«Чайки» разных видов
Самой красивой советской машине — 65 лет
«Чайка» занимала промежуточное положение между «Волгой» и ЗИЛом — это был автомобиль уже не для рядовых чиновников, но еще и не для верхушки власти
Фото: Горьковский автомобильный завод
Звучит удивительно, но свою родословную ГАЗ-13 «Чайка» ведет от довоенного немецкого Opel Admiral, выпускавшегося с 1937 по 1939 год. Как до войны, так и во время войны и даже после в планах на будущее Горьковского автозавода всегда фигурировала «большая модель по типу “Опель Адмирала”», которая по классу была выше «Победы»
Фото: Opel
В 1948 году на ГАЗе начали проектировать ЗИМ — автомобиль представительского класса, занимавший положение между «Победой» и ЗИС-110. Модель выпускалась с 1949 по 1959 год и стала прямой предшественницей «Чайки»
Фото: Горьковский автомобильный завод
Альтернативой ЗИМу рассматривался НАМИ-013 с вагонной компоновкой, тремя рядами сидений и задним расположением двигателя. Шансов у футуристической модели не было никаких — советские чиновники бы на таком автомобиле ездить не стали. Кстати, индекс модели тоже с цифрой тринадцать
Фото: НАМИ
Устаревший к середине пятидесятых ЗИМ пытались обновить, поменяв в 1957 году решетку радиатора и декор, но серийным такой вариант так и не стал, поскольку уже шла работа над «Чайкой»
Фото: Горьковский автомобильный завод
Первые образцы будущей модели, которая тогда еще не была «Чайкой», а называлась «Стрела»
Фото: Горьковский автомобильный завод
Один из ранних вариантов внешнего облика будущей «Чайки». Автор — художник ГАЗа Борис Борисович Лебедев, 1956 год
Фото: Горьковский автомобильный завод
Работа над «Стрелой» и «Чайкой»
Фото: Горьковский автомобильный завод
Первый полноразмерный макет «Чайки». Художники Лебедев и Дуарте обсуждают эмблему
Фото: Горьковский автомобильный завод
На первом макете двери еще открываются нараспашку, как у ЗИМа
Фото: Горьковский автомобильный завод
Деревянный макет будущей «Чайки» в Конструкторско-экспериментальном отделе ГАЗа
Фото: Горьковский автомобильный завод
Деревянный макет будущей «Чайки» в Конструкторско-экспериментальном отделе ГАЗа
Фото: Горьковский автомобильный завод
Первый ходовой образец ГАЗ-13 на территории ГАЗа, 1957 год
Фото: Горьковский автомобильный завод
Технические характеристки новой модели. Индекс М-13 будет использоваться недолго: буква означает фамилию советского вождя Молотова, имя которого Горьковский автомобильный завод носил до 1957 года. После участия Молотова в антипартийном заговоре фамилию убрали
Фото: Автомобильный каталог НИИ Навтопрома
Показ новой модели на ВСХВ в Москве, 1958 год. На заднем плане — ГАЗ-21 «Волга»
Фото: Горьковский автомобильный завод
ГАЗ-13 «Чайка» в павильоне «Механизация» на ВСХВ, 1958 год
Фото: Горьковский автомобильный завод
Посетители ВСХВ осматривают салон ГАЗ-13
Фото: Горьковский автомобильный завод
ГАЗ-13 «Чайка» на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958 год
Фото: Горьковский автомобильный завод
Одна из первых серийных машин. Окраска — однотонная
Фото: Горьковский автомобильный завод
Сборка первых серийных «Чаек» на конвейере ГАЗа
Фото: Горьковский автомобильный завод
Установка схода-развала передних колес на конвейере ГАЗа. На заднем плане медицинские универсалы ГАЗ-22Б
Фото: Горьковский автомобильный завод
Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» в заводском цехе
Фото: Горьковский автомобильный завод
Женский труд на производстве ГАЗ-13
Фото: Горьковский автомобильный завод
Легковой автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» и прототип грузовика ГАЗ-53
Фото: Горьковский автомобильный завод
Габаритные размеры автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»
Фото: Автомобильный каталог НИИНавтопрома
Органы управления автомобилем. Слева от руля — пульт АКПП
Фото: Автомобиль «Чайка» модели ГАЗ-13 и ГАЗ-13Б: инструкция по уходу
Место водителя. Спидометр проградуирован до 200 км/ч
Фото: Горьковский автомобильный завод
Панель приборов автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»
Фото: Автомобиль «Чайка» модели ГАЗ-13 и ГАЗ-13Б: инструкция по уходу
Радиоприемник работал в диапазонах длинных, средних и коротких волн, а также УКВ
Фото: Автомобиль «Чайка» модели ГАЗ-13 и ГАЗ-13Б: инструкция по уходу
В начале 1960 года появился кабриолет ГАЗ-13Б. Первые фотографии делались на фоне снежных пейзажей
Фото: Горьковский автомобильный завод
Иногда ГАЗ-13Б именовался фаэтоном, хотя по сути был кабриолетом — в дверях были стекла, которые поднимались и опускались
Фото: Горьковский автомобильный завод
Тент поднимался и опускался с помощью электропривода
Фото: Горьковский автомобильный завод
Цветная фотография кабриолета ГАЗ-13Б авторства Николая Николаевича Добровольского — легендарного фотографа ГАЗа
Фото: Горьковский автомобильный завод
В начале шестидесятых «Чайку» решили обновить, сделав переднюю часть четырехфарной и поменяв решетку радиатора, бамперы и молдинги
Фото: Горьковский автомобильный завод
Работа над четырехфарным вариантом «Чайки»
Фото: Горьковский автомобильный завод
Макет в натуральную величину в Конструкторско-экспериментальном отделе ГАЗа
Фото: Горьковский автомобильный завод
Обновленная «Чайка» в виде ходового прототипа, 1961 год. В итоге от идеи такого рестайлинга отказались
Фото: Горьковский автомобильный завод
Рисунок из чайковской брошюры, где ГАЗ-13 представлена как машина для большой компании с чемоданами, изображенной на фоне Крымского моста в Москве. Выглядят то ли как интуристы, то ли как гости столицы. В салоне заметен яркий пакет из ГУМа
Фото: Горьковский автомобильный завод
«Чайка» в своей стихии — торжественная встреча космонавтов — членов экипажей кораблей «Союз-4» и «Союз-5» 22 января 1969 года. Снимок Виктора Ахломова давно признан классикой советской фотографии
Фото: Виктор Васильевич Ахломов
ГАЗ-13 «Чайка» и главный автолюбитель СССР Леонид Ильич Брежнев в охотничьем хозяйстве Завидово
Фото: Владимир Гургенович Мусаэльян
Визит премьер-министра Республики Сингапур Ли Куан Ю в Грузинскую ССР, 2 октября 1970 года
Фото: Александр Коньков
Первый секретарь ЦК Социалистической единой партии Германии Вальтер Ульбрихт в Омске, 1964 год. Автомобиль — кабриолет ГАЗ-13Б
Фото: Сергей Сапоцкий
Кабриолеты ГАЗ-13Б на параде в Венгрии
Фото: РГАКФД
7 ноября 1968 года в Севастополе
Фото: РГАКФД
Председатель исполкома Московского городского совета Владимир Федорович Промыслов у подъезда здания Моссовета на улице Горького, 1968 год
Фото: Валерий Шустов
Казахстан, Алматинская область, 1972 год. Визит иранского шаха Пехлеви в Институт ядерной физики
Фото: Институт ядерной физики Республики Казахстан
ГАЗ-13 «Чайка» и бывший комбайнер Михаил Сергеевич Горбачев, а на момент съемки кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС у себя на родине в Ставропольском крае, 1979 год
Фото: Красногвардейский историко-краеведческий музей
Гибрид по прозвищу «Ослобык» — «Чайка» ГАЗ-13 с передней и задней частью от ЗИМа. Фотография сделана у подъезда МИДа на Смоленской площади
Фото: Александр Алексеевич Новиков
«Чайка» с правительственными номерами серии «мос» после аварии на одной из московских улиц
Фото: Александр Алексеевич Новиков
«Чайка» на советской выставке в Будапеште, 1960 год. Для иностранцев оставлен индекс М-13, хотя имени Молотова уже как три года нет в названии завода
Фото: РГАКФД
Ленин и «Чайка» на выставке в болгарском Пловдиве, 1960 год
Фото: РГАКФД
Французская певица Мирей Матье и «Чайка» на Красной площади
Фото: РГАКФД
Гостья Московского международного кинофестиваля 1965 года Софи Лорен и возившая ее «Чайка» на Красной площади
Фото: РГАКФД
Киносъемочная «Чайка» в Москве у гостиницы «Метрополь». Такая модификация называлась ОАСД — операторский автомобиль для съемки в движении
Фото: Александр Алексеевич Новиков
Для съемок использовались и обычные «Чайки», переделанные под конкретные обстоятельства. На фото — режиссер Алексей Герман (слева) на съемках фильма «Мой друг Иван Лапшин»
Фото: РГАКФД
Иногда камеру просто ставили в багажник. На фото — режиссер Никита Михалков на съемках фильма «Родня»
Фото: РГАКФД
«Чайки» не только помогали снимать кино, но и сами снялись не в одном десятке кинофильмов. Например, в комедии Эльдара Рязанова «Тридцать три»
Фото: кадр из фильма «Тридцать три»
В фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь» можно увидеть «Чайку» с дипломатическим номерами и пассажиром-афроамериканцем
Фото: кадр из фильма «Июльский дождь»
Не обошелся без «Чайки» и Голливуд. В американском фильме о советских подводниках «К-19» у ГАЗ-13 камео — роль «персоналки» из гаража Министерства обороны
Фото: кадр из фильма «К-19»
Свадьба — один из немногих случаев, когда простой советский гражданин мог прокатиться на «Чайке». Снимок сделан у Грибоедовского ЗАГСа в Москве
Фото: Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский
Свадьба в Киеве, семидесятые годы
Фото: РГАКФД
Для более грустных поводов был создан ГАЗ-РАФ-13С по прозвищу «Черный доктор»: универсал на шасси «Чайки» с кузовом, построенным на Рижской автобусной фабрике
Фото: РГАКФД
«Черный доктор» предназначался для следования в кортеже, чтобы в случае чего кремлевского пациента можно было оперативно положить на носилки и доставить в ЦКБ
Фото: РГАКФД
Существовало несколько вариаций «Черного доктора» на базе ГАЗ-13, которые отличались между собой конструкцией задней двери и решением оконных проемов в задней части кузова
Фото: Александр Алексеевич Новиков
Один из вариантов «Черного доктора» с большим задним стеклом. Надстройка в задней части нарисована поверх фотографии
Фото: Рижская автобусная фабрика
Вариант «Черного доктора» с высокой надстройкой и оставлением маленького третьего стекла
Фото: Рижская автобусная фабрика
Катафалк на базе ГАЗ-13 для перевозки — один из двух таких автомобилей, построенных по заказу Вьетнама для возможной эвакуации тела Хо Ши Мина в случае нападения Китая
Фото: Рижская автобусная фабрика
Изготовлением катафалков также занималась Рижская автобусная фабрика, ставившая на задние двери шильдик RAF
Фото: Рижская автобусная фабрика
Самой «Чайке» ГАЗ-13 была уготована долгая жизнь. Последние два экземпляра собрали в 1982 году, когда уже несколько лет параллельно производилась следующая «Чайка» ГАЗ-14
Фото: РГАКФД
«Чайка» занимала промежуточное положение между «Волгой» и ЗИЛом — это был автомобиль уже не для рядовых чиновников, но еще и не для верхушки власти
Фото: Горьковский автомобильный завод
Звучит удивительно, но свою родословную ГАЗ-13 «Чайка» ведет от довоенного немецкого Opel Admiral, выпускавшегося с 1937 по 1939 год. Как до войны, так и во время войны и даже после в планах на будущее Горьковского автозавода всегда фигурировала «большая модель по типу “Опель Адмирала”», которая по классу была выше «Победы»
Фото: Opel
В 1948 году на ГАЗе начали проектировать ЗИМ — автомобиль представительского класса, занимавший положение между «Победой» и ЗИС-110. Модель выпускалась с 1949 по 1959 год и стала прямой предшественницей «Чайки»
Фото: Горьковский автомобильный завод
Альтернативой ЗИМу рассматривался НАМИ-013 с вагонной компоновкой, тремя рядами сидений и задним расположением двигателя. Шансов у футуристической модели не было никаких — советские чиновники бы на таком автомобиле ездить не стали. Кстати, индекс модели тоже с цифрой тринадцать
Фото: НАМИ
Устаревший к середине пятидесятых ЗИМ пытались обновить, поменяв в 1957 году решетку радиатора и декор, но серийным такой вариант так и не стал, поскольку уже шла работа над «Чайкой»
Фото: Горьковский автомобильный завод
Первые образцы будущей модели, которая тогда еще не была «Чайкой», а называлась «Стрела»
Фото: Горьковский автомобильный завод
Один из ранних вариантов внешнего облика будущей «Чайки». Автор — художник ГАЗа Борис Борисович Лебедев, 1956 год
Фото: Горьковский автомобильный завод
Работа над «Стрелой» и «Чайкой»
Фото: Горьковский автомобильный завод
Первый полноразмерный макет «Чайки». Художники Лебедев и Дуарте обсуждают эмблему
Фото: Горьковский автомобильный завод
На первом макете двери еще открываются нараспашку, как у ЗИМа
Фото: Горьковский автомобильный завод
Деревянный макет будущей «Чайки» в Конструкторско-экспериментальном отделе ГАЗа
Фото: Горьковский автомобильный завод
Деревянный макет будущей «Чайки» в Конструкторско-экспериментальном отделе ГАЗа
Фото: Горьковский автомобильный завод
Первый ходовой образец ГАЗ-13 на территории ГАЗа, 1957 год
Фото: Горьковский автомобильный завод
Технические характеристки новой модели. Индекс М-13 будет использоваться недолго: буква означает фамилию советского вождя Молотова, имя которого Горьковский автомобильный завод носил до 1957 года. После участия Молотова в антипартийном заговоре фамилию убрали
Фото: Автомобильный каталог НИИ Навтопрома
Показ новой модели на ВСХВ в Москве, 1958 год. На заднем плане — ГАЗ-21 «Волга»
Фото: Горьковский автомобильный завод
ГАЗ-13 «Чайка» в павильоне «Механизация» на ВСХВ, 1958 год
Фото: Горьковский автомобильный завод
Посетители ВСХВ осматривают салон ГАЗ-13
Фото: Горьковский автомобильный завод
ГАЗ-13 «Чайка» на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958 год
Фото: Горьковский автомобильный завод
Одна из первых серийных машин. Окраска — однотонная
Фото: Горьковский автомобильный завод
Сборка первых серийных «Чаек» на конвейере ГАЗа
Фото: Горьковский автомобильный завод
Установка схода-развала передних колес на конвейере ГАЗа. На заднем плане медицинские универсалы ГАЗ-22Б
Фото: Горьковский автомобильный завод
Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» в заводском цехе
Фото: Горьковский автомобильный завод
Женский труд на производстве ГАЗ-13
Фото: Горьковский автомобильный завод
Легковой автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» и прототип грузовика ГАЗ-53
Фото: Горьковский автомобильный завод
Габаритные размеры автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»
Фото: Автомобильный каталог НИИНавтопрома
Органы управления автомобилем. Слева от руля — пульт АКПП
Фото: Автомобиль «Чайка» модели ГАЗ-13 и ГАЗ-13Б: инструкция по уходу
Место водителя. Спидометр проградуирован до 200 км/ч
Фото: Горьковский автомобильный завод
Панель приборов автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»
Фото: Автомобиль «Чайка» модели ГАЗ-13 и ГАЗ-13Б: инструкция по уходу
Радиоприемник работал в диапазонах длинных, средних и коротких волн, а также УКВ
Фото: Автомобиль «Чайка» модели ГАЗ-13 и ГАЗ-13Б: инструкция по уходу
В начале 1960 года появился кабриолет ГАЗ-13Б. Первые фотографии делались на фоне снежных пейзажей
Фото: Горьковский автомобильный завод
Иногда ГАЗ-13Б именовался фаэтоном, хотя по сути был кабриолетом — в дверях были стекла, которые поднимались и опускались
Фото: Горьковский автомобильный завод
Тент поднимался и опускался с помощью электропривода
Фото: Горьковский автомобильный завод
Цветная фотография кабриолета ГАЗ-13Б авторства Николая Николаевича Добровольского — легендарного фотографа ГАЗа
Фото: Горьковский автомобильный завод
В начале шестидесятых «Чайку» решили обновить, сделав переднюю часть четырехфарной и поменяв решетку радиатора, бамперы и молдинги
Фото: Горьковский автомобильный завод
Работа над четырехфарным вариантом «Чайки»
Фото: Горьковский автомобильный завод
Макет в натуральную величину в Конструкторско-экспериментальном отделе ГАЗа
Фото: Горьковский автомобильный завод
Обновленная «Чайка» в виде ходового прототипа, 1961 год. В итоге от идеи такого рестайлинга отказались
Фото: Горьковский автомобильный завод
Рисунок из чайковской брошюры, где ГАЗ-13 представлена как машина для большой компании с чемоданами, изображенной на фоне Крымского моста в Москве. Выглядят то ли как интуристы, то ли как гости столицы. В салоне заметен яркий пакет из ГУМа
Фото: Горьковский автомобильный завод
«Чайка» в своей стихии — торжественная встреча космонавтов — членов экипажей кораблей «Союз-4» и «Союз-5» 22 января 1969 года. Снимок Виктора Ахломова давно признан классикой советской фотографии
Фото: Виктор Васильевич Ахломов
ГАЗ-13 «Чайка» и главный автолюбитель СССР Леонид Ильич Брежнев в охотничьем хозяйстве Завидово
Фото: Владимир Гургенович Мусаэльян
Визит премьер-министра Республики Сингапур Ли Куан Ю в Грузинскую ССР, 2 октября 1970 года
Фото: Александр Коньков
Первый секретарь ЦК Социалистической единой партии Германии Вальтер Ульбрихт в Омске, 1964 год. Автомобиль — кабриолет ГАЗ-13Б
Фото: Сергей Сапоцкий
Кабриолеты ГАЗ-13Б на параде в Венгрии
Фото: РГАКФД
7 ноября 1968 года в Севастополе
Фото: РГАКФД
Председатель исполкома Московского городского совета Владимир Федорович Промыслов у подъезда здания Моссовета на улице Горького, 1968 год
Фото: Валерий Шустов
Казахстан, Алматинская область, 1972 год. Визит иранского шаха Пехлеви в Институт ядерной физики
Фото: Институт ядерной физики Республики Казахстан
ГАЗ-13 «Чайка» и бывший комбайнер Михаил Сергеевич Горбачев, а на момент съемки кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС у себя на родине в Ставропольском крае, 1979 год
Фото: Красногвардейский историко-краеведческий музей
Гибрид по прозвищу «Ослобык» — «Чайка» ГАЗ-13 с передней и задней частью от ЗИМа. Фотография сделана у подъезда МИДа на Смоленской площади
Фото: Александр Алексеевич Новиков
«Чайка» с правительственными номерами серии «мос» после аварии на одной из московских улиц
Фото: Александр Алексеевич Новиков
«Чайка» на советской выставке в Будапеште, 1960 год. Для иностранцев оставлен индекс М-13, хотя имени Молотова уже как три года нет в названии завода
Фото: РГАКФД
Ленин и «Чайка» на выставке в болгарском Пловдиве, 1960 год
Фото: РГАКФД
Французская певица Мирей Матье и «Чайка» на Красной площади
Фото: РГАКФД
Гостья Московского международного кинофестиваля 1965 года Софи Лорен и возившая ее «Чайка» на Красной площади
Фото: РГАКФД
Киносъемочная «Чайка» в Москве у гостиницы «Метрополь». Такая модификация называлась ОАСД — операторский автомобиль для съемки в движении
Фото: Александр Алексеевич Новиков
Для съемок использовались и обычные «Чайки», переделанные под конкретные обстоятельства. На фото — режиссер Алексей Герман (слева) на съемках фильма «Мой друг Иван Лапшин»
Фото: РГАКФД
Иногда камеру просто ставили в багажник. На фото — режиссер Никита Михалков на съемках фильма «Родня»
Фото: РГАКФД
«Чайки» не только помогали снимать кино, но и сами снялись не в одном десятке кинофильмов. Например, в комедии Эльдара Рязанова «Тридцать три»
Фото: кадр из фильма «Тридцать три»
В фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь» можно увидеть «Чайку» с дипломатическим номерами и пассажиром-афроамериканцем
Фото: кадр из фильма «Июльский дождь»
Не обошелся без «Чайки» и Голливуд. В американском фильме о советских подводниках «К-19» у ГАЗ-13 камео — роль «персоналки» из гаража Министерства обороны
Фото: кадр из фильма «К-19»
Свадьба — один из немногих случаев, когда простой советский гражданин мог прокатиться на «Чайке». Снимок сделан у Грибоедовского ЗАГСа в Москве
Фото: Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский
Свадьба в Киеве, семидесятые годы
Фото: РГАКФД
Для более грустных поводов был создан ГАЗ-РАФ-13С по прозвищу «Черный доктор»: универсал на шасси «Чайки» с кузовом, построенным на Рижской автобусной фабрике
Фото: РГАКФД
«Черный доктор» предназначался для следования в кортеже, чтобы в случае чего кремлевского пациента можно было оперативно положить на носилки и доставить в ЦКБ
Фото: РГАКФД
Существовало несколько вариаций «Черного доктора» на базе ГАЗ-13, которые отличались между собой конструкцией задней двери и решением оконных проемов в задней части кузова
Фото: Александр Алексеевич Новиков
Один из вариантов «Черного доктора» с большим задним стеклом. Надстройка в задней части нарисована поверх фотографии
Фото: Рижская автобусная фабрика
Вариант «Черного доктора» с высокой надстройкой и оставлением маленького третьего стекла
Фото: Рижская автобусная фабрика
Катафалк на базе ГАЗ-13 для перевозки — один из двух таких автомобилей, построенных по заказу Вьетнама для возможной эвакуации тела Хо Ши Мина в случае нападения Китая
Фото: Рижская автобусная фабрика
Изготовлением катафалков также занималась Рижская автобусная фабрика, ставившая на задние двери шильдик RAF
Фото: Рижская автобусная фабрика
Самой «Чайке» ГАЗ-13 была уготована долгая жизнь. Последние два экземпляра собрали в 1982 году, когда уже несколько лет параллельно производилась следующая «Чайка» ГАЗ-14
Фото: РГАКФД