Передайте за проезд
В столице прошел День московского транспорта
Это «Эскимобус», мороженое Департамента транспорта Москвы. На производителе не сэкономили — «Чистая линия». Раздавали бесплатно. Люди стояли на 30-градусной жаре по 30-40 минут. Очереди за мороженым были самыми длинными на мероприятии
Фото: Сергей Шерстенников
Очередь поменьше — за бочковым квасом. Стиль не выдержан: стаканчики пластиковые, а не стеклянные, которые сегодня приводят в доказательство того, что в СССР не было разных неприятных болезней. Зато в СССР каждый слышал легенду, как из таких бочек регулярно извлекали утонувших в квасе или пиве мышей
Фото: Сергей Шерстенников
Одна из машин, обеспечивающих безопасность мероприятия, Volkswagen Amarok. Скоро сама станет экспонатом: немецкая марка ушла из страны, с запасными частями проблема. Сотрудники Центра организации дорожного движения, которых по незнанию часто принимают за гаишников, ждут, что до конца года к ним поступят китайские пикапы
Фото: Сергей Шерстенников
Горячая гречка с тушенкой из полевой кухни. Тоже бесплатно. Без очереди. Видимо, сказывалась жара. Внутри прицепа — живой огонь. На запивку — «чай черный байховый с сахаром и лимоном». Какое отношение военная кулинария имеет отношение к транспортной системе Москвы осталось непонятным
Фото: Сергей Шерстенников
«Невозможно победить народ, который в самые жаркие часы самых жаркий дней года пьет бесплатный чай из самовара», — говорил Уинстон Черчилль. Или не говорил
Фото: Сергей Шерстенников
Микроавтобус ЗиЛ-3207 «Юность». Выпускался с 1991 по 1998 год. Этот экземпляр из коллекции Музея Гаража особого назначения сделан в 1993 году. Всего, как уверяет табличка, было произведено 26 таких машин «без учета модификаций». Сегодня на месте завода ЗиЛ построены новые жилые кварталы для москвичей и гостей столицы
Фото: Сергей Шерстенников
ЗИЛ-41041 образца 1999 года. Политбюро и его действующих членов к тому времени уже не осталось, но машина так и осталась «членовозом». Объем двигателя — 7,7 л, мощность — 315 л.с. Еще одна машин из Музея Гаража особого назначения. К общественному городскому транспорта членовозы имели лишь то отношение, что пробки, создаваемые их передвижением, позволяли москвичам провести в уютных салонах автобусов, трамваем и троллейбусов чуть больше времени
Фото: Сергей Шерстенников
Частные ретромашины собирали по клубам. У них табличек не было. Но мы и так скажем: ЗАЗ-965, он же горбатый запорожец. Выпускался в 1960-х годах. У кого-то эта машина связана с романтическими воспоминаниями юности. Этих людей было несложно вычислить
Фото: Сергей Шерстенников
Послевоенный «Москвич» 400/401. В девичестве Opel Kadett образца 1938 года. Народное прозвище — слон. Вроде как за характерный силуэт и преимущественно серый окрас. Тем, кто хотел сфотографироваться, разрешали зайти на ограждение
Фото: Сергей Шерстенников
Иж-408, заботливо украшенный владельцем фотографией, картиной маслом и масштабными моделями. Сегодня Ижевский завод, который в советское время безуспешно конкурировал с ВАЗом, производит «Ларгусы», доставшиеся самими тольяттинцам от французов
Фото: Сергей Шерстенников
Такие выставки дают возможность пообщаться с владельцами исторической техники. Владимир Лагутин, хозяин этой машины, рассказал, как на протяжении месяцев с помощью специалистов восстанавливал рецепт советской краски цвета «Таврия», и что сегодня его машину нельзя оставить на улице без присмотра: мигом украдут боковые зеркала, поводки дворников или антенну с электроприводом. Полный возврат в СССР
Фото: Сергей Шерстенников
В ряду ретромобилей неожиданно смотрелась пара «Москвичей», производство которых в ударные сроки, не дожидаясь очередного съезда партии, освоил коллектив столичного автозавода. Кто-то шутил, что завод, выставив технику на ретрогрядке, как бы намекнул: не ищите в нашей продукции превосходства высоких технологий, это все прошлый век
Фото: Сергей Шерстенников
21-е «Волги» — самые многочисленные машины на всех отечественных ретросмотрах. За последние 25 лет это правило не знало исключений
Фото: Сергей Шерстенников
Олень — самый известный автомобильный отечественный маскот. Его ставят даже на те «Волги», на которых его с завода не было — на машины последней и самой массовой третьей серии. «Если у человека есть деньги кормить оленя, кто же ему запретит», — поделились мудростью отдыхавшие в тени волговоды
Фото: Сергей Шерстенников
Представьте, была «Волга» в таком нарядном заводском окрасе. «Не верите — посмотрите книгу Ивана Падерина»
Фото: Сергей Шерстенников
Иван Падерин — наш коллега, журналист, тот самый человек, который в 1990-х создал культ 21-х «Волг», а впоследствии написал про них замечательную книгу
Фото: Сергей Шерстенников
Детям разрешалось больше, чем остальным — например, залезть на мотоцикл. Этот похож на К-750, модель конца 1950-х годов. В конце 1960-х ее сменил «Днепр». Делали мотоциклы в Киеве
Фото: Сергей Шерстенников
«В Китае выпускают отличные реплики рулей. Советские рули сделаны из органического пластика на основе казеина или чего-то подобного, со временем разваливаются», — рассказал владелец 21-й Волги, восстановленной, как сейчас говорят, «в завод»
Фото: Сергей Шерстенников
Мастер-классы для детей. Этот мальчик раскрашивает на тонкой фанерке модель из недружественной страны
Фото: Сергей Шерстенников
Тема Back to the USSR била, гремела, трубила на Дне московского транспорта. 20-летние парни с серьгами в ушах и красными галстуками на шеях изображали пионеров и таком виде играли с детьми. Желающие могли взять атрибуты безмятежного советского детства на время фотосессии
Фото: Сергей Шерстенников
Напротив посольства Республики Казахстан прогуливался конь в сопровождении человека с шашкой, представлявшегося сотрудником рабоче-крестьянской милиции. Конь породы русский рысак, живущий за городом — он даже не подкован — получил новый гастрономический опыт: попробовал газонную траву Чистопрудного бульвара
Фото: Сергей Шерстенников
Корреспондент «Автопилота» подумал, что здесь шьют дела, но ошибся. Тут печатают, разрезают на ленточки, наклеивают на бланки и раздают телеграммы
Фото: Сергей Шерстенников
«Вы изображаете недобитую буржуазию, до которой не дотянулись руки органов?», — «Мы представители высшей части общества 1930-х годов, и у нас все в порядке, не переживайте»
Фото: Сергей Шерстенников
Гражданин в белом уверяет, что такую форму в середине прошлого века носили высшие государственные чиновники в южных регионах страны. Например, на Кубани. «Первый секретарь обкома мог такую носить. Губернатор, если так понятнее»
Фото: Сергей Шерстенников
Лошади — экологически чистый вид транспорта, но говорить про нулевой уровень выбросов не приходится
Фото: Сергей Шерстенников
Уголок, посвященный Мишке, символу московской Олимпиады-80. В день экспозиции пришла новость: впервые за 40 лет российское телевидение не будет показывать Олимпиаду. Речь про Игры в Париже, которые пройдут с 26 июля по 11 августа
Фото: Сергей Шерстенников
Самое любопытное на Дне московского транспорта на Чистых прудах — парад трамваев. Их собирают по разным столичным депо, где рассредоточены исторические модели. Они стоят под крышей и выезжают по большим праздникам. Это МТВ-82, выпускали в Тушино с 1947 по 1961 год. Кстати, Тушино вошло в состав Москвы только в 1960 году
Фото: Сергей Шерстенников
Кондиционер в вагоне МТВ-82 заменяли окна гильотинного типа. Возможно, вам смешно, но взрослые объясняли детям: раньше в общественном транспорте не было кондиционеров. А за пределами Москвы дети тоже так, не в курсе?
Фото: Сергей Шерстенников
Восстановлены не только вагоны, но и таблички с указанием маршрута. Люди читают и удивляются. «До самого центра можно было доехать на трамвае!»
Фото: Сергей Шерстенников
Фара, оформленная в стилистике дембельского альбома принадлежит трамваю КТМ-1, такой катался в Москве в 1948-1950 годах. Сделан Усть-Катавским вагоностроительным заводом
Фото: Сергей Шерстенников
Человек, одновременно похожий на Григория Лепса и Джона Леннона, изображает безбилетника, прицепившегося к чехословацкому вагону Татра Т-3 образца второй половины 1960-х годов. Вагоны серии Т3 ездили в Москве до 1996 года. А потом вагоны отдали бесплатно в регионы, где они продолжают возить пассажиров до сих пор. Вагоны с пробегом более 2 млн км — нормальное явление. При должном обслуживании Татры способны на большее
Фото: Сергей Шерстенников
В каждый вагон можно было зайти, посидеть в нем, послушать рассказ. Например, узнать, что деревянный ребристый пол был нужен для того, чтобы зимой под ногами не чавкала вода со снегом
Фото: Сергей Шерстенников
Мальчик выражает свое восхищение вагоном КМ — Коломенским Моторным, их выпускали с 1926 по 1935 год, а использовали до 1974-го. Конкретно этот вагон 1930 года работал как буксир до 1986-го. Трамваи служат десятки лет
Фото: Сергей Шерстенников
Вагон с номером 2170, все тот же КМ, настоящая кинозвезда. Именно он снимался в фильмах «Покровские ворота», «Холодное лето пятьдесят третьего» и, конечно, «Место встречи изменить нельзя»: на нем катался убийца Васи Векшина, позднее пристреленного Жегловым-Высоцким, в нем взяли Кирпича-Садальского
Фото: Сергей Шерстенников
До 1970-х годов по Москве ездили трамваи, в которых водитель всю дорогу стоял. Это — рабочее место в вагоне КМ. Есть версия, что стоячее положение гарантирует, что водитель не уснет. В вечерних телевизионных репортажах с Дня транспорта сообщалось, что в Москве успешно проходят испытания беспилотных трамваев, и что в ближайшие годы искусственный интеллект заменит на линиях водителей
Фото: Сергей Шерстенников
С одной стороны, Москва готовится к переходу на беспилотные трамваи, с другой, в хозяйстве до сих пор используется ГС-4, вагон-снегоочиститель, неформально — Снежок. Этот работает с 1963 года. Причина — вовсе не в любви к ретротехнике. Новых Снежков никто не выпускает в нашей стране. У ГС-4 две щетки — спереди и сзади. И два рабочих места водителя
Фото: Сергей Шерстенников
«Я не такая, я дожидалась трамвая». Транспортные фотосессии привлекали всех: от детей до охранников мероприятия. И, разумеется, барышень
Фото: Сергей Шерстенников
Чистопрудный бульвар примечателен своей архитектурой. Смотреть стоило во все стороны, везде что-то интересное
Фото: Сергей Шерстенников
Самый возрастной экспонат — конный вагон. Год выпуска — 1872. Вагон к открытию привезли лошади, которых из конолюбия на месте выпрягли, чтобы животные не страдали на жаре. Конки использовались в Москве до 1911 года, причем последние 12 лет — одновременно с электрическим трамваем. Эти сведения можно было почерпнуть из табличек с описанием
Фото: Сергей Шерстенников
Поливомоечный вагон на основе Татры Т-3. В теплое время года чистит рельсы струей воды от грязи и пыли, в жару — охлаждает. При высокой температуре рельсы могу так нагреться и расшириться, что произойдет так называемый выброс пути, который способен привести к сходу вагона
Фото: Сергей Шерстенников
Музыкальный ряд на празднике был разнообразен: от раннего «Браво», Элвиса Пресли и «Ленин такой молодой» до современного хита про белую березоньку, святую Русь и занозоньку
Фото: Сергей Шерстенников
Ближе к пяти вечера участники слета начали разъезжаться
Фото: Сергей Шерстенников
Реконструкторы сфотографировались на память
Фото: Сергей Шерстенников
Это «Эскимобус», мороженое Департамента транспорта Москвы. На производителе не сэкономили — «Чистая линия». Раздавали бесплатно. Люди стояли на 30-градусной жаре по 30-40 минут. Очереди за мороженым были самыми длинными на мероприятии
Фото: Сергей Шерстенников
Очередь поменьше — за бочковым квасом. Стиль не выдержан: стаканчики пластиковые, а не стеклянные, которые сегодня приводят в доказательство того, что в СССР не было разных неприятных болезней. Зато в СССР каждый слышал легенду, как из таких бочек регулярно извлекали утонувших в квасе или пиве мышей
Фото: Сергей Шерстенников
Одна из машин, обеспечивающих безопасность мероприятия, Volkswagen Amarok. Скоро сама станет экспонатом: немецкая марка ушла из страны, с запасными частями проблема. Сотрудники Центра организации дорожного движения, которых по незнанию часто принимают за гаишников, ждут, что до конца года к ним поступят китайские пикапы
Фото: Сергей Шерстенников
Горячая гречка с тушенкой из полевой кухни. Тоже бесплатно. Без очереди. Видимо, сказывалась жара. Внутри прицепа — живой огонь. На запивку — «чай черный байховый с сахаром и лимоном». Какое отношение военная кулинария имеет отношение к транспортной системе Москвы осталось непонятным
Фото: Сергей Шерстенников
«Невозможно победить народ, который в самые жаркие часы самых жаркий дней года пьет бесплатный чай из самовара», — говорил Уинстон Черчилль. Или не говорил
Фото: Сергей Шерстенников
Микроавтобус ЗиЛ-3207 «Юность». Выпускался с 1991 по 1998 год. Этот экземпляр из коллекции Музея Гаража особого назначения сделан в 1993 году. Всего, как уверяет табличка, было произведено 26 таких машин «без учета модификаций». Сегодня на месте завода ЗиЛ построены новые жилые кварталы для москвичей и гостей столицы
Фото: Сергей Шерстенников
ЗИЛ-41041 образца 1999 года. Политбюро и его действующих членов к тому времени уже не осталось, но машина так и осталась «членовозом». Объем двигателя — 7,7 л, мощность — 315 л.с. Еще одна машин из Музея Гаража особого назначения. К общественному городскому транспорта членовозы имели лишь то отношение, что пробки, создаваемые их передвижением, позволяли москвичам провести в уютных салонах автобусов, трамваем и троллейбусов чуть больше времени
Фото: Сергей Шерстенников
Частные ретромашины собирали по клубам. У них табличек не было. Но мы и так скажем: ЗАЗ-965, он же горбатый запорожец. Выпускался в 1960-х годах. У кого-то эта машина связана с романтическими воспоминаниями юности. Этих людей было несложно вычислить
Фото: Сергей Шерстенников
Послевоенный «Москвич» 400/401. В девичестве Opel Kadett образца 1938 года. Народное прозвище — слон. Вроде как за характерный силуэт и преимущественно серый окрас. Тем, кто хотел сфотографироваться, разрешали зайти на ограждение
Фото: Сергей Шерстенников
Иж-408, заботливо украшенный владельцем фотографией, картиной маслом и масштабными моделями. Сегодня Ижевский завод, который в советское время безуспешно конкурировал с ВАЗом, производит «Ларгусы», доставшиеся самими тольяттинцам от французов
Фото: Сергей Шерстенников
Такие выставки дают возможность пообщаться с владельцами исторической техники. Владимир Лагутин, хозяин этой машины, рассказал, как на протяжении месяцев с помощью специалистов восстанавливал рецепт советской краски цвета «Таврия», и что сегодня его машину нельзя оставить на улице без присмотра: мигом украдут боковые зеркала, поводки дворников или антенну с электроприводом. Полный возврат в СССР
Фото: Сергей Шерстенников
В ряду ретромобилей неожиданно смотрелась пара «Москвичей», производство которых в ударные сроки, не дожидаясь очередного съезда партии, освоил коллектив столичного автозавода. Кто-то шутил, что завод, выставив технику на ретрогрядке, как бы намекнул: не ищите в нашей продукции превосходства высоких технологий, это все прошлый век
Фото: Сергей Шерстенников
21-е «Волги» — самые многочисленные машины на всех отечественных ретросмотрах. За последние 25 лет это правило не знало исключений
Фото: Сергей Шерстенников
Олень — самый известный автомобильный отечественный маскот. Его ставят даже на те «Волги», на которых его с завода не было — на машины последней и самой массовой третьей серии. «Если у человека есть деньги кормить оленя, кто же ему запретит», — поделились мудростью отдыхавшие в тени волговоды
Фото: Сергей Шерстенников
Представьте, была «Волга» в таком нарядном заводском окрасе. «Не верите — посмотрите книгу Ивана Падерина»
Фото: Сергей Шерстенников
Иван Падерин — наш коллега, журналист, тот самый человек, который в 1990-х создал культ 21-х «Волг», а впоследствии написал про них замечательную книгу
Фото: Сергей Шерстенников
Детям разрешалось больше, чем остальным — например, залезть на мотоцикл. Этот похож на К-750, модель конца 1950-х годов. В конце 1960-х ее сменил «Днепр». Делали мотоциклы в Киеве
Фото: Сергей Шерстенников
«В Китае выпускают отличные реплики рулей. Советские рули сделаны из органического пластика на основе казеина или чего-то подобного, со временем разваливаются», — рассказал владелец 21-й Волги, восстановленной, как сейчас говорят, «в завод»
Фото: Сергей Шерстенников
Мастер-классы для детей. Этот мальчик раскрашивает на тонкой фанерке модель из недружественной страны
Фото: Сергей Шерстенников
Тема Back to the USSR била, гремела, трубила на Дне московского транспорта. 20-летние парни с серьгами в ушах и красными галстуками на шеях изображали пионеров и таком виде играли с детьми. Желающие могли взять атрибуты безмятежного советского детства на время фотосессии
Фото: Сергей Шерстенников
Напротив посольства Республики Казахстан прогуливался конь в сопровождении человека с шашкой, представлявшегося сотрудником рабоче-крестьянской милиции. Конь породы русский рысак, живущий за городом — он даже не подкован — получил новый гастрономический опыт: попробовал газонную траву Чистопрудного бульвара
Фото: Сергей Шерстенников
Корреспондент «Автопилота» подумал, что здесь шьют дела, но ошибся. Тут печатают, разрезают на ленточки, наклеивают на бланки и раздают телеграммы
Фото: Сергей Шерстенников
«Вы изображаете недобитую буржуазию, до которой не дотянулись руки органов?», — «Мы представители высшей части общества 1930-х годов, и у нас все в порядке, не переживайте»
Фото: Сергей Шерстенников
Гражданин в белом уверяет, что такую форму в середине прошлого века носили высшие государственные чиновники в южных регионах страны. Например, на Кубани. «Первый секретарь обкома мог такую носить. Губернатор, если так понятнее»
Фото: Сергей Шерстенников
Лошади — экологически чистый вид транспорта, но говорить про нулевой уровень выбросов не приходится
Фото: Сергей Шерстенников
Уголок, посвященный Мишке, символу московской Олимпиады-80. В день экспозиции пришла новость: впервые за 40 лет российское телевидение не будет показывать Олимпиаду. Речь про Игры в Париже, которые пройдут с 26 июля по 11 августа
Фото: Сергей Шерстенников
Самое любопытное на Дне московского транспорта на Чистых прудах — парад трамваев. Их собирают по разным столичным депо, где рассредоточены исторические модели. Они стоят под крышей и выезжают по большим праздникам. Это МТВ-82, выпускали в Тушино с 1947 по 1961 год. Кстати, Тушино вошло в состав Москвы только в 1960 году
Фото: Сергей Шерстенников
Кондиционер в вагоне МТВ-82 заменяли окна гильотинного типа. Возможно, вам смешно, но взрослые объясняли детям: раньше в общественном транспорте не было кондиционеров. А за пределами Москвы дети тоже так, не в курсе?
Фото: Сергей Шерстенников
Восстановлены не только вагоны, но и таблички с указанием маршрута. Люди читают и удивляются. «До самого центра можно было доехать на трамвае!»
Фото: Сергей Шерстенников
Фара, оформленная в стилистике дембельского альбома принадлежит трамваю КТМ-1, такой катался в Москве в 1948-1950 годах. Сделан Усть-Катавским вагоностроительным заводом
Фото: Сергей Шерстенников
Человек, одновременно похожий на Григория Лепса и Джона Леннона, изображает безбилетника, прицепившегося к чехословацкому вагону Татра Т-3 образца второй половины 1960-х годов. Вагоны серии Т3 ездили в Москве до 1996 года. А потом вагоны отдали бесплатно в регионы, где они продолжают возить пассажиров до сих пор. Вагоны с пробегом более 2 млн км — нормальное явление. При должном обслуживании Татры способны на большее
Фото: Сергей Шерстенников
В каждый вагон можно было зайти, посидеть в нем, послушать рассказ. Например, узнать, что деревянный ребристый пол был нужен для того, чтобы зимой под ногами не чавкала вода со снегом
Фото: Сергей Шерстенников
Мальчик выражает свое восхищение вагоном КМ — Коломенским Моторным, их выпускали с 1926 по 1935 год, а использовали до 1974-го. Конкретно этот вагон 1930 года работал как буксир до 1986-го. Трамваи служат десятки лет
Фото: Сергей Шерстенников
Вагон с номером 2170, все тот же КМ, настоящая кинозвезда. Именно он снимался в фильмах «Покровские ворота», «Холодное лето пятьдесят третьего» и, конечно, «Место встречи изменить нельзя»: на нем катался убийца Васи Векшина, позднее пристреленного Жегловым-Высоцким, в нем взяли Кирпича-Садальского
Фото: Сергей Шерстенников
До 1970-х годов по Москве ездили трамваи, в которых водитель всю дорогу стоял. Это — рабочее место в вагоне КМ. Есть версия, что стоячее положение гарантирует, что водитель не уснет. В вечерних телевизионных репортажах с Дня транспорта сообщалось, что в Москве успешно проходят испытания беспилотных трамваев, и что в ближайшие годы искусственный интеллект заменит на линиях водителей
Фото: Сергей Шерстенников
С одной стороны, Москва готовится к переходу на беспилотные трамваи, с другой, в хозяйстве до сих пор используется ГС-4, вагон-снегоочиститель, неформально — Снежок. Этот работает с 1963 года. Причина — вовсе не в любви к ретротехнике. Новых Снежков никто не выпускает в нашей стране. У ГС-4 две щетки — спереди и сзади. И два рабочих места водителя
Фото: Сергей Шерстенников
«Я не такая, я дожидалась трамвая». Транспортные фотосессии привлекали всех: от детей до охранников мероприятия. И, разумеется, барышень
Фото: Сергей Шерстенников
Чистопрудный бульвар примечателен своей архитектурой. Смотреть стоило во все стороны, везде что-то интересное
Фото: Сергей Шерстенников
Самый возрастной экспонат — конный вагон. Год выпуска — 1872. Вагон к открытию привезли лошади, которых из конолюбия на месте выпрягли, чтобы животные не страдали на жаре. Конки использовались в Москве до 1911 года, причем последние 12 лет — одновременно с электрическим трамваем. Эти сведения можно было почерпнуть из табличек с описанием
Фото: Сергей Шерстенников
Поливомоечный вагон на основе Татры Т-3. В теплое время года чистит рельсы струей воды от грязи и пыли, в жару — охлаждает. При высокой температуре рельсы могу так нагреться и расшириться, что произойдет так называемый выброс пути, который способен привести к сходу вагона
Фото: Сергей Шерстенников
Музыкальный ряд на празднике был разнообразен: от раннего «Браво», Элвиса Пресли и «Ленин такой молодой» до современного хита про белую березоньку, святую Русь и занозоньку
Фото: Сергей Шерстенников
Ближе к пяти вечера участники слета начали разъезжаться
Фото: Сергей Шерстенников
Реконструкторы сфотографировались на память
Фото: Сергей Шерстенников