Мужики с гаражей
Как ремонтировали автомобили в СССР
Фото: Из архива редакции
Капитальный ремонт двигателя трофейного немецкого Opel Kapitaen, снимок сделан в процессе замены вкладышей коленчатого вала. Номерные знаки буквенной серии «гб» выдавались в городе Горьком с 1950 по 1957 год, а модель Kapitaen выпускалась с 1938 по 1940 год, следовательно, автомашине на фотографии как минимум десять лет.
Фото: Из архива редакции
Капоты на большинстве автомобилей тридцатых годов состояли из двух створок, поднимавшихся вверх — этого хватало для текущего обслуживания и мелкого ремонта, но для более сложных процедур его можно было целиком снять, как это видно на снимке с BMW-321. Здесь же виден и типичный для тех лет 6-вольтовый аккумулятор.
Фото: Из архива редакции
Девушки в автошколе учатся пользоваться домкратом ромбического типа — одним из самых легких для подъема машины. Такие навыки, скорее всего, нужны представительницам прекрасного пола для замены пробитого колеса в дороге и вряд ли для гаражного ремонта. В качестве учебного пособия выступает автомобиль «Москвич».
Фото: Из архива редакции
Ремонт «Москвича» во дворе. Судя по положению тела и головы находящегося под машиной, что-то случилось с коробкой передач или сцеплением. А пока идет ремонт, можно сделать «фото на память» с детьми и котом. Еще одна примета времени — торчащие из-под штанин кальсоны с пуговицами на манжетах, скорее всего, армейские.
Фото: Из архива редакции
Одна из немногих подписанных карточек, причем с лицевой стороны: «Ремонт ГАЗ-67, март 1960 года». Судя по улыбающимся лицам, процесс идет весело. Что конкретно ремонтируют — не очень понятно, мотор весь в сборе, возможно, ремонт уже окончен, поэтому и такое настроение. ГАЗ-67 выпускался с 1943 по 1953 год.
Фото: Из архива редакции
Удаление вмятин на кузове «Победы» с помощью деревянных молотков. Технология, кстати, жива и сегодня, но инструмент для рихтовки ушел далеко вперед — есть, например, реверсивные молотки или электромагнитные индукторы. Пока же боец-автомобилист Советской армии обходится несколькими молотками и комплектом брусков.
Фото: Из архива редакции
Классический советский гараж и его содержимое: верстак, инструменты, смотровая яма, ведро, огнетушитель, пенек, доски. Из необычного — водопровод с краном и целым набором шлангов, такое было далеко не у всех. Автомобиль в гараже — «Победа» третьей серии с индексом М-20В, которая выпускалась с 1955 по 1958 год.
Фото: Из архива редакции
Две девушки копаются в моторе автомобиля Skoda-1201 — такие фургоны поставлялись в СССР из «братской» социалистической Чехословакии. Как минимум девушка справа — водитель или механик, поскольку одета в рабочий костюм и что-то делает с мотором, а слева — просто позирует на камеру, улыбаясь от происходящего.
Фото: Из архива редакции
«Москвич-407» с московскими номерами серии «мод» встал на обочине дороги из-за поломки. В чем именно неисправность — трудно сказать, может быть что-то с подвеской, рулевым управлением, тормозами или еще чем-то. Видно только, что автомобиль приподнят на домкрате, ремонтом заняты сразу два человека, а снимает третий.
Фото: Из архива редакции
Шприц для смазки узлов подвески солидолом — непременный инструмент всех владельцев автомобилей ГАЗ-21 «Волга». Смазка производилась с помощью специального наконечника, который надевался на головку шприца, всего в подвеске было два десятка точек смазки, а шприцевать «Волгу» надо было через каждые 1000 км.
Фото: Из архива редакции
Замена переднего моста на автомобиле «Москвич-402» практически в полевых условиях. Чем вызвана такая процедура — остается загадкой. На «Москвиче» видны подмосковные номера серии «юч», а на стекле — красный крест, которым оснащалась версия 402М для перевозки медицинского персонала.
Фото: Из архива редакции
Еще один «Москвич», но модели 407, уже весь облезший и уставший от жизни. Бедолга-владелец что-то делает в моторе — там, где его рука, находится рукоятка фильтра грубой очистки масла, к левому переднему колесу подсоединен шланг ручного насоса, а из отверстия в бампере торчит «кривой стартер». Видимо, запускается автомобиль с трудом.
Фото: Из архива редакции
Проверка уровня масла в двигателе автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец». У знаменитого «Горбатого» моторное масло играло двойную роль — не только смазывало, но и охлаждало «воздушник», для чего был предусмотрен маслорадитор. Несмотря на такую конструкцию, главной проблемой ЗАЗ-965 всегда оставался перегрев двигателя.
Фото: Из архива редакции
Гаражный ремонт «Москвича», очевидно, настолько серьезный, что даже пришлось снять капот. Сам капот, кстати, на «Москвичах» моделей 402, 407 и 403 снимался легко, так как крепился к обычным петлям всего четырьмя болтами — по два с каждой стороны. На «Волге» петли были более сложной системы с рычагами и пружинами.
Фото: Из архива редакции
На обратной стороне фото есть дата — сентябрь 1991 года. Только прошел Августовский путч, а до распада СССР осталась пара месяцев. Судя по номерам на «Жигулях», дело происходит в Москве, а компания на фото пытается взбодрить «Волгу» ГАЗ-21 третьей серии с неположенным ей оленем на капоте и колесными колпаками от ГАЗ-24.
Фото: Из архива редакции
В некоторых гаражах устраивались такие вот эстакады для осмотра автомобилей. На эстакаде стоит ВАЗ-2101 «Жигули», владелец которого зачем-то налепил на решетку эмблему УАЗа вместо вазовской. Номера с видимыми буквами «рп» могут быть армянские, брянские, грузинские, иркутские, крымские, приморские или туркменские.
Фото: Из архива редакции
Автомобиль в СССР, как правило, покупался один и на всю жизнь, поэтому главной задачей владельца было уберечь его кузов от ржавчины. Заводской антикор считался недостаточным, поэтому в гаражных условиях наносили дополнительный. Подъемники и эстакады были не у всех, поэтому машину просто-напросто ставили набок.
Фото: Из архива редакции
В качестве антикора в СССР использовались самые разные средства: смесь масла и битумной мастики, обыкновенный мазут, «пушечное сало» из оборонки, бестселлер семидесятых «Мовиль», дефицитный «Феран». В книгах и журналах давались тысячи советов, но мало что из этого помогало — автомобили ржавели всегда и везде.
Фото: Из архива редакции
Замена тормозных колодок на ВАЗ-2103. Автовладелец-пенсионер, видимо, человек небедный, раз мог позволить себе самые дорогие «Жигули» за 7500 рублей, хотя колодки меняет сам, а не в автосервисе. Кстати, в те времена колодки на барабанных тормозах можно было и не менять целиком, а только переклепать изношенные накладки.
Фото: Из архива редакции
Фото: Из архива редакции
Капитальный ремонт двигателя трофейного немецкого Opel Kapitaen, снимок сделан в процессе замены вкладышей коленчатого вала. Номерные знаки буквенной серии «гб» выдавались в городе Горьком с 1950 по 1957 год, а модель Kapitaen выпускалась с 1938 по 1940 год, следовательно, автомашине на фотографии как минимум десять лет.
Фото: Из архива редакции
Капоты на большинстве автомобилей тридцатых годов состояли из двух створок, поднимавшихся вверх — этого хватало для текущего обслуживания и мелкого ремонта, но для более сложных процедур его можно было целиком снять, как это видно на снимке с BMW-321. Здесь же виден и типичный для тех лет 6-вольтовый аккумулятор.
Фото: Из архива редакции
Девушки в автошколе учатся пользоваться домкратом ромбического типа — одним из самых легких для подъема машины. Такие навыки, скорее всего, нужны представительницам прекрасного пола для замены пробитого колеса в дороге и вряд ли для гаражного ремонта. В качестве учебного пособия выступает автомобиль «Москвич».
Фото: Из архива редакции
Ремонт «Москвича» во дворе. Судя по положению тела и головы находящегося под машиной, что-то случилось с коробкой передач или сцеплением. А пока идет ремонт, можно сделать «фото на память» с детьми и котом. Еще одна примета времени — торчащие из-под штанин кальсоны с пуговицами на манжетах, скорее всего, армейские.
Фото: Из архива редакции
Одна из немногих подписанных карточек, причем с лицевой стороны: «Ремонт ГАЗ-67, март 1960 года». Судя по улыбающимся лицам, процесс идет весело. Что конкретно ремонтируют — не очень понятно, мотор весь в сборе, возможно, ремонт уже окончен, поэтому и такое настроение. ГАЗ-67 выпускался с 1943 по 1953 год.
Фото: Из архива редакции
Удаление вмятин на кузове «Победы» с помощью деревянных молотков. Технология, кстати, жива и сегодня, но инструмент для рихтовки ушел далеко вперед — есть, например, реверсивные молотки или электромагнитные индукторы. Пока же боец-автомобилист Советской армии обходится несколькими молотками и комплектом брусков.
Фото: Из архива редакции
Классический советский гараж и его содержимое: верстак, инструменты, смотровая яма, ведро, огнетушитель, пенек, доски. Из необычного — водопровод с краном и целым набором шлангов, такое было далеко не у всех. Автомобиль в гараже — «Победа» третьей серии с индексом М-20В, которая выпускалась с 1955 по 1958 год.
Фото: Из архива редакции
Две девушки копаются в моторе автомобиля Skoda-1201 — такие фургоны поставлялись в СССР из «братской» социалистической Чехословакии. Как минимум девушка справа — водитель или механик, поскольку одета в рабочий костюм и что-то делает с мотором, а слева — просто позирует на камеру, улыбаясь от происходящего.
Фото: Из архива редакции
«Москвич-407» с московскими номерами серии «мод» встал на обочине дороги из-за поломки. В чем именно неисправность — трудно сказать, может быть что-то с подвеской, рулевым управлением, тормозами или еще чем-то. Видно только, что автомобиль приподнят на домкрате, ремонтом заняты сразу два человека, а снимает третий.
Фото: Из архива редакции
Шприц для смазки узлов подвески солидолом — непременный инструмент всех владельцев автомобилей ГАЗ-21 «Волга». Смазка производилась с помощью специального наконечника, который надевался на головку шприца, всего в подвеске было два десятка точек смазки, а шприцевать «Волгу» надо было через каждые 1000 км.
Фото: Из архива редакции
Замена переднего моста на автомобиле «Москвич-402» практически в полевых условиях. Чем вызвана такая процедура — остается загадкой. На «Москвиче» видны подмосковные номера серии «юч», а на стекле — красный крест, которым оснащалась версия 402М для перевозки медицинского персонала.
Фото: Из архива редакции
Еще один «Москвич», но модели 407, уже весь облезший и уставший от жизни. Бедолга-владелец что-то делает в моторе — там, где его рука, находится рукоятка фильтра грубой очистки масла, к левому переднему колесу подсоединен шланг ручного насоса, а из отверстия в бампере торчит «кривой стартер». Видимо, запускается автомобиль с трудом.
Фото: Из архива редакции
Проверка уровня масла в двигателе автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец». У знаменитого «Горбатого» моторное масло играло двойную роль — не только смазывало, но и охлаждало «воздушник», для чего был предусмотрен маслорадитор. Несмотря на такую конструкцию, главной проблемой ЗАЗ-965 всегда оставался перегрев двигателя.
Фото: Из архива редакции
Гаражный ремонт «Москвича», очевидно, настолько серьезный, что даже пришлось снять капот. Сам капот, кстати, на «Москвичах» моделей 402, 407 и 403 снимался легко, так как крепился к обычным петлям всего четырьмя болтами — по два с каждой стороны. На «Волге» петли были более сложной системы с рычагами и пружинами.
Фото: Из архива редакции
На обратной стороне фото есть дата — сентябрь 1991 года. Только прошел Августовский путч, а до распада СССР осталась пара месяцев. Судя по номерам на «Жигулях», дело происходит в Москве, а компания на фото пытается взбодрить «Волгу» ГАЗ-21 третьей серии с неположенным ей оленем на капоте и колесными колпаками от ГАЗ-24.
Фото: Из архива редакции
В некоторых гаражах устраивались такие вот эстакады для осмотра автомобилей. На эстакаде стоит ВАЗ-2101 «Жигули», владелец которого зачем-то налепил на решетку эмблему УАЗа вместо вазовской. Номера с видимыми буквами «рп» могут быть армянские, брянские, грузинские, иркутские, крымские, приморские или туркменские.
Фото: Из архива редакции
Автомобиль в СССР, как правило, покупался один и на всю жизнь, поэтому главной задачей владельца было уберечь его кузов от ржавчины. Заводской антикор считался недостаточным, поэтому в гаражных условиях наносили дополнительный. Подъемники и эстакады были не у всех, поэтому машину просто-напросто ставили набок.
Фото: Из архива редакции
В качестве антикора в СССР использовались самые разные средства: смесь масла и битумной мастики, обыкновенный мазут, «пушечное сало» из оборонки, бестселлер семидесятых «Мовиль», дефицитный «Феран». В книгах и журналах давались тысячи советов, но мало что из этого помогало — автомобили ржавели всегда и везде.
Фото: Из архива редакции
Замена тормозных колодок на ВАЗ-2103. Автовладелец-пенсионер, видимо, человек небедный, раз мог позволить себе самые дорогие «Жигули» за 7500 рублей, хотя колодки меняет сам, а не в автосервисе. Кстати, в те времена колодки на барабанных тормозах можно было и не менять целиком, а только переклепать изношенные накладки.
Фото: Из архива редакции