по заказу Степана Павловича Рябушинского архитектор Федор Шехтель выстроил на Малой Никитской улице особняк в стиле московского модерна. На втором этаже располагалась коллекция икон, на третьем — реставрационная мастерская, а в небольшой комнатке под самой крышей — старообрядческая молельня. Домовладелицей значилась Анна Александровна Рябушинская
Фото: РГАКФД
Федор Шехтель спроектировал не только сам дом, но и его неординарный интерьер с лестницей-волной, люстрой-медузой, светильником-стрекозой, дверными ручками в форме морских коньков и другими символами. Большая часть интерьера сохранилась до наших дней
Фото: РГАКФД
В начале ХХ века у братьев Рябушинских появились и автомобили. Согласно списку автовладельцев на 1905 год, у Дмитрия был американский Oldsmobile, а у Михаила — Cadillac, Степан и Федор остановили выбор на французских Panhard-Levassor. В 1907 году Николай и Федор выставили каждый свой Mercedes на гонку Москва — Петербург, но управляли автомобилями не они сами, а шоферы. На фото — Mercedes Николая Павловича в Вышнем Волочке, за рулем — шофер Босэрде, а сам Николай сидит рядом
Фото: журнал «Искры»
Mercedes Федора Павловича на гонке 1907 года потерпел неудачу, причем не где-нибудь, а в Вышнем Волочке, где находилась одна из фабрик Рябушинских. В следующем году на гонке из Петербурга в Москву записанный на Федора Mercedes вел Босэрде, но приза снова не получил
Фото: журнал «Искры»
Степан Павлович предпочитал организационную деятельность. В 1911 году он состоял в гоночной комиссии Первого русского автомобильного клуба, а затем стал вице-председателем совета старшин. В этом же совете старшин клуба состоял и Владимир Павлович Рябушинский
Фото: журнал «Искры»
В 1912 году на гонки выставил свой автомобиль La Buire и Степан Павлович, но результат его шофера оказался самым плохим из всех — одна верста за 54,5 секунды. При этом сам владелец был в составе гоночной комиссии
Фото: журнал «К Спорту!»
В 1913 году Степан Павлович был в составе комиссии Первого русского автомобильного клуба, проверявшей на финише автомобили и мотоциклы участников Звездного пробега в Москву
Фото: журнал «К Спорту!»
С началом Первой мировой войны члены Первого русского автомобильного клуба организовали санитарный отряд, пожертвовав для этого собственные машины. Дорогие лимузины и ландоле сменили кузова на санитарные и отправились на фронт. Среди жертвователей был и Степан Павлович
Фото: журнал «Автомобилист»
В 1915 году Степан и Сергей выступили соучредителями Торгового дома Кузнецов, Рябушинские и К, выигравшему контракт на постройку 1500 автомобилей для Военного ведомства. Торговый дом был впоследствии преобразован в Товарищество на паях Автомобильного московского завода. Сокращенно — АМО
Фото: устав АМО
Сергей был на два года старше Степана, управлял фабрикой в Вышнем Волочке, открыл Институт педагогики, был скульптором-любителем. Один из директоров правления АМО Трегубов оставил о братьях такие воспоминания: «Рябушинский Сергей — бывший мой товарищ по школе, очень неглупый человек, но страшно гордый, с большим самомнением, и при этом страшно скупой (одна из характерных фамильных черт фамилии Рябушинских вообще), скупой и мелочный. Его участие в деле ограничивалось лишь участием в заседании и, в частности, в постройке рабочего поселка. Степан Павлович интеллектуально несколько слабее Сергея, но как коммерсант он выше. Он был очень обходительный со всеми присутствующими и подкупал казавшимся добродушием, но вместе с тем знал счет деньгам». Правда, вспоминал о братьях Трегубов в СССР и в принципе ничего хорошего о них сказать не мог
Фото: из архива семьи Рябушинских
Местом для строительства завода была выбрана Тюфелева роща — местность возле деревни Кожухово. Снимок сделан с колокольни Симонова монастыря, которую снесли в 1930 году. На месте леса будет построен завод АМО
Фото: РГАКФД
Зима 1916 года. Братья Рябушинские и инженер Кузнецов на местности, где будет построен завод АМО
Фото: АМО-ЗИЛ
План будущего завода. Тюфелева роща была удобна тем, что к ней тянулась Лизинская железнодорожная ветка и трамвайные пути, а в 1908 году через рощу прошла линия окружной железной дороги
Фото: журнал «Автомобиль»
Закладка первого камня в основание завода 20 июля 1916 года. К тому времени в Америке были заказаны почти все необходимые станки, а в Италии приобретена лицензия на производство автомобилей Fiat. Сдать в казну все 1500 автомобилей требовалось к 1 августа 1918 года, причем первую партию из 150 штук уже к 7 марта 1917 года
Фото: АМО-ЗИЛ
Строительство литейного корпуса завода АМО. Все строения возводились из красного кирпича — традиционный стиль промышленной архитектуры тех лет
Фото: АМО-ЗИЛ
Завод АМО должен был выпускать лицензионные копии грузовиков Fiat 15-ter, хорошо зарекомендовавших себя на фронтах Первой мировой, в том числе и в России
Фото: АМО-ЗИЛ
АМО был одним из пяти частных заводов, строившихся по государственной программе создания в России автомобильной промышленности. В Москве также возводился Автомобильный завод акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода, в Рыбинске — «Русский Рено», в Ярославле — завод Лебедева, а в Нахичевани-на-Дону — «Аксай». Также строился и Казенный завод военных самоходов в Мытищах, но исключительно на государственные средства
Фото: журнал «Автомобиль»
Рядом с заводом в Тюфелевой роще возводился и рабочий поселок. Архитектором домов, а также здания заводоуправления АМО выступил известный архитектор Иван Жолтовский, который был любовником сестры Рябушинских Елизаветы Павловны. О нем Трегубов также оставил негативные воспоминания: «Делу он, кроме вреда, ничего не приносил, так как требовал материалы, которые нам крайне были необходимы для постройки своих коренных зданий и волей-неволей, благодаря его связям, приходилось эти материалы ему давать»
Фото: АМО-ЗИЛ
Большую часть высококвалифицированных кадров братья Рябушинские просто переманили с Русско-Балтийского вагонного завода, ранее выпускавшего автомобили «Руссо-Балт». Это были директора правления Бондарев (на фото в центре) и Строганов, инженер Фрязиновский, заведующие мастерскими Макаровский, Биттенгольц, Бразау и другие специалисты. Слева от Строганова — Степан Павлович Рябушинский, справа — Александр Иванович Кузнецов
Фото: АМО-ЗИЛ
К намеченному сроку завод пустить не удалось. Чтобы сдать первую партию из 150 автомобилей, их закупили в Италии. Но среди всех строящихся заводов к началу Октябрьской революции АМО оказался наиболее готовым, как по постройкам, так и по оборудованию станками
Фото: АМО-ЗИЛ
Во время Гражданской войны АМО превратился в автосборочный и авторемонтный завод. Автомобили доставлялись сюда со всех фронтов для восстановления или отправки на автокладбище
Фото: АМО-ЗИЛ
Кроме автомобилей, на АМО собирались и гусеничные трактора Allis-Chalmers, поступившие на завод в 1917 году в виде комплектов для последующей сборки
Фото: АМО-ЗИЛ
Степан Павлович к тому времени эмигрировал в Италию, а его особняк на Малой Никитской занял сначала отдел виз и паспортов Наркомата иностранных дел, а затем Госиздат. В 1921 году здание отдали в ведомство Русского психоаналитического общества, устроившего в нем специализированный детский дом-лабораторию «Международная солидарность», где собирались выращивать новые личности, свободные от предрассудков. Так, пол ребенка не имел никакого значения, а воспитатели призывали детей не скрывать своих сексуальных эмоций. Но эйфория быстро схлынула и детдом закрыли, отдав бывший особняк Рябушинского в ведение ВОКС — Всесоюзного общества культурной связи с заграницей
Фото: РГАКФД
На заводе АМО тем временем наладили серийный капитальный ремонт американских грузовиков White, получавших затем новое название «Уайт-АМО». Часть деталей на заводе изготавливали заново
Фото: журнал «Мотор»
В 1924 году завод начал серийный выпуск грузовиков АМО Ф-15, представлявших собой переработанный Fiat 15-ter, когда-то выбранный для серийного производства братьями Рябушинскими. Грузовик АМО Ф-15 выпускался до 1931 года
Фото: АМО-ЗИЛ
В 1931 году АМО переименовали в Московский автомобильный завод имени Сталина. К тому времени завод значительно расширили и модернизировали для более массового производства грузовых автомобилей
Фото: АМО-ЗИЛ
О братьях Рябушинских в те годы если и вспоминали, то с насмешкой. В различных книгах и журналах постоянно сравнивали новую и старую жизнь, естественно, не в пользу последней
Фото: АМО-ЗИЛ
В том же 1931 году бывший особняк Рябушинского передали пролетарскому писателю Максиму Горькому. «Нелепый дом, но работать можно» — заявил буревестник революции. Сюда к нему в гости будут приезжать Сталин, Молотов, Ягода, Шолохов, Чуковский, Маршак. В этом доме Горький проживет до самой своей смерти в 1936 году
Фото: РГАКФД
Максим Горький не только жил в бывшем доме Степана Павловича Рябушинского, но и приезжал на основанный им завод. На фото Горький и «красный директор» Иван Лихачев, именем которого завод назовут в 1956 году. К слову, фамилия самого Горького дала название Горьковскому автомобильному заводу после переименования Нижнего Новгорода в Горький
Фото: РГАКФД
После смерти Лихачева в бывшем заводоуправлении устроили музей, в экспозиции которого был и кабинет Ивана Алексеевича. Но и дубовый стол, и резной стул — все от обстановки Степана Павловича Рябушинского
Фото: АМО-ЗИЛ
В XXI веке почти все заводские корпуса снесли, построив на их месте жилые кварталы, но заводоуправление уцелело. Сейчас здесь расположен Музей хоккейной славы
Фото: Wikipedia
Степан Павлович Рябушинский умер в Италии в 1942 году в возрасте 68 лет. На родине о нем и заодно о брате Сергее вспомнили лишь недавно, назвав одну из улиц на месте бывшего завода улицей Братьев Рябушинских. Но решение все равно выглядит удивительным и даже многозначительным: улица Братьев Рябушинских упирается в проспект Лихачева. Такая вот история с географией
Фото: Яндекс-Карты
Степан Павлович Рябушинский родился 5 июня 1874 года или по новому стилю 17 июня. Учился в Московской практической академии коммерческих наук, расположенной на Покровском бульваре. Главным делом в жизни Степана Павловича были иконы, которыми он увлекся в тридцать лет. К 1914 году Рябушинский собрал одну из лучших коллекций икон в Москве, причем не только собрал, но и показал, устроив выставку в Деловом дворе на Ильинской площади. В планах был и музей русской иконы, но помешала революция
Фото: из архива семьи Рябушинских
В 1897 году Степан Павлович женился на Анне Александровне Прибыловой. У супругов родилось двое детей: Борис (1898—1975) и Елена (1902—2000). Борис в эмиграции стал художником-анималистом и выбрал псевдоним Boris Riab, сократив фамилию Рябушинский до Ряб. Елена в 1922 году вышла замуж за белогвардейского офицера Рыжова, ее потомки носят эту фамилию
Фото: из архива семьи Рябушинских
В 1903 году по заказу Степана Павловича Рябушинского архитектор Федор Шехтель выстроил на Малой Никитской улице особняк в стиле московского модерна. На втором этаже располагалась коллекция икон, на третьем — реставрационная мастерская, а в небольшой комнатке под самой крышей — старообрядческая молельня. Домовладелицей значилась Анна Александровна Рябушинская
Фото: РГАКФД
Федор Шехтель спроектировал не только сам дом, но и его неординарный интерьер с лестницей-волной, люстрой-медузой, светильником-стрекозой, дверными ручками в форме морских коньков и другими символами. Большая часть интерьера сохранилась до наших дней
Фото: РГАКФД
В начале ХХ века у братьев Рябушинских появились и автомобили. Согласно списку автовладельцев на 1905 год, у Дмитрия был американский Oldsmobile, а у Михаила — Cadillac, Степан и Федор остановили выбор на французских Panhard-Levassor. В 1907 году Николай и Федор выставили каждый свой Mercedes на гонку Москва — Петербург, но управляли автомобилями не они сами, а шоферы. На фото — Mercedes Николая Павловича в Вышнем Волочке, за рулем — шофер Босэрде, а сам Николай сидит рядом
Фото: журнал «Искры»
Mercedes Федора Павловича на гонке 1907 года потерпел неудачу, причем не где-нибудь, а в Вышнем Волочке, где находилась одна из фабрик Рябушинских. В следующем году на гонке из Петербурга в Москву записанный на Федора Mercedes вел Босэрде, но приза снова не получил
Фото: журнал «Искры»
Степан Павлович предпочитал организационную деятельность. В 1911 году он состоял в гоночной комиссии Первого русского автомобильного клуба, а затем стал вице-председателем совета старшин. В этом же совете старшин клуба состоял и Владимир Павлович Рябушинский
Фото: журнал «Искры»
В 1912 году на гонки выставил свой автомобиль La Buire и Степан Павлович, но результат его шофера оказался самым плохим из всех — одна верста за 54,5 секунды. При этом сам владелец был в составе гоночной комиссии
Фото: журнал «К Спорту!»
В 1913 году Степан Павлович был в составе комиссии Первого русского автомобильного клуба, проверявшей на финише автомобили и мотоциклы участников Звездного пробега в Москву
Фото: журнал «К Спорту!»
С началом Первой мировой войны члены Первого русского автомобильного клуба организовали санитарный отряд, пожертвовав для этого собственные машины. Дорогие лимузины и ландоле сменили кузова на санитарные и отправились на фронт. Среди жертвователей был и Степан Павлович
Фото: журнал «Автомобилист»
В 1915 году Степан и Сергей выступили соучредителями Торгового дома Кузнецов, Рябушинские и К, выигравшему контракт на постройку 1500 автомобилей для Военного ведомства. Торговый дом был впоследствии преобразован в Товарищество на паях Автомобильного московского завода. Сокращенно — АМО
Фото: устав АМО
Сергей был на два года старше Степана, управлял фабрикой в Вышнем Волочке, открыл Институт педагогики, был скульптором-любителем. Один из директоров правления АМО Трегубов оставил о братьях такие воспоминания: «Рябушинский Сергей — бывший мой товарищ по школе, очень неглупый человек, но страшно гордый, с большим самомнением, и при этом страшно скупой (одна из характерных фамильных черт фамилии Рябушинских вообще), скупой и мелочный. Его участие в деле ограничивалось лишь участием в заседании и, в частности, в постройке рабочего поселка. Степан Павлович интеллектуально несколько слабее Сергея, но как коммерсант он выше. Он был очень обходительный со всеми присутствующими и подкупал казавшимся добродушием, но вместе с тем знал счет деньгам». Правда, вспоминал о братьях Трегубов в СССР и в принципе ничего хорошего о них сказать не мог
Фото: из архива семьи Рябушинских
Местом для строительства завода была выбрана Тюфелева роща — местность возле деревни Кожухово. Снимок сделан с колокольни Симонова монастыря, которую снесли в 1930 году. На месте леса будет построен завод АМО
Фото: РГАКФД
Зима 1916 года. Братья Рябушинские и инженер Кузнецов на местности, где будет построен завод АМО
Фото: АМО-ЗИЛ
План будущего завода. Тюфелева роща была удобна тем, что к ней тянулась Лизинская железнодорожная ветка и трамвайные пути, а в 1908 году через рощу прошла линия окружной железной дороги
Фото: журнал «Автомобиль»
Закладка первого камня в основание завода 20 июля 1916 года. К тому времени в Америке были заказаны почти все необходимые станки, а в Италии приобретена лицензия на производство автомобилей Fiat. Сдать в казну все 1500 автомобилей требовалось к 1 августа 1918 года, причем первую партию из 150 штук уже к 7 марта 1917 года
Фото: АМО-ЗИЛ
Строительство литейного корпуса завода АМО. Все строения возводились из красного кирпича — традиционный стиль промышленной архитектуры тех лет
Фото: АМО-ЗИЛ
Завод АМО должен был выпускать лицензионные копии грузовиков Fiat 15-ter, хорошо зарекомендовавших себя на фронтах Первой мировой, в том числе и в России
Фото: АМО-ЗИЛ
АМО был одним из пяти частных заводов, строившихся по государственной программе создания в России автомобильной промышленности. В Москве также возводился Автомобильный завод акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода, в Рыбинске — «Русский Рено», в Ярославле — завод Лебедева, а в Нахичевани-на-Дону — «Аксай». Также строился и Казенный завод военных самоходов в Мытищах, но исключительно на государственные средства
Фото: журнал «Автомобиль»
Рядом с заводом в Тюфелевой роще возводился и рабочий поселок. Архитектором домов, а также здания заводоуправления АМО выступил известный архитектор Иван Жолтовский, который был любовником сестры Рябушинских Елизаветы Павловны. О нем Трегубов также оставил негативные воспоминания: «Делу он, кроме вреда, ничего не приносил, так как требовал материалы, которые нам крайне были необходимы для постройки своих коренных зданий и волей-неволей, благодаря его связям, приходилось эти материалы ему давать»
Фото: АМО-ЗИЛ
Большую часть высококвалифицированных кадров братья Рябушинские просто переманили с Русско-Балтийского вагонного завода, ранее выпускавшего автомобили «Руссо-Балт». Это были директора правления Бондарев (на фото в центре) и Строганов, инженер Фрязиновский, заведующие мастерскими Макаровский, Биттенгольц, Бразау и другие специалисты. Слева от Строганова — Степан Павлович Рябушинский, справа — Александр Иванович Кузнецов
Фото: АМО-ЗИЛ
К намеченному сроку завод пустить не удалось. Чтобы сдать первую партию из 150 автомобилей, их закупили в Италии. Но среди всех строящихся заводов к началу Октябрьской революции АМО оказался наиболее готовым, как по постройкам, так и по оборудованию станками
Фото: АМО-ЗИЛ
Во время Гражданской войны АМО превратился в автосборочный и авторемонтный завод. Автомобили доставлялись сюда со всех фронтов для восстановления или отправки на автокладбище
Фото: АМО-ЗИЛ
Кроме автомобилей, на АМО собирались и гусеничные трактора Allis-Chalmers, поступившие на завод в 1917 году в виде комплектов для последующей сборки
Фото: АМО-ЗИЛ
Степан Павлович к тому времени эмигрировал в Италию, а его особняк на Малой Никитской занял сначала отдел виз и паспортов Наркомата иностранных дел, а затем Госиздат. В 1921 году здание отдали в ведомство Русского психоаналитического общества, устроившего в нем специализированный детский дом-лабораторию «Международная солидарность», где собирались выращивать новые личности, свободные от предрассудков. Так, пол ребенка не имел никакого значения, а воспитатели призывали детей не скрывать своих сексуальных эмоций. Но эйфория быстро схлынула и детдом закрыли, отдав бывший особняк Рябушинского в ведение ВОКС — Всесоюзного общества культурной связи с заграницей
Фото: РГАКФД
На заводе АМО тем временем наладили серийный капитальный ремонт американских грузовиков White, получавших затем новое название «Уайт-АМО». Часть деталей на заводе изготавливали заново
Фото: журнал «Мотор»
В 1924 году завод начал серийный выпуск грузовиков АМО Ф-15, представлявших собой переработанный Fiat 15-ter, когда-то выбранный для серийного производства братьями Рябушинскими. Грузовик АМО Ф-15 выпускался до 1931 года
Фото: АМО-ЗИЛ
В 1931 году АМО переименовали в Московский автомобильный завод имени Сталина. К тому времени завод значительно расширили и модернизировали для более массового производства грузовых автомобилей
Фото: АМО-ЗИЛ
О братьях Рябушинских в те годы если и вспоминали, то с насмешкой. В различных книгах и журналах постоянно сравнивали новую и старую жизнь, естественно, не в пользу последней
Фото: АМО-ЗИЛ
В том же 1931 году бывший особняк Рябушинского передали пролетарскому писателю Максиму Горькому. «Нелепый дом, но работать можно» — заявил буревестник революции. Сюда к нему в гости будут приезжать Сталин, Молотов, Ягода, Шолохов, Чуковский, Маршак. В этом доме Горький проживет до самой своей смерти в 1936 году
Фото: РГАКФД
Максим Горький не только жил в бывшем доме Степана Павловича Рябушинского, но и приезжал на основанный им завод. На фото Горький и «красный директор» Иван Лихачев, именем которого завод назовут в 1956 году. К слову, фамилия самого Горького дала название Горьковскому автомобильному заводу после переименования Нижнего Новгорода в Горький
Фото: РГАКФД
После смерти Лихачева в бывшем заводоуправлении устроили музей, в экспозиции которого был и кабинет Ивана Алексеевича. Но и дубовый стол, и резной стул — все от обстановки Степана Павловича Рябушинского
Фото: АМО-ЗИЛ
В XXI веке почти все заводские корпуса снесли, построив на их месте жилые кварталы, но заводоуправление уцелело. Сейчас здесь расположен Музей хоккейной славы
Фото: Wikipedia
Степан Павлович Рябушинский умер в Италии в 1942 году в возрасте 68 лет. На родине о нем и заодно о брате Сергее вспомнили лишь недавно, назвав одну из улиц на месте бывшего завода улицей Братьев Рябушинских. Но решение все равно выглядит удивительным и даже многозначительным: улица Братьев Рябушинских упирается в проспект Лихачева. Такая вот история с географией
Фото: Яндекс-Карты