Не при этой жизни
Художник Владимир Елтышев и его автомобили
Спорткупе КД шестидесятых годов — самый известный автомобиль, с которым связано имя Елтышева. Название — это инициалы Кузьмы Дурнова, возглавлявшего Московский завод автомобильных кузовов, где собиралась партия КД
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Владимир Борисович Елтышев родился 4 мая 1932 года в Перми. Отец — инженер рыбной промышленности Борис Владимирович Елтышев, мать — Стефания Августовна, урожденная Гаркай, умерла, когда сын был еще ребенком. Родители похоронены в Москве на Новодевичьем кладбище
Фото: НАМИ
После окончания Строгановского училища Владимир Елтышев служил в армии, и, судя по фото, служба проходила легко и весело
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На погонах видны знаки автомобильных войск, возможно, что именно тогда он начал рисовать автомобили, а после демобилизации пошел работать в НАМИ
Фото: из архива Марины Меликсетовой
«Авторский коллектив» насчитывал несколько человек: Лев Дурнов, Игорь Дурнов, Владимир Елтышев, Эдуард Молчанов, Анатолий Сывороткин и Феликс Хайдуков. Никого из них уже давно нет в живых
Фото: из архива Марины Меликсетовой
В НАМИ Владимир Борисович проработал почти до самой пенсии — уволился только в годы перестройки и ушел художественным оформителем на ВДНХ. Там же на ВДНХ в девяностые Елтышев оформлял своими рисунками и один из автосалонов. Умер 1 июля 1999 года в возрасте 67 лет
Фото: из архива Марины Меликсетовой
КД — это спорткупе формулы 2+2, где два взрослых места и два детских. Это действительно был семейный проект: на заводе построили только кузова и собрали шасси, а салоны доделывались уже по гаражам, где соавторы пропадали в выходные, порой вместе с женами, помогавшими с пошивом сидений и обивки. Впоследствии некоторые КД обзавелись черной надстройкой в задней части крыши для увеличения объема салона над детскими сиденьями
Фото: НАМИ
Двигатель и другие агрегаты для КД были взяты от «Запорожца», а кузов сделали из стеклопластика. Принято считать, что всего построили шесть спорткупе КД, но на сегодняшний день обнаружено целых восемь экземпляров КД, и не исключено, что где-то еще есть девятый. Постройка всей серии тянулась невозможно долго. Первые рисунки КД появились еще в 1959 году, работы начались в 1963-м, а первый автомобиль был готов только пять лет спустя
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На рисунке 1968 года — изящный микроавтобус с большой площадью остекления и буквами RAF на капоте. Это вариация на тему новой модели для Рижской автобусной фабрики, где уже десять лет выпускался РАФ-977. Версия Елтышева предвосхищает РАФ-2203, который появится только в 1975 году
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Владимир Елтышев много работал для Ереванского автомобильного завода, выпускавшего с 1966 по 1996 год фургон ЕрАЗ-762 и его модификации. Вот пара альтернативных вариантов — низкопольный фургон «Севан», доставивший к павильону «Соки» ящики с напитком...
Фото: из архива Марины Меликсетовой
...и фургон с надписью «Цветы», водитель которого то ли болтает, то ли флиртует с продавщицей. А еще Владимир Борисович — автор логотипа ЕрАЗа: вершины Арарата и волны озера Севан в круге
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Рисунки 1971 года с сочлененными вездеходами в четырех- и пятиосном варианте
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Возможно, что это наброски проекта, который потом вылился в экспериментальный КрАЗ-6434. Такой монстр был построен в 1972 году в единственном экземпляре, но не получил дальнейшего развития
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Грузовики часто встречаются на рисунках Владимира Елтышева — это самые разные варианты МАЗов, КАЗов, КрАЗов, экспериментальные НАМИ, какие-то такие, которых, может, и в металле никогда не существовало, а только в фантазиях художника
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Многие рисунки сохранились только в виде черно-белых фотографий с оригиналов, возможно, что где-то существуют и цветные. Елтышев любил рисовать грузовики яркими — желтыми или оранжевыми, поэтому не так сложно представить их в цвете
Фото: из архива Марины Меликсетовой
В домашнем архиве сохранилось авторское свидетельство 1978 года на промышленный образец «Накладная облицовочная панель для кабины автомобиля», а внутри — фотография решетки радиатора МАЗ-500. Свидетельство выписано на целый коллектив — это сам В.Б. Елтышев, А.М. Першин, Э.В. Сабо, М.М. Панов, М.Я. Элькинд, Е.М. Розова, В.В. Белобородов и В.В. Лунин. Общая сумма вознаграждения составляет 480 рублей, но поделена на всех — по 60 рублей каждому
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Два самосвала НАМИ-0196 с разными кузовами. Проект изначально создавался как сельскохозяйственный самосвал с трехсторонней разгрузкой, полным приводом и дизельным двигателем, но на рисунке Елтышева виден и вариант кузова «традиционной» разгрузки, и с козырьком над крышей
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Небольшой развозной грузовичок характерного оранжевого цвета. Когда и по какому поводу нарисован — неизвестно. Дата не указана, эмблема неузнаваема, рисунков похожих грузовичков среди сохранившихся в НАМИ и домашнем архиве Елтышева нет. Автографа автора, кстати, тоже нет
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На рисунке 1962 года из архива НАМИ — самосвал на базе экспериментального грузовика НАМИ-080. Если автором базового «ноль восьмидесятого» с бортовым кузовом и двухместной кабиной был Эдуард Молчанов и именно его вариант был построен в качестве прототипа, то одноместный самосвал нарисовал Владимир Елтышев. Такую одноместную типовую кабину тогда разрабатывали в НАМИ для самых разных грузовых автомобилей, возможно, этот рисунок что-то вроде примерки
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Еще один рисунок НАМИ-0196 в оранжевом цвете, датированный 1978 годом. Здесь автомобиль представлен в задуманном варианте сельскохозяйственного самосвала с трехсторонней разгрузкой, а на рисунке видны и надставные борта для перевозки легких и объемных грузов, например хлопка. До конвейера НАМИ-0196 все же дошел в 1984 году под названием КАЗ-4540, конечно же, не в таком виде, как у Елтышева, а с более простым и устаревшим дизайном кабины
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На рисунке 1970 года НАМИ-0162 предстает уже в двух вариантах — с двухдверным четырехместным кузовом и с бездверным грузопассажирским, где задние сиденья установлены продольно. Очевидно, таким автомобиль видел сам художник, но заказчику требовалось что-то другое, с закрытым кузовом и унифицированное с «Москвичом». В итоге работа оказалась ненужной, поскольку в Ижевске решили, что такой внедорожник сделают сами, и создали «Иж-14», но серийным он так и не стал
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Полноприводный НАМИ-0162 — один из автомобилей, над которым работал Владимир Елтышев и который так и не стал серийным. Рисунки датированы 1969 и 1970 годами, когда НАМИ совместно с недавно построенным автозаводом в Ижевске создавали компактный внедорожник. Цветной рисунок 1969 года показывает НАМИ-0162 с закрытым кузовом и ступенчатой крышей — такой юркий, быстрый и симпатичный автомобиль, чем-то напоминающий культовый японский Suzuki Vitara восьмидесятых годов
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Среди сохранившихся рисунков Владимира Борисовича нашелся похожий автомобиль, скорее всего созданный уже позже, но с одной заметной фирменной чертой — желобками на стыке капота и крыла. Точно такое же решение было и на спорткаре КД, но кто теперь расскажет подробности…
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Та же модель, вид сзади
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Многие работы Владимира Елтышева одиночны и загадочны. В архиве НАМИ хранится изображение автомобиля «Ока» с логотипом СМЗ, которое сильно заметно отличается от серийной модели. Нет ни даты, ни подписи, но относят к руке Елтышева. Когда и зачем делалась эта работа, неизвестно. Есть в архиве НАМИ и цветной рисунок малолитражного автомобиля, но также не датированный и не подписанный.
Фото: НАМИ
Фото: из архива Марины Меликсетовой
НАМИ-086, он же «Спутник», — микроавтомобиль для Серпуховского мотоциклетного завода, выпускавшего неказистые мотоколяски для инвалидов. В частности, в 1962 году там делали модель СМЗ-С3А, хорошо всем знакомую по фильму «Операция Ы». Альтернативой мог стать «Спутник», версии которого предлагали Молчанов, Ростков, Елтышев и другие, но у небольшого завода просто не было мощностей, чтобы выпускать автомобили такого уровня, а финансирования не было
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Микроавтомобиль, как тогда говорили, «для сельской местности». Очевидно, это одна из версий «Шустрика», над которым в 1964 году работали Эдуард Молчанов и Эрик Сабо. Рисунки всех трех художников во многом похожи, но отличаются в деталях. Прототип был построен, но в серию так и не пошел, так как вместо него появился ЛуАЗ-969. Необычная деталь — небезопасные двери на задних петлях, видимо, считалось, что «для сельской местности» подойдет
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Владимир Елтышев рисовал не только автомобили, но и прицепы к ним. На двух изображениях 1981 года — целое семейство прицепов сельскохозяйственного назначения: для перевозки скота, домашней птицы, негабаритного груза и просто с обычным кузовом. Буксирует прицепы внедорожник ЛуАЗ-969 с «белыми» ленинградскими номерами. Почему так — загадка
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Проекты городских автобусов авторства Елтышева. Автобус с большой площадью остекления — это для ЛАЗа, создан в 1973 году и даже построен, но в виде масштабного макета. А с кабиной над пассажирским салоном — экспериментальный НАМИ-0159, построенный в 1959 году и тоже не ставший массовым. Рисунок Елтышева был отклонен уже на начальном этапе — выглядит красиво, но не подходит для производства и эксплуатации. Впрочем, как и вообще весь проект НАМИ-0159
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Автобус ЛАЗ из домашнего архива Елтышева. Датировки и автографа нет, поэтому остается только предполагать, когда и по какому поводу был создан рисунок. На борту можно распознать надпись «Львов», возможно, это версия люксового междугороднего автобуса — что-то вроде альтернативы моделям ЛАЗ-699 и «Украина». Акцент на массивной стойке кузова и большая площадь остекления типичны для дизайна тех лет, а вот круглое окошко выглядит необычным решением
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На другом рисунке хоть и нет прицепов, но сразу три автомобиля: фургон ЕрАЗ для перевозки животных, двухместный открытый внедорожник по типу УАЗа для ВМФ и другой внедорожник, но уже с закрытым кузовом. Судя по номеру, это 1979 год. Все эти рисунки, а точнее черно-белые фотографии с них, Владимир Елтышев подклеил в небольшой альбом со своими работами. Это была единственная попытка как-то систематизировать сделанное за жизнь
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На двух фотографиях — переснятые рисунки переднеприводного НАМИ-0174, задуманного как замена ГАЗ-24 в такси
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Была у Владимира Борисовича и мечта всей жизни — дом на колесах. Мечта жила то в виде трейлера, то в качестве кемпера на шасси внедорожника. Наверное, ежегодные поездки на море с палатками вдохновляли на создание более комфортных условий для отдыха. Но если в случае со спорткупе КД нашлась группа единомышленников, у которой получилось воплотить идею в жизнь, то замысел с домом на колесах так и остался нереализованным.
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Такие же смелые по замыслу и такие же нереализованные, как и многие другие. Датировка одного из них зашифрована в телефоне, указанном на борту кузова: 5 июля 1972 года. Можно только представить, сколько еще рисунков Владимира Елтышева разошлось по рукам, было выброшено на помойку, да и просто пропало навсегда
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Внедорожник голубого цвета с уазовской эмблемой на капоте и надписью «АРЭЗ-309 ВМФ». Эта «автомобильная марка» — не что иное, как 309-й Авторемонтный экспериментальный завод Военно-морского флота СССР, расположенный в Москве. Возможно, Владимир Елтышев рисовал автомобиль по заказу предприятия, где планировали построить такой «морской» внедорожник в пику зеленому армейскому. А может, это просто выдумка, фантазия художника…
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Тем не менее работа шла серьезная — сохранился не только акварельный рисунок, но и карандашные наброски к нему
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Кстати, по стилю чем-то похож на Land Rover тех лет — такие же вертикальные прорези. Рисунки елтышевских УАЗов — это вообще какая-то альтернативная история Ульяновского автозавода — что могло бы быть, если бы… Но твердый и неподатливый советский автопром предпочитал выпускать одну и ту же модель десятилетиями
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Среди рисунков Елтышева очень много автомобилей УАЗ, но не тех, что выпускались, а тех, которые хотелось видеть. Это и эскизы шестидесятых годов, когда уже довольно долго находился на конвейере и откровенно устарел ГАЗ-69, поэтому многие художники, включая Долматовского, Молчанова и Кобылинского, рисовали собственные версии будущей модели внедорожника. Это и рисунки семидесятых, когда в производство пошел УАЗ-469, но к новой модели создавались альтернативные варианты
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На трех эскизах можно увидеть три разных варианта передней части уже находящегося в производстве УАЗ-469
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Когда они были созданы, по какому заданию, в чем был смысл — так и остается неизвестным
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Возможно, что среди архивных дел Ульяновского автомобильного завода когда-нибудь найдутся ответы на эти вопросы. К слову, вариант с черной пластиковой решеткой радиатора для семидесятых и даже восьмидесятых выглядит очень современно
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На практике задачи ставились намного скромнее, например, в 1976 году Владимир Борисович рисовал жесткую крышу для «четыреста шестьдесят девятого». Крышу сделали, испытали, выдали авторское свидетельство, но тогда, в семидесятые, эту опцию так и не внедрили. Такие крыши стали популярны только в девяностые, когда большое количество УАЗ-469 стало продаваться в частные руки, а ездить под тентом мало кому хотелось
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Проект РПК-23 — ремонтно-профилактической мастерской на базе УАЗ-452Д. Такие автомобили заказало Министерство связи СССР, причем специально с высокими кузовами, чтобы внутри можно было работать не сгибаясь. Кузов предполагалось делать из стеклопластика — вот откуда у Елтышева полет фантазий по части форм будущей «летучки», все эти объемные бамперы и утопленные фары. Увы, в производство пошла куда более приземленная версия
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Есть карандашный рисунок компактного джипа, датированный 1994 годом, или ярко-желтый спорткар без дверей и с открытым верхом — еще одна «машина мечты», оставшаяся на бумаге. Что это задумывалось, неизвестно, может быть, продолжение проекта КД
Фото: из архива Марины Меликсетовой
В домашнем архиве сохранились не только рисунки автомобилей, но и другие работы Владимира Борисовича. Например, забавный шарж на коллегу Юрия Долматовского, где тот предстает в короне и с многочисленными логотипами автомобильных фирм на пиджаке
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Строительство вагонов с новой окраской планировалось на Мытищинском машиностроительном заводе, но опять ничего из сделанного не воплотилось в жизнь из-за загруженности предприятия. А ведь еще были эскизы кабины машиниста и обновленного интерьера вагона метро
Фото: из архива Марины Меликсетовой
В 1980 году Владимир Елтышев был в команде художников НАМИ, занимавшейся дизайном вагонов Московского метрополитена, и предложил неординарное решение — выкрасить вагоны в цвет линий метро и нанести на борта цифры с соответствующими номерами
Фото: из архива Марины Меликсетовой
В девяностые Владимир Борисович занимался оформлением одного из автосалонов на ВДНХ, торговавшего джипами. Владелец автосалона очень ценил друга-художника и постоянно обеспечивал его заказами — надо было изображать не только автомобили сами по себе, но и обязательно на красивом фоне, чтобы привлекать покупателей картинкой «успешной жизни». Такой вот незамысловатый маркетинг того времени
Фото: из архива Марины Меликсетовой
А еще Елтышев рисовал дома и дачи в самом разном стиле — от псевдорусского до современного, интерьеры квартир и даже афиши для кинотеатров. Талантливый художник всегда востребован, пусть даже и не по основному направлению в автомобильной индустрии
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Долгое время Владимир Елтышев жил у станции метро «Коломенская» и работал по заказам расположенного неподалеку кинотеатра «Орбита» — рисовал афиши к новым фильмам
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Сохранились эскизы к афишам картин «Зачарованная Десна» 1964-го и «Голубой лед» 1969 года
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Спорткупе КД шестидесятых годов — самый известный автомобиль, с которым связано имя Елтышева. Название — это инициалы Кузьмы Дурнова, возглавлявшего Московский завод автомобильных кузовов, где собиралась партия КД
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Владимир Борисович Елтышев родился 4 мая 1932 года в Перми. Отец — инженер рыбной промышленности Борис Владимирович Елтышев, мать — Стефания Августовна, урожденная Гаркай, умерла, когда сын был еще ребенком. Родители похоронены в Москве на Новодевичьем кладбище
Фото: НАМИ
После окончания Строгановского училища Владимир Елтышев служил в армии, и, судя по фото, служба проходила легко и весело
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На погонах видны знаки автомобильных войск, возможно, что именно тогда он начал рисовать автомобили, а после демобилизации пошел работать в НАМИ
Фото: из архива Марины Меликсетовой
«Авторский коллектив» насчитывал несколько человек: Лев Дурнов, Игорь Дурнов, Владимир Елтышев, Эдуард Молчанов, Анатолий Сывороткин и Феликс Хайдуков. Никого из них уже давно нет в живых
Фото: из архива Марины Меликсетовой
В НАМИ Владимир Борисович проработал почти до самой пенсии — уволился только в годы перестройки и ушел художественным оформителем на ВДНХ. Там же на ВДНХ в девяностые Елтышев оформлял своими рисунками и один из автосалонов. Умер 1 июля 1999 года в возрасте 67 лет
Фото: из архива Марины Меликсетовой
КД — это спорткупе формулы 2+2, где два взрослых места и два детских. Это действительно был семейный проект: на заводе построили только кузова и собрали шасси, а салоны доделывались уже по гаражам, где соавторы пропадали в выходные, порой вместе с женами, помогавшими с пошивом сидений и обивки. Впоследствии некоторые КД обзавелись черной надстройкой в задней части крыши для увеличения объема салона над детскими сиденьями
Фото: НАМИ
Двигатель и другие агрегаты для КД были взяты от «Запорожца», а кузов сделали из стеклопластика. Принято считать, что всего построили шесть спорткупе КД, но на сегодняшний день обнаружено целых восемь экземпляров КД, и не исключено, что где-то еще есть девятый. Постройка всей серии тянулась невозможно долго. Первые рисунки КД появились еще в 1959 году, работы начались в 1963-м, а первый автомобиль был готов только пять лет спустя
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На рисунке 1968 года — изящный микроавтобус с большой площадью остекления и буквами RAF на капоте. Это вариация на тему новой модели для Рижской автобусной фабрики, где уже десять лет выпускался РАФ-977. Версия Елтышева предвосхищает РАФ-2203, который появится только в 1975 году
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Владимир Елтышев много работал для Ереванского автомобильного завода, выпускавшего с 1966 по 1996 год фургон ЕрАЗ-762 и его модификации. Вот пара альтернативных вариантов — низкопольный фургон «Севан», доставивший к павильону «Соки» ящики с напитком...
Фото: из архива Марины Меликсетовой
...и фургон с надписью «Цветы», водитель которого то ли болтает, то ли флиртует с продавщицей. А еще Владимир Борисович — автор логотипа ЕрАЗа: вершины Арарата и волны озера Севан в круге
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Рисунки 1971 года с сочлененными вездеходами в четырех- и пятиосном варианте
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Возможно, что это наброски проекта, который потом вылился в экспериментальный КрАЗ-6434. Такой монстр был построен в 1972 году в единственном экземпляре, но не получил дальнейшего развития
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Грузовики часто встречаются на рисунках Владимира Елтышева — это самые разные варианты МАЗов, КАЗов, КрАЗов, экспериментальные НАМИ, какие-то такие, которых, может, и в металле никогда не существовало, а только в фантазиях художника
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Многие рисунки сохранились только в виде черно-белых фотографий с оригиналов, возможно, что где-то существуют и цветные. Елтышев любил рисовать грузовики яркими — желтыми или оранжевыми, поэтому не так сложно представить их в цвете
Фото: из архива Марины Меликсетовой
В домашнем архиве сохранилось авторское свидетельство 1978 года на промышленный образец «Накладная облицовочная панель для кабины автомобиля», а внутри — фотография решетки радиатора МАЗ-500. Свидетельство выписано на целый коллектив — это сам В.Б. Елтышев, А.М. Першин, Э.В. Сабо, М.М. Панов, М.Я. Элькинд, Е.М. Розова, В.В. Белобородов и В.В. Лунин. Общая сумма вознаграждения составляет 480 рублей, но поделена на всех — по 60 рублей каждому
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Два самосвала НАМИ-0196 с разными кузовами. Проект изначально создавался как сельскохозяйственный самосвал с трехсторонней разгрузкой, полным приводом и дизельным двигателем, но на рисунке Елтышева виден и вариант кузова «традиционной» разгрузки, и с козырьком над крышей
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Небольшой развозной грузовичок характерного оранжевого цвета. Когда и по какому поводу нарисован — неизвестно. Дата не указана, эмблема неузнаваема, рисунков похожих грузовичков среди сохранившихся в НАМИ и домашнем архиве Елтышева нет. Автографа автора, кстати, тоже нет
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На рисунке 1962 года из архива НАМИ — самосвал на базе экспериментального грузовика НАМИ-080. Если автором базового «ноль восьмидесятого» с бортовым кузовом и двухместной кабиной был Эдуард Молчанов и именно его вариант был построен в качестве прототипа, то одноместный самосвал нарисовал Владимир Елтышев. Такую одноместную типовую кабину тогда разрабатывали в НАМИ для самых разных грузовых автомобилей, возможно, этот рисунок что-то вроде примерки
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Еще один рисунок НАМИ-0196 в оранжевом цвете, датированный 1978 годом. Здесь автомобиль представлен в задуманном варианте сельскохозяйственного самосвала с трехсторонней разгрузкой, а на рисунке видны и надставные борта для перевозки легких и объемных грузов, например хлопка. До конвейера НАМИ-0196 все же дошел в 1984 году под названием КАЗ-4540, конечно же, не в таком виде, как у Елтышева, а с более простым и устаревшим дизайном кабины
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На рисунке 1970 года НАМИ-0162 предстает уже в двух вариантах — с двухдверным четырехместным кузовом и с бездверным грузопассажирским, где задние сиденья установлены продольно. Очевидно, таким автомобиль видел сам художник, но заказчику требовалось что-то другое, с закрытым кузовом и унифицированное с «Москвичом». В итоге работа оказалась ненужной, поскольку в Ижевске решили, что такой внедорожник сделают сами, и создали «Иж-14», но серийным он так и не стал
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Полноприводный НАМИ-0162 — один из автомобилей, над которым работал Владимир Елтышев и который так и не стал серийным. Рисунки датированы 1969 и 1970 годами, когда НАМИ совместно с недавно построенным автозаводом в Ижевске создавали компактный внедорожник. Цветной рисунок 1969 года показывает НАМИ-0162 с закрытым кузовом и ступенчатой крышей — такой юркий, быстрый и симпатичный автомобиль, чем-то напоминающий культовый японский Suzuki Vitara восьмидесятых годов
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Среди сохранившихся рисунков Владимира Борисовича нашелся похожий автомобиль, скорее всего созданный уже позже, но с одной заметной фирменной чертой — желобками на стыке капота и крыла. Точно такое же решение было и на спорткаре КД, но кто теперь расскажет подробности…
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Та же модель, вид сзади
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Многие работы Владимира Елтышева одиночны и загадочны. В архиве НАМИ хранится изображение автомобиля «Ока» с логотипом СМЗ, которое сильно заметно отличается от серийной модели. Нет ни даты, ни подписи, но относят к руке Елтышева. Когда и зачем делалась эта работа, неизвестно. Есть в архиве НАМИ и цветной рисунок малолитражного автомобиля, но также не датированный и не подписанный.
Фото: НАМИ
Фото: из архива Марины Меликсетовой
НАМИ-086, он же «Спутник», — микроавтомобиль для Серпуховского мотоциклетного завода, выпускавшего неказистые мотоколяски для инвалидов. В частности, в 1962 году там делали модель СМЗ-С3А, хорошо всем знакомую по фильму «Операция Ы». Альтернативой мог стать «Спутник», версии которого предлагали Молчанов, Ростков, Елтышев и другие, но у небольшого завода просто не было мощностей, чтобы выпускать автомобили такого уровня, а финансирования не было
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Микроавтомобиль, как тогда говорили, «для сельской местности». Очевидно, это одна из версий «Шустрика», над которым в 1964 году работали Эдуард Молчанов и Эрик Сабо. Рисунки всех трех художников во многом похожи, но отличаются в деталях. Прототип был построен, но в серию так и не пошел, так как вместо него появился ЛуАЗ-969. Необычная деталь — небезопасные двери на задних петлях, видимо, считалось, что «для сельской местности» подойдет
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Владимир Елтышев рисовал не только автомобили, но и прицепы к ним. На двух изображениях 1981 года — целое семейство прицепов сельскохозяйственного назначения: для перевозки скота, домашней птицы, негабаритного груза и просто с обычным кузовом. Буксирует прицепы внедорожник ЛуАЗ-969 с «белыми» ленинградскими номерами. Почему так — загадка
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Проекты городских автобусов авторства Елтышева. Автобус с большой площадью остекления — это для ЛАЗа, создан в 1973 году и даже построен, но в виде масштабного макета. А с кабиной над пассажирским салоном — экспериментальный НАМИ-0159, построенный в 1959 году и тоже не ставший массовым. Рисунок Елтышева был отклонен уже на начальном этапе — выглядит красиво, но не подходит для производства и эксплуатации. Впрочем, как и вообще весь проект НАМИ-0159
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Автобус ЛАЗ из домашнего архива Елтышева. Датировки и автографа нет, поэтому остается только предполагать, когда и по какому поводу был создан рисунок. На борту можно распознать надпись «Львов», возможно, это версия люксового междугороднего автобуса — что-то вроде альтернативы моделям ЛАЗ-699 и «Украина». Акцент на массивной стойке кузова и большая площадь остекления типичны для дизайна тех лет, а вот круглое окошко выглядит необычным решением
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На другом рисунке хоть и нет прицепов, но сразу три автомобиля: фургон ЕрАЗ для перевозки животных, двухместный открытый внедорожник по типу УАЗа для ВМФ и другой внедорожник, но уже с закрытым кузовом. Судя по номеру, это 1979 год. Все эти рисунки, а точнее черно-белые фотографии с них, Владимир Елтышев подклеил в небольшой альбом со своими работами. Это была единственная попытка как-то систематизировать сделанное за жизнь
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На двух фотографиях — переснятые рисунки переднеприводного НАМИ-0174, задуманного как замена ГАЗ-24 в такси
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Была у Владимира Борисовича и мечта всей жизни — дом на колесах. Мечта жила то в виде трейлера, то в качестве кемпера на шасси внедорожника. Наверное, ежегодные поездки на море с палатками вдохновляли на создание более комфортных условий для отдыха. Но если в случае со спорткупе КД нашлась группа единомышленников, у которой получилось воплотить идею в жизнь, то замысел с домом на колесах так и остался нереализованным.
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Такие же смелые по замыслу и такие же нереализованные, как и многие другие. Датировка одного из них зашифрована в телефоне, указанном на борту кузова: 5 июля 1972 года. Можно только представить, сколько еще рисунков Владимира Елтышева разошлось по рукам, было выброшено на помойку, да и просто пропало навсегда
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Внедорожник голубого цвета с уазовской эмблемой на капоте и надписью «АРЭЗ-309 ВМФ». Эта «автомобильная марка» — не что иное, как 309-й Авторемонтный экспериментальный завод Военно-морского флота СССР, расположенный в Москве. Возможно, Владимир Елтышев рисовал автомобиль по заказу предприятия, где планировали построить такой «морской» внедорожник в пику зеленому армейскому. А может, это просто выдумка, фантазия художника…
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Тем не менее работа шла серьезная — сохранился не только акварельный рисунок, но и карандашные наброски к нему
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Кстати, по стилю чем-то похож на Land Rover тех лет — такие же вертикальные прорези. Рисунки елтышевских УАЗов — это вообще какая-то альтернативная история Ульяновского автозавода — что могло бы быть, если бы… Но твердый и неподатливый советский автопром предпочитал выпускать одну и ту же модель десятилетиями
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Среди рисунков Елтышева очень много автомобилей УАЗ, но не тех, что выпускались, а тех, которые хотелось видеть. Это и эскизы шестидесятых годов, когда уже довольно долго находился на конвейере и откровенно устарел ГАЗ-69, поэтому многие художники, включая Долматовского, Молчанова и Кобылинского, рисовали собственные версии будущей модели внедорожника. Это и рисунки семидесятых, когда в производство пошел УАЗ-469, но к новой модели создавались альтернативные варианты
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На трех эскизах можно увидеть три разных варианта передней части уже находящегося в производстве УАЗ-469
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Когда они были созданы, по какому заданию, в чем был смысл — так и остается неизвестным
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Возможно, что среди архивных дел Ульяновского автомобильного завода когда-нибудь найдутся ответы на эти вопросы. К слову, вариант с черной пластиковой решеткой радиатора для семидесятых и даже восьмидесятых выглядит очень современно
Фото: из архива Марины Меликсетовой
На практике задачи ставились намного скромнее, например, в 1976 году Владимир Борисович рисовал жесткую крышу для «четыреста шестьдесят девятого». Крышу сделали, испытали, выдали авторское свидетельство, но тогда, в семидесятые, эту опцию так и не внедрили. Такие крыши стали популярны только в девяностые, когда большое количество УАЗ-469 стало продаваться в частные руки, а ездить под тентом мало кому хотелось
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Проект РПК-23 — ремонтно-профилактической мастерской на базе УАЗ-452Д. Такие автомобили заказало Министерство связи СССР, причем специально с высокими кузовами, чтобы внутри можно было работать не сгибаясь. Кузов предполагалось делать из стеклопластика — вот откуда у Елтышева полет фантазий по части форм будущей «летучки», все эти объемные бамперы и утопленные фары. Увы, в производство пошла куда более приземленная версия
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Есть карандашный рисунок компактного джипа, датированный 1994 годом, или ярко-желтый спорткар без дверей и с открытым верхом — еще одна «машина мечты», оставшаяся на бумаге. Что это задумывалось, неизвестно, может быть, продолжение проекта КД
Фото: из архива Марины Меликсетовой
В домашнем архиве сохранились не только рисунки автомобилей, но и другие работы Владимира Борисовича. Например, забавный шарж на коллегу Юрия Долматовского, где тот предстает в короне и с многочисленными логотипами автомобильных фирм на пиджаке
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Строительство вагонов с новой окраской планировалось на Мытищинском машиностроительном заводе, но опять ничего из сделанного не воплотилось в жизнь из-за загруженности предприятия. А ведь еще были эскизы кабины машиниста и обновленного интерьера вагона метро
Фото: из архива Марины Меликсетовой
В 1980 году Владимир Елтышев был в команде художников НАМИ, занимавшейся дизайном вагонов Московского метрополитена, и предложил неординарное решение — выкрасить вагоны в цвет линий метро и нанести на борта цифры с соответствующими номерами
Фото: из архива Марины Меликсетовой
В девяностые Владимир Борисович занимался оформлением одного из автосалонов на ВДНХ, торговавшего джипами. Владелец автосалона очень ценил друга-художника и постоянно обеспечивал его заказами — надо было изображать не только автомобили сами по себе, но и обязательно на красивом фоне, чтобы привлекать покупателей картинкой «успешной жизни». Такой вот незамысловатый маркетинг того времени
Фото: из архива Марины Меликсетовой
А еще Елтышев рисовал дома и дачи в самом разном стиле — от псевдорусского до современного, интерьеры квартир и даже афиши для кинотеатров. Талантливый художник всегда востребован, пусть даже и не по основному направлению в автомобильной индустрии
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Долгое время Владимир Елтышев жил у станции метро «Коломенская» и работал по заказам расположенного неподалеку кинотеатра «Орбита» — рисовал афиши к новым фильмам
Фото: из архива Марины Меликсетовой
Сохранились эскизы к афишам картин «Зачарованная Десна» 1964-го и «Голубой лед» 1969 года
Фото: из архива Марины Меликсетовой