Реклама в «Автопилот» https://www.autopilot.ru/ad
Реклама в «Автопилот» https://www.autopilot.ru/ad
Автопилот

Меню сайта

  • Последний номер журнала
  • Редакция
  • Контакты
  • Лента публикаций
  • Новости
  • Фото
Предыдущая страница
  • #Автомобиль месяца #Автоновости #Фотогалереи #Toyota #Lada #Geely #Exeed #Chery #Москвич #Tesla #Mercedes-Benz #BMW #Porsche #Nissan #Skoda #Honda #Omoda #Great Wall #VW #Aurus #Ford #Rolls-Royce #Ferrari #Suzuki #Hongqi #УАЗ #Mazda #Jeep #Aston Martin #Land Rover #Bentley
Следующая страница
  • Фото
26.12.2024, 10:25

«Восьмерке» — сорок

В декабре 1984 года собрали первую партию ВАЗ-2108

В истории советского автопрома у ВАЗ-‍2108 особое место — с этой модели началась эпоха переднеприводных автомобилей, о которых так долго говорили и которых так долго ждали. «Восьмерка» положила начало и целому семейству Lada Samara, ставшему самыми популярными и в «лихие 90-‍е», и в «стабильные нулевые». Сейчас это уже история, о которой «Автопилот» решил вспомнить по случаю юбилея основательницы семейства.
Предыдущая фотография

Фото: АвтоВАЗ

Работы над переднеприводной моделью начались на ВАЗе еще в 1971 году, то есть почти сразу после пуска завода, но конкретно над моделью 2108 — в 1977-‍м. На рисунке — один из первых поисковых вариантов 1977 года, автор — заводской дизайнер Владислав Иванович Пашко

Работы над переднеприводной моделью начались на ВАЗе еще в 1971 году, то есть почти сразу после пуска завода, но конкретно над моделью 2108 — в 1977-‍м. На рисунке — один из первых поисковых вариантов 1977 года, автор — заводской дизайнер Владислав Иванович Пашко

Фото: АвтоВАЗ

Таким будущую переднеприводную модель Пашко видел в ноябре 1977 года. Позже Владислав Иванович предложил характерное решение передней части с двумя крупными фарами и выступающим «клювом» радиаторной решетки

Таким будущую переднеприводную модель Пашко видел в ноябре 1977 года. Позже Владислав Иванович предложил характерное решение передней части с двумя крупными фарами и выступающим «клювом» радиаторной решетки

Фото: АвтоВАЗ

Рисунок интерьера будущей ВАЗ-‍2108, датированный 1977 годом. По сравнению с самой дорогой вазовской моделью 2103 это выглядело как фантастика!

Рисунок интерьера будущей ВАЗ-‍2108, датированный 1977 годом. По сравнению с самой дорогой вазовской моделью 2103 это выглядело как фантастика!

Фото: АвтоВАЗ

Помимо начала серийного выпуска, у ВАЗ-‍2108 в 2024 году был еще один юбилей — 29 мая 1979 года вышло постановление Совета министров СССР № 470 «О разработке и освоении на Волжском автозаводе семейства переднеприводных автомобилей». К тому моменту был собран и первый опытный образец модели 2108

Помимо начала серийного выпуска, у ВАЗ-‍2108 в 2024 году был еще один юбилей — 29 мая 1979 года вышло постановление Совета министров СССР № 470 «О разработке и освоении на Волжском автозаводе семейства переднеприводных автомобилей». К тому моменту был собран и первый опытный образец модели 2108

Фото: АвтоВАЗ

На прототипе вместо привычных дверных ручек под естественный захват руки были кнопки с выемками на заднем крыле — от этой идеи на серийном ВАЗ-‍2108 потом отказались, но воплотили на «Оке» ВАЗ-‍1111

На прототипе вместо привычных дверных ручек под естественный захват руки были кнопки с выемками на заднем крыле — от этой идеи на серийном ВАЗ-‍2108 потом отказались, но воплотили на «Оке» ВАЗ-‍1111

Фото: АвтоВАЗ

Испытания прототипа ВАЗ-‍2108 на заводском полигоне. Для новой модели у иностранных фирм закупили более двадцати лицензий на различные узлы и агрегаты: на передние дисковые тормоза и вакуумный усилитель тормозов — у британской Lucas, на реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач — у немецкой ZF, на карбюратор — у Solex. на стойки передней подвески — у итальянской Way-‍Assauto

Испытания прототипа ВАЗ-‍2108 на заводском полигоне. Для новой модели у иностранных фирм закупили более двадцати лицензий на различные узлы и агрегаты: на передние дисковые тормоза и вакуумный усилитель тормозов — у британской Lucas, на реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач — у немецкой ZF, на карбюратор — у Solex. на стойки передней подвески — у итальянской Way-‍Assauto

Фото: АвтоВАЗ

Лицензию на балку задней подвески купили у Volkswagen и даже лицензию на покрышки для ВАЗ-‍2108 приобрели у французской фирмы Michelin. Это были бескамерные радиальные шины размерности 165/70R13

Лицензию на балку задней подвески купили у Volkswagen и даже лицензию на покрышки для ВАЗ-‍2108 приобрели у французской фирмы Michelin. Это были бескамерные радиальные шины размерности 165/70R13

Фото: АвтоВАЗ

В 1980–1984 годах над доведением ВАЗ-‍2108 до ума работала фирма Porsche. В Штутгарте занимались почти всем, кроме дизайна — лонжероны, рулевой механизм, управление коробкой передач, стойки передней подвески, аэродинамика. Совместный проект получил обозначение «Гамма», прототипы обозначались «серия 100» или «серия 300», а на фирме Porsche модель 2108 называется The Lada Samara — 1984

В 1980–1984 годах над доведением ВАЗ-‍2108 до ума работала фирма Porsche. В Штутгарте занимались почти всем, кроме дизайна — лонжероны, рулевой механизм, управление коробкой передач, стойки передней подвески, аэродинамика. Совместный проект получил обозначение «Гамма», прототипы обозначались «серия 100» или «серия 300», а на фирме Porsche модель 2108 называется The Lada Samara — 1984

Фото: АвтоВАЗ

Для советского автопрома ВАЗ-‍2108 был целым набором новых решений, которые воплотились сразу в одной модели: передний привод, поперечное расположение двигателя, реечное рулевое управление, пластиковые бамперы

Для советского автопрома ВАЗ-‍2108 был целым набором новых решений, которые воплотились сразу в одной модели: передний привод, поперечное расположение двигателя, реечное рулевое управление, пластиковые бамперы

Фото: АвтоВАЗ

Первые ВАЗ-2108 сошли с конвейера 18 декабря 1984 года, и до конца года была собрана пробная партия. За весь 1985-‍й сделали 21 000 экземпляров, а всего за год завод выпустил 724 425 автомобилей. В 1986 году соотношение производства ВАЗ-‍2108 к общему выпуску было уже 85 050 и 724 740 автомобилей

Первые ВАЗ-2108 сошли с конвейера 18 декабря 1984 года, и до конца года была собрана пробная партия. За весь 1985-‍й сделали 21 000 экземпляров, а всего за год завод выпустил 724 425 автомобилей. В 1986 году соотношение производства ВАЗ-‍2108 к общему выпуску было уже 85 050 и 724 740 автомобилей

Фото: АвтоВАЗ

В народе ВАЗ-‍2108 привычно назвали «Восьмеркой» — по аналогии с «Трешкой», «Пятеркой» или «Шестеркой», но вскоре появилось колоритное и даже немного обидное прозвище «Зубило». А в Европе в память о сотрудничестве с немецкой фирмой ВАЗ-‍2108 именовали «Советский Porsche для бедных»

В народе ВАЗ-‍2108 привычно назвали «Восьмеркой» — по аналогии с «Трешкой», «Пятеркой» или «Шестеркой», но вскоре появилось колоритное и даже немного обидное прозвище «Зубило». А в Европе в память о сотрудничестве с немецкой фирмой ВАЗ-‍2108 именовали «Советский Porsche для бедных»

Фото: АвтоВАЗ

Ко всем революционным для советской промышленности решениям добавился и ранее никогда не производившийся в стране тип кузова «хетчбэк»

Ко всем революционным для советской промышленности решениям добавился и ранее никогда не производившийся в стране тип кузова «хетчбэк»

Фото: АвтоВАЗ

Производственная себестоимость ВАЗ-‍2108 в 1986 году составляла 2774 рубля 81 копейку — в эту сумму заводу обходилось изготовление одного автомобиля. Оптовая цена, по которой государство покупало его у завода, равнялась 3182 рубля 51 копейка — разница между этими суммами шла в прибыль «АвтоВАЗа». Далее государство продавало своим гражданам ВАЗ-‍2108 уже по цене 8300 рублей, а разницу клало себе в карман

Производственная себестоимость ВАЗ-‍2108 в 1986 году составляла 2774 рубля 81 копейку — в эту сумму заводу обходилось изготовление одного автомобиля. Оптовая цена, по которой государство покупало его у завода, равнялась 3182 рубля 51 копейка — разница между этими суммами шла в прибыль «АвтоВАЗа». Далее государство продавало своим гражданам ВАЗ-‍2108 уже по цене 8300 рублей, а разницу клало себе в карман

Фото: АвтоВАЗ

Модель ВАЗ-‍2108 относится к автомобилям малого класса, индекс которых начинался с цифры 2. Длина «Восьмерки» — 4006 мм, что даже меньше, чем у ВАЗ-‍2107 — 4150 мм

Модель ВАЗ-‍2108 относится к автомобилям малого класса, индекс которых начинался с цифры 2. Длина «Восьмерки» — 4006 мм, что даже меньше, чем у ВАЗ-‍2107 — 4150 мм

Фото: АвтоВАЗ

Органы управления ВАЗ-‍2108. Базовая модель комплектовалась карбюраторным двигателем объемом 1,3 литра и четырех- или пятиступенчатой коробкой передач. Выпускалась модификация с двигателем объемом 1,1 литра и четырехступенчатой коробкой, а также с 1,5-‍литровым мотором и пятиступенчатой коробкой. Позже появились и двигатели с инжектором

Органы управления ВАЗ-‍2108. Базовая модель комплектовалась карбюраторным двигателем объемом 1,3 литра и четырех- или пятиступенчатой коробкой передач. Выпускалась модификация с двигателем объемом 1,1 литра и четырехступенчатой коробкой, а также с 1,5-‍литровым мотором и пятиступенчатой коробкой. Позже появились и двигатели с инжектором

Фото: АвтоВАЗ

Панель приборов ВАЗ-‍2108. В 1986 году начался выпуск модификации 21083 с микропроцессорной системой управления зажиганием и экономайзером принудительного холостого хода. В тот год ВАЗ-‍21083 сделали 1551 экземпляр, а обычных «Восьмерок» — 83 499

Панель приборов ВАЗ-‍2108. В 1986 году начался выпуск модификации 21083 с микропроцессорной системой управления зажиганием и экономайзером принудительного холостого хода. В тот год ВАЗ-‍21083 сделали 1551 экземпляр, а обычных «Восьмерок» — 83 499

Фото: АвтоВАЗ

Привод к передним колесам осуществлялся ШРУСами — шарнирами равных угловых скоростей

Привод к передним колесам осуществлялся ШРУСами — шарнирами равных угловых скоростей

Фото: АвтоВАЗ

В 1987 году началось производство пятидверной модели ВАЗ-‍2109. В тот год собрали 25 060 «Девяток» и 124 125 «Восьмерок». Но уже в следующем году пропорции поменялись в пользу пятидверной модели — 90 240 штук ВАЗ-‍2108 и 101 345 штук ВАЗ-‍2109

В 1987 году началось производство пятидверной модели ВАЗ-‍2109. В тот год собрали 25 060 «Девяток» и 124 125 «Восьмерок». Но уже в следующем году пропорции поменялись в пользу пятидверной модели — 90 240 штук ВАЗ-‍2108 и 101 345 штук ВАЗ-‍2109

Фото: АвтоВАЗ

У моделей 2108 и 2109 было два собственных имени: «Спутник» и «Самара». Первое почему-то не особо прижилось, к слову, оно не имело никакого отношения к космосу — ВАЗ-‍2108 так назвали, поскольку посчитали, что такой автомобиль будет хорошим «спутником жизни» для своего владельца. Экспортное название «Самара» со временем стало основным

У моделей 2108 и 2109 было два собственных имени: «Спутник» и «Самара». Первое почему-то не особо прижилось, к слову, оно не имело никакого отношения к космосу — ВАЗ-‍2108 так назвали, поскольку посчитали, что такой автомобиль будет хорошим «спутником жизни» для своего владельца. Экспортное название «Самара» со временем стало основным

Фото: АвтоВАЗ

Производство новых моделей давалось тяжело — были серьезные проблемы с качеством. В 1988 году дело дошло до Совета министров СССР. В докладной записке отмечалось: «За 1987 год автомобили ВАЗ-‍2108, составляющие 14% гарантийного парка, дали 37% общего количества дефектов и 40% расходов на их устранение»

Производство новых моделей давалось тяжело — были серьезные проблемы с качеством. В 1988 году дело дошло до Совета министров СССР. В докладной записке отмечалось: «За 1987 год автомобили ВАЗ-‍2108, составляющие 14% гарантийного парка, дали 37% общего количества дефектов и 40% расходов на их устранение»

Фото: АвтоВАЗ

Завод как мог повышал качество. Если у ВАЗ-‍2108 выпуска 1986 год было 122 дефекта на 100 автомобилей, то у выпуска 1987 года — уже 71. Однако, и такой уровень был высоким, например, при контрольных проверках выявлялись повреждения лицевых поверхностей кузова и некачественный монтаж уплотнителей дверей и стекол. Имели место отклонения по регулировке света фар, содержанию СО в отработавших газах и герметичности салона

Завод как мог повышал качество. Если у ВАЗ-‍2108 выпуска 1986 год было 122 дефекта на 100 автомобилей, то у выпуска 1987 года — уже 71. Однако, и такой уровень был высоким, например, при контрольных проверках выявлялись повреждения лицевых поверхностей кузова и некачественный монтаж уплотнителей дверей и стекол. Имели место отклонения по регулировке света фар, содержанию СО в отработавших газах и герметичности салона

Фото: АвтоВАЗ

Разработки седана для семейства «Спутник» начались еще в 1980 году, но до конвейера модель 21099 дошла только в 1990 году. Первоначально седан считался отдельной моделью и получил индекс 2110, но по легенде цифры поменяли, чтобы получить финансирование из Москвы: на новую модель там денег давать не хотели, а на модернизацию старой — пожалуйста. Как тогда говорили, «экономика должна быть экономной»

Разработки седана для семейства «Спутник» начались еще в 1980 году, но до конвейера модель 21099 дошла только в 1990 году. Первоначально седан считался отдельной моделью и получил индекс 2110, но по легенде цифры поменяли, чтобы получить финансирование из Москвы: на новую модель там денег давать не хотели, а на модернизацию старой — пожалуйста. Как тогда говорили, «экономика должна быть экономной»

Фото: АвтоВАЗ

Модель 21099 привнесла и первый заметный рестайлинг ВАЗ-‍2108 и ВАЗ-‍2109 — передние крылья цельной формы. В народе обновленные «Самары» получили прозвище «длинное крыло»

Модель 21099 привнесла и первый заметный рестайлинг ВАЗ-‍2108 и ВАЗ-‍2109 — передние крылья цельной формы. В народе обновленные «Самары» получили прозвище «длинное крыло»

Фото: АвтоВАЗ

«Длинное крыло» было и на ВАЗ-‍2108 «Тарга», созданном в 1988 году, но так и не увидевшим конвейера. Это был «почти кабриолет» с открытым пространством над передними местами и несъемной центральной дугой. По легенде построили только один экземпляр, который в 1992 году утилизировали

«Длинное крыло» было и на ВАЗ-‍2108 «Тарга», созданном в 1988 году, но так и не увидевшим конвейера. Это был «почти кабриолет» с открытым пространством над передними местами и несъемной центральной дугой. По легенде построили только один экземпляр, который в 1992 году утилизировали

Фото: АвтоВАЗ

Кабриолеты и вовсе делали европейские дилеры, что называется, «своими руками». Самый известный из всех — Lada Natasha от бельгийского импортера Scaldia-‍Volga

Кабриолеты и вовсе делали европейские дилеры, что называется, «своими руками». Самый известный из всех — Lada Natasha от бельгийского импортера Scaldia-‍Volga

Фото: Scaldia-Volga

Другая открытая версия — Lada Samara Fun, созданная в 1987 году вазовским импортером в ФРГ компанией Deutsche Lada

Другая открытая версия — Lada Samara Fun, созданная в 1987 году вазовским импортером в ФРГ компанией Deutsche Lada

Фото: Deutsche Lada

С 1992 года немецкая компания Deutsche Lada предлагала и свой вариант кабриолета с незатейливым названием Lada Samara Cabrio

С 1992 года немецкая компания Deutsche Lada предлагала и свой вариант кабриолета с незатейливым названием Lada Samara Cabrio

Фото: Deutsche Lada

На экспорт делались и праворульные версии. На фото — салон Lada Samara 1.5 GL Flyte, созданной в 1994 году силами британского экспортера и позиционировавшейся как бюджетный спорткар

На экспорт делались и праворульные версии. На фото — салон Lada Samara 1.5 GL Flyte, созданной в 1994 году силами британского экспортера и позиционировавшейся как бюджетный спорткар

Фото: Scaldia-Volga

Lada Samara Carlota — еще одно творение бельгийской фирмы Scaldia-‍Volga для европейского рынка, но авторства нашего дизайнера Владимира Ярцева, нарисовавшего переднюю часть с четырьмя круглыми фарами. Из интервью Ярцева: «Carlota — это первый результат нашего изучения рынка. Тяжелый «нос» Самары стал объектом повсеместной критики, поэтому я разработал новую решетку. Было много проблем с электрикой, я также помог решить их. Можно сказать, что «Карлота» — это западное исполнение автомобиля с Востока»

Lada Samara Carlota — еще одно творение бельгийской фирмы Scaldia-‍Volga для европейского рынка, но авторства нашего дизайнера Владимира Ярцева, нарисовавшего переднюю часть с четырьмя круглыми фарами. Из интервью Ярцева: «Carlota — это первый результат нашего изучения рынка. Тяжелый «нос» Самары стал объектом повсеместной критики, поэтому я разработал новую решетку. Было много проблем с электрикой, я также помог решить их. Можно сказать, что «Карлота» — это западное исполнение автомобиля с Востока»

Фото: Scaldia-Volga

В России эпохи «лихих 90-‍х» было не до кабриолетов — требовалось что-то в духе времени. В 1996 году в Тольятти создали грузовой вариант ВАЗ-‍2108Ф, позже получивший индекс ВАЗ-‍1706 и собственное имя в духе времени «Челнок». Фургончик выпускался небольшими партиями с 1997 по 2003 год

В России эпохи «лихих 90-‍х» было не до кабриолетов — требовалось что-то в духе времени. В 1996 году в Тольятти создали грузовой вариант ВАЗ-‍2108Ф, позже получивший индекс ВАЗ-‍1706 и собственное имя в духе времени «Челнок». Фургончик выпускался небольшими партиями с 1997 по 2003 год

Фото: АвтоВАЗ

В 1997 году состоялся еще один рестайлинг — появились узкие передние фары, новые бамперы в цвет кузова, широкие молдинги на бортах, спойлер на задней двери и новый интерьер. Модели получили новые индексы: 2113, 2114 и 2115 — это были прежние «Восьмерка», «Девятка» и «Девяносто девятая». В серию новые модели пошли в 2003, 2001 и 1997 годах соответственно, это поколение иногда обозначается как Samara 2

В 1997 году состоялся еще один рестайлинг — появились узкие передние фары, новые бамперы в цвет кузова, широкие молдинги на бортах, спойлер на задней двери и новый интерьер. Модели получили новые индексы: 2113, 2114 и 2115 — это были прежние «Восьмерка», «Девятка» и «Девяносто девятая». В серию новые модели пошли в 2003, 2001 и 1997 годах соответственно, это поколение иногда обозначается как Samara 2

Фото: АвтоВАЗ

Интерьер модели ВАЗ-‍2113, выпускавшейся с 2003 по 2013 год

Интерьер модели ВАЗ-‍2113, выпускавшейся с 2003 по 2013 год

Фото: АвтоВАЗ

Модель ВАЗ-2108 прожила долгую жизнь. «Восьмерка» в различных вариациях продержалась на конвейере до 2003 года, уступив место рестайлинговой модели ВАЗ-‍2113, которая, в свою очередь, выпускалась до 2013-‍го. До того же года протянула и «Девятка», также во множестве моделей и модификаций. И еще с 2004 по 2014 год на Запорожском автомобильном заводе выпускались ВАЗ-‍21093 и ВАЗ-‍21099. Фактически это семейство переднеприводных автомобилей просуществовало 30 лет

Модель ВАЗ-2108 прожила долгую жизнь. «Восьмерка» в различных вариациях продержалась на конвейере до 2003 года, уступив место рестайлинговой модели ВАЗ-‍2113, которая, в свою очередь, выпускалась до 2013-‍го. До того же года протянула и «Девятка», также во множестве моделей и модификаций. И еще с 2004 по 2014 год на Запорожском автомобильном заводе выпускались ВАЗ-‍21093 и ВАЗ-‍21099. Фактически это семейство переднеприводных автомобилей просуществовало 30 лет

Фото: АвтоВАЗ

Следующая фотография
1 / 34

Фото: АвтоВАЗ

Работы над переднеприводной моделью начались на ВАЗе еще в 1971 году, то есть почти сразу после пуска завода, но конкретно над моделью 2108 — в 1977-‍м. На рисунке — один из первых поисковых вариантов 1977 года, автор — заводской дизайнер Владислав Иванович Пашко

Фото: АвтоВАЗ

Таким будущую переднеприводную модель Пашко видел в ноябре 1977 года. Позже Владислав Иванович предложил характерное решение передней части с двумя крупными фарами и выступающим «клювом» радиаторной решетки

Фото: АвтоВАЗ

Рисунок интерьера будущей ВАЗ-‍2108, датированный 1977 годом. По сравнению с самой дорогой вазовской моделью 2103 это выглядело как фантастика!

Фото: АвтоВАЗ

Помимо начала серийного выпуска, у ВАЗ-‍2108 в 2024 году был еще один юбилей — 29 мая 1979 года вышло постановление Совета министров СССР № 470 «О разработке и освоении на Волжском автозаводе семейства переднеприводных автомобилей». К тому моменту был собран и первый опытный образец модели 2108

Фото: АвтоВАЗ

На прототипе вместо привычных дверных ручек под естественный захват руки были кнопки с выемками на заднем крыле — от этой идеи на серийном ВАЗ-‍2108 потом отказались, но воплотили на «Оке» ВАЗ-‍1111

Фото: АвтоВАЗ

Испытания прототипа ВАЗ-‍2108 на заводском полигоне. Для новой модели у иностранных фирм закупили более двадцати лицензий на различные узлы и агрегаты: на передние дисковые тормоза и вакуумный усилитель тормозов — у британской Lucas, на реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач — у немецкой ZF, на карбюратор — у Solex. на стойки передней подвески — у итальянской Way-‍Assauto

Фото: АвтоВАЗ

Лицензию на балку задней подвески купили у Volkswagen и даже лицензию на покрышки для ВАЗ-‍2108 приобрели у французской фирмы Michelin. Это были бескамерные радиальные шины размерности 165/70R13

Фото: АвтоВАЗ

В 1980–1984 годах над доведением ВАЗ-‍2108 до ума работала фирма Porsche. В Штутгарте занимались почти всем, кроме дизайна — лонжероны, рулевой механизм, управление коробкой передач, стойки передней подвески, аэродинамика. Совместный проект получил обозначение «Гамма», прототипы обозначались «серия 100» или «серия 300», а на фирме Porsche модель 2108 называется The Lada Samara — 1984

Фото: АвтоВАЗ

Для советского автопрома ВАЗ-‍2108 был целым набором новых решений, которые воплотились сразу в одной модели: передний привод, поперечное расположение двигателя, реечное рулевое управление, пластиковые бамперы

Фото: АвтоВАЗ

Первые ВАЗ-2108 сошли с конвейера 18 декабря 1984 года, и до конца года была собрана пробная партия. За весь 1985-‍й сделали 21 000 экземпляров, а всего за год завод выпустил 724 425 автомобилей. В 1986 году соотношение производства ВАЗ-‍2108 к общему выпуску было уже 85 050 и 724 740 автомобилей

Фото: АвтоВАЗ

В народе ВАЗ-‍2108 привычно назвали «Восьмеркой» — по аналогии с «Трешкой», «Пятеркой» или «Шестеркой», но вскоре появилось колоритное и даже немного обидное прозвище «Зубило». А в Европе в память о сотрудничестве с немецкой фирмой ВАЗ-‍2108 именовали «Советский Porsche для бедных»

Фото: АвтоВАЗ

Ко всем революционным для советской промышленности решениям добавился и ранее никогда не производившийся в стране тип кузова «хетчбэк»

Фото: АвтоВАЗ

Производственная себестоимость ВАЗ-‍2108 в 1986 году составляла 2774 рубля 81 копейку — в эту сумму заводу обходилось изготовление одного автомобиля. Оптовая цена, по которой государство покупало его у завода, равнялась 3182 рубля 51 копейка — разница между этими суммами шла в прибыль «АвтоВАЗа». Далее государство продавало своим гражданам ВАЗ-‍2108 уже по цене 8300 рублей, а разницу клало себе в карман

Фото: АвтоВАЗ

Модель ВАЗ-‍2108 относится к автомобилям малого класса, индекс которых начинался с цифры 2. Длина «Восьмерки» — 4006 мм, что даже меньше, чем у ВАЗ-‍2107 — 4150 мм

Фото: АвтоВАЗ

Органы управления ВАЗ-‍2108. Базовая модель комплектовалась карбюраторным двигателем объемом 1,3 литра и четырех- или пятиступенчатой коробкой передач. Выпускалась модификация с двигателем объемом 1,1 литра и четырехступенчатой коробкой, а также с 1,5-‍литровым мотором и пятиступенчатой коробкой. Позже появились и двигатели с инжектором

Фото: АвтоВАЗ

Панель приборов ВАЗ-‍2108. В 1986 году начался выпуск модификации 21083 с микропроцессорной системой управления зажиганием и экономайзером принудительного холостого хода. В тот год ВАЗ-‍21083 сделали 1551 экземпляр, а обычных «Восьмерок» — 83 499

Фото: АвтоВАЗ

Привод к передним колесам осуществлялся ШРУСами — шарнирами равных угловых скоростей

Фото: АвтоВАЗ

В 1987 году началось производство пятидверной модели ВАЗ-‍2109. В тот год собрали 25 060 «Девяток» и 124 125 «Восьмерок». Но уже в следующем году пропорции поменялись в пользу пятидверной модели — 90 240 штук ВАЗ-‍2108 и 101 345 штук ВАЗ-‍2109

Фото: АвтоВАЗ

У моделей 2108 и 2109 было два собственных имени: «Спутник» и «Самара». Первое почему-то не особо прижилось, к слову, оно не имело никакого отношения к космосу — ВАЗ-‍2108 так назвали, поскольку посчитали, что такой автомобиль будет хорошим «спутником жизни» для своего владельца. Экспортное название «Самара» со временем стало основным

Фото: АвтоВАЗ

Производство новых моделей давалось тяжело — были серьезные проблемы с качеством. В 1988 году дело дошло до Совета министров СССР. В докладной записке отмечалось: «За 1987 год автомобили ВАЗ-‍2108, составляющие 14% гарантийного парка, дали 37% общего количества дефектов и 40% расходов на их устранение»

Фото: АвтоВАЗ

Завод как мог повышал качество. Если у ВАЗ-‍2108 выпуска 1986 год было 122 дефекта на 100 автомобилей, то у выпуска 1987 года — уже 71. Однако, и такой уровень был высоким, например, при контрольных проверках выявлялись повреждения лицевых поверхностей кузова и некачественный монтаж уплотнителей дверей и стекол. Имели место отклонения по регулировке света фар, содержанию СО в отработавших газах и герметичности салона

Фото: АвтоВАЗ

Разработки седана для семейства «Спутник» начались еще в 1980 году, но до конвейера модель 21099 дошла только в 1990 году. Первоначально седан считался отдельной моделью и получил индекс 2110, но по легенде цифры поменяли, чтобы получить финансирование из Москвы: на новую модель там денег давать не хотели, а на модернизацию старой — пожалуйста. Как тогда говорили, «экономика должна быть экономной»

Фото: АвтоВАЗ

Модель 21099 привнесла и первый заметный рестайлинг ВАЗ-‍2108 и ВАЗ-‍2109 — передние крылья цельной формы. В народе обновленные «Самары» получили прозвище «длинное крыло»

Фото: АвтоВАЗ

«Длинное крыло» было и на ВАЗ-‍2108 «Тарга», созданном в 1988 году, но так и не увидевшим конвейера. Это был «почти кабриолет» с открытым пространством над передними местами и несъемной центральной дугой. По легенде построили только один экземпляр, который в 1992 году утилизировали

Фото: АвтоВАЗ

Кабриолеты и вовсе делали европейские дилеры, что называется, «своими руками». Самый известный из всех — Lada Natasha от бельгийского импортера Scaldia-‍Volga

Фото: Scaldia-Volga

Другая открытая версия — Lada Samara Fun, созданная в 1987 году вазовским импортером в ФРГ компанией Deutsche Lada

Фото: Deutsche Lada

С 1992 года немецкая компания Deutsche Lada предлагала и свой вариант кабриолета с незатейливым названием Lada Samara Cabrio

Фото: Deutsche Lada

На экспорт делались и праворульные версии. На фото — салон Lada Samara 1.5 GL Flyte, созданной в 1994 году силами британского экспортера и позиционировавшейся как бюджетный спорткар

Фото: Scaldia-Volga

Lada Samara Carlota — еще одно творение бельгийской фирмы Scaldia-‍Volga для европейского рынка, но авторства нашего дизайнера Владимира Ярцева, нарисовавшего переднюю часть с четырьмя круглыми фарами. Из интервью Ярцева: «Carlota — это первый результат нашего изучения рынка. Тяжелый «нос» Самары стал объектом повсеместной критики, поэтому я разработал новую решетку. Было много проблем с электрикой, я также помог решить их. Можно сказать, что «Карлота» — это западное исполнение автомобиля с Востока»

Фото: Scaldia-Volga

В России эпохи «лихих 90-‍х» было не до кабриолетов — требовалось что-то в духе времени. В 1996 году в Тольятти создали грузовой вариант ВАЗ-‍2108Ф, позже получивший индекс ВАЗ-‍1706 и собственное имя в духе времени «Челнок». Фургончик выпускался небольшими партиями с 1997 по 2003 год

Фото: АвтоВАЗ

В 1997 году состоялся еще один рестайлинг — появились узкие передние фары, новые бамперы в цвет кузова, широкие молдинги на бортах, спойлер на задней двери и новый интерьер. Модели получили новые индексы: 2113, 2114 и 2115 — это были прежние «Восьмерка», «Девятка» и «Девяносто девятая». В серию новые модели пошли в 2003, 2001 и 1997 годах соответственно, это поколение иногда обозначается как Samara 2

Фото: АвтоВАЗ

Интерьер модели ВАЗ-‍2113, выпускавшейся с 2003 по 2013 год

Фото: АвтоВАЗ

Модель ВАЗ-2108 прожила долгую жизнь. «Восьмерка» в различных вариациях продержалась на конвейере до 2003 года, уступив место рестайлинговой модели ВАЗ-‍2113, которая, в свою очередь, выпускалась до 2013-‍го. До того же года протянула и «Девятка», также во множестве моделей и модификаций. И еще с 2004 по 2014 год на Запорожском автомобильном заводе выпускались ВАЗ-‍21093 и ВАЗ-‍21099. Фактически это семейство переднеприводных автомобилей просуществовало 30 лет

Фото: АвтоВАЗ

Темы:

  • Lada

Экран мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

Лучшие автомобильные фото недели

Лучшие фотографии 30 июня – 6 июля 2025 года

Наглядно

Компания Cadillac вернулась в ультра-люксовый сегмент

Состоялась передача ключей первому покупателю Celestiq

Фотогалерея

Электрический рейв

Мотоцикл BMW DE 02 в интерпретации Deus Ex Machina

Фотогалерея

Два счетчика

Почему московское такси старше, чем говорят

Фотогалерея

Мотор до Киева доведет

115 лет назад стартовал Киевский автопробег

Фотогалерея

Это тебе на лето

Ретроспектива советских фаэтонов и кабриолетов

Фотогалерея

Нет больше ЗИЛ

Какие заводские постройки стояли на месте элитного квартала

Наглядно

Дядя Саша

Жизнь коллекционера Ломакова

Фотогалерея

Вообразим на троих

Автомобили в творчестве Кукрыниксов

Следующий слайд
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Обратная связь
  • Правовая информация
18+

© ЗАО «Автопилот».
Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На autopilot.ru применяются рекомендательные технологии.
Подробнее