Реклама в «Автопилот» https://www.autopilot.ru/ad
Реклама в «Автопилот» https://www.autopilot.ru/ad
Автопилот

Меню сайта

  • Последний номер журнала
  • Редакция
  • Контакты
  • Лента публикаций
  • Новости
  • Фото
Предыдущая страница
  • #Автомобиль месяца #Автоновости #Фотогалереи #Toyota #Lada #Geely #Exeed #Chery #Москвич #Tesla #Mercedes-Benz #BMW #Porsche #Nissan #Skoda #Honda #Omoda #Great Wall #VW #Aurus #Ford #Rolls-Royce #Ferrari #Suzuki #Hongqi #УАЗ #Mazda #Jeep #Aston Martin #Land Rover #Bentley
Следующая страница
  • Фото
31.03.2025, 14:48

Сколько лет, сколько ЗИМ

75 лет автомобилю ГАЗ-12

В этом году у советского представительского автомобиля ЗИМ, он же ГАЗ-12, двойной юбилей — в 1950-м началось серийное производство, а в 1960-м выпустили последние экземпляры санитарного варианта этой модели. В течение этих десяти лет ЗИМ оставался одним из главных автомобилей в СССР. «Автопилот» вспомнил те годы.
Предыдущая фотография
ЗИМ создавался в рекордно сжатые сроки. 17 мая 1948 года вышло постановление Совета министров о новой модели, 6 ноября построили первый ходовой прототип, 4 июня 1949 года первые образцы осматривал Сталин в Кремле, а 1 октября 1950 года началось серийное производство

ЗИМ создавался в рекордно сжатые сроки. 17 мая 1948 года вышло постановление Совета министров о новой модели, 6 ноября построили первый ходовой прототип, 4 июня 1949 года первые образцы осматривал Сталин в Кремле, а 1 октября 1950 года началось серийное производство

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

	Аббервиатура ЗИМ расшифровывается как Завод имени Молотова. Это вторая часть полного названия ГАЗа — Горьковский автомобильный завод имени Молотова, использованная ради того, чтобы ЗИМ не ассоциировался напрямую с «Победами» и грузовиками. Имя главы советского правительства Молотова завод получил в 1932 году, а лишился в 1957-м, когда Вячеслава Михайловича сняли со всех постов за участие в «антипартийной группе»

Аббервиатура ЗИМ расшифровывается как Завод имени Молотова. Это вторая часть полного названия ГАЗа — Горьковский автомобильный завод имени Молотова, использованная ради того, чтобы ЗИМ не ассоциировался напрямую с «Победами» и грузовиками. Имя главы советского правительства Молотова завод получил в 1932 году, а лишился в 1957-м, когда Вячеслава Михайловича сняли со всех постов за участие в «антипартийной группе»

Фото: Wikipedia

Создатель ЗИМа — главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт, в 1950 году получивший за этот автомобиль Сталинскую премию, пятую по счету и последнюю

Создатель ЗИМа — главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт, в 1950 году получивший за этот автомобиль Сталинскую премию, пятую по счету и последнюю

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Государственные испытания ЗИМа проводились с марта по август 1951 года. Маршрут пролегал из Горького в Москву, далее — Карпаты, потом Крым и Кавказ, финиш — в Москве. Общий километраж — около 21 тысячи километров

Государственные испытания ЗИМа проводились с марта по август 1951 года. Маршрут пролегал из Горького в Москву, далее — Карпаты, потом Крым и Кавказ, финиш — в Москве. Общий километраж — около 21 тысячи километров

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Вместе с тремя серийными автомобилями на государственные испытания отправился и штатный фотограф ГАЗа — Николай Николаевич Добровольский, запечатлевший их в том числе и на цветную пленку

Вместе с тремя серийными автомобилями на государственные испытания отправился и штатный фотограф ГАЗа — Николай Николаевич Добровольский, запечатлевший их в том числе и на цветную пленку

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Два ЗИМа во время государственных испытаний. Позади виден ЗИС-110, взятый для сравнения

Два ЗИМа во время государственных испытаний. Позади виден ЗИС-110, взятый для сравнения

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Телеграмма поэта Сергея Михалкова главному конструктору ГАЗа Липгарту: «Ваши ЗИМы хороши, поздравляю от души»

Телеграмма поэта Сергея Михалкова главному конструктору ГАЗа Липгарту: «Ваши ЗИМы хороши, поздравляю от души»

Фото: архив И.А. Липгарт

Все десять лет ЗИМ выпускался только в закрытой версии, однако в 1948 и 1949 году к производству готовили и вариант с кузовом фаэтон, который так и не добрался до конвейера

Все десять лет ЗИМ выпускался только в закрытой версии, однако в 1948 и 1949 году к производству готовили и вариант с кузовом фаэтон, который так и не добрался до конвейера

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Были изготовлены экспериментальные образцы фаэтона, но из-за сложностей с обеспечением необходимой жесткости открытого кузова несущей конструкции от открытой модификации отказались

Были изготовлены экспериментальные образцы фаэтона, но из-за сложностей с обеспечением необходимой жесткости открытого кузова несущей конструкции от открытой модификации отказались

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

ЗИМ изначально был задуман как массовая модель представительского класса, предназначенная в первую очередь для партийной номенклатуры среднего и высшего звена, но не самых «верхов», которым полагался ЗИС-110, а во вторую — для продажи в частное пользование, работы в такси и в качестве кареты скорой помощи

ЗИМ изначально был задуман как массовая модель представительского класса, предназначенная в первую очередь для партийной номенклатуры среднего и высшего звена, но не самых «верхов», которым полагался ЗИС-110, а во вторую — для продажи в частное пользование, работы в такси и в качестве кареты скорой помощи

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Автомобиль ЗИМ в своей стихии — у подъезда горкома и обкома Киевского областного комитета Коммунистической партии Украины на улице Жертв Революции в Киеве

Автомобиль ЗИМ в своей стихии — у подъезда горкома и обкома Киевского областного комитета Коммунистической партии Украины на улице Жертв Революции в Киеве

Фото: autogallery.org.ru

Встреча делегации. Все три ЗИМа на аэродроме — с номерами серии РР, принадлежавшей Эстонской СССР

Встреча делегации. Все три ЗИМа на аэродроме — с номерами серии РР, принадлежавшей Эстонской СССР

Фото: autowp.ru

ЗИМ с ленинградскими номерами серии ЛЖ, припаркованный у гостиницы «Астория». Эта серия номеров выдавалась в Ленинграде служебным автомобилям

ЗИМ с ленинградскими номерами серии ЛЖ, припаркованный у гостиницы «Астория». Эта серия номеров выдавалась в Ленинграде служебным автомобилям

Фото: архив редакции

Водитель «персоналки» из Одессы. Серия ЧТ выдавалась с 1948 по 1958 год и только служебным автомобилям

Водитель «персоналки» из Одессы. Серия ЧТ выдавалась с 1948 по 1958 год и только служебным автомобилям

Фото: autogallery.org.ru

Служебный ЗИМ из Киева. Серия ЧТ выдавалась в столице Украинской ССР с 1957 по 1961 год

Служебный ЗИМ из Киева. Серия ЧТ выдавалась в столице Украинской ССР с 1957 по 1961 год

Фото: autogallery.org.ru

ЗИМ продавался в частное пользование и стоил 40 тысяч рублей, в то время как цена «Победы» составлял 16 тысяч, а «Москвича» — 9 тысяч. Среди владельцев ЗИМа был известный клоун Карандаш, он же Михаил Николаевич Румянцев, отличавшийся небольшим ростом – всего 142 см, но при этом сам водивший огромный автомобиль

ЗИМ продавался в частное пользование и стоил 40 тысяч рублей, в то время как цена «Победы» составлял 16 тысяч, а «Москвича» — 9 тысяч. Среди владельцев ЗИМа был известный клоун Карандаш, он же Михаил Николаевич Румянцев, отличавшийся небольшим ростом – всего 142 см, но при этом сам водивший огромный автомобиль

Фото: pastvu.com

Еще один частный владелец ЗИМа — писатель Павел Леонидович Далецкий, автор романов «Катастрофа», «На сопках Маньчжурии», «На краю ночи» и других, посвященных Дальнему Востоку. Очевидно, гонорары позволяли купить такую машину

Еще один частный владелец ЗИМа — писатель Павел Леонидович Далецкий, автор романов «Катастрофа», «На сопках Маньчжурии», «На краю ночи» и других, посвященных Дальнему Востоку. Очевидно, гонорары позволяли купить такую машину

Фото: autogallery.org.ru

ЗИМ в экспозиции павильона «Механизация» на ВДНХ. Представлен самый красивый двухцветный экземпляр — цвета вишни и слоновой кости

ЗИМ в экспозиции павильона «Механизация» на ВДНХ. Представлен самый красивый двухцветный экземпляр — цвета вишни и слоновой кости

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

На советской выставке в Загребе, 1955 год. Слева — ЗИС-110, ГАЗ-69А, ГАЗ-51 и ЗИС-150

На советской выставке в Загребе, 1955 год. Слева — ЗИС-110, ГАЗ-69А, ГАЗ-51 и ЗИС-150

Фото: РГАЭ

Советская выставка в Китае между ЗИС-110 и «Победой», 1955 год

Советская выставка в Китае между ЗИС-110 и «Победой», 1955 год

Фото: РГАЭ

ЗИМ — персонаж северо-корейской живописи. Картина рассказывает, как товарищ Ким Ир Сен подвез встреченную им по дороге бабушку

ЗИМ — персонаж северо-корейской живописи. Картина рассказывает, как товарищ Ким Ир Сен подвез встреченную им по дороге бабушку

Фото: Wikipedia

И простой советский человек мог прокатиться на ЗИМе в версии такси с отделкой салона из искусственной кожи вместо серого драпа

И простой советский человек мог прокатиться на ЗИМе в версии такси с отделкой салона из искусственной кожи вместо серого драпа

Фото: pastvu.com

ЗИМы также работали и в качестве маршрутного такси, чему способствовал вместительный салон

ЗИМы также работали и в качестве маршрутного такси, чему способствовал вместительный салон

Фото: pastvu.com

На такси в 50-е годы можно было совершить поездку не только по городу, но и на юг, например, из Москвы в Крым

На такси в 50-е годы можно было совершить поездку не только по городу, но и на юг, например, из Москвы в Крым

Фото: pastvu.com

Еще одна общедоступная версия ЗИМа — карета скорой помощи, которая выпускалась с 1951 по 1960 год и окрашивалась в светло-бежевый цвет

Еще одна общедоступная версия ЗИМа — карета скорой помощи, которая выпускалась с 1951 по 1960 год и окрашивалась в светло-бежевый цвет

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Носилки с пациентом закатывались в санитарный ЗИМ через крышку багажника, поэтому для открытия крышки на больший угол пришлось сделать внешние петли

Носилки с пациентом закатывались в санитарный ЗИМ через крышку багажника, поэтому для открытия крышки на больший угол пришлось сделать внешние петли

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Рядом с носилками располагалось место для врача и санитара

Рядом с носилками располагалось место для врача и санитара

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Водитель скорой помощи из Ленинграда, 1956 год

Водитель скорой помощи из Ленинграда, 1956 год

Фото: архив редакции

За все время производства ЗИМ не менялся ни внутри, ни снаружи. Только в 1957 году была предпринята попытка обновить его внешний вид, но такой спорный и неоднозначный дизайн все же не стали внедрять в производство

За все время производства ЗИМ не менялся ни внутри, ни снаружи. Только в 1957 году была предпринята попытка обновить его внешний вид, но такой спорный и неоднозначный дизайн все же не стали внедрять в производство

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Всего за десять лет было выпущено 21 527 экземпляров всех модификаций. В 1957 году после разгрома «антипартийной группы Молотова, Маленкова и Кагановича» название модели поменялось — вместо аббревиатуры ЗИМ стали использовать заводской индекс ГАЗ-12. В 1959 году на смену ЗИМу пришла модель ГАЗ-13 «Чайка»

Всего за десять лет было выпущено 21 527 экземпляров всех модификаций. В 1957 году после разгрома «антипартийной группы Молотова, Маленкова и Кагановича» название модели поменялось — вместо аббревиатуры ЗИМ стали использовать заводской индекс ГАЗ-12. В 1959 году на смену ЗИМу пришла модель ГАЗ-13 «Чайка»

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Следующая фотография
1 / 30

ЗИМ создавался в рекордно сжатые сроки. 17 мая 1948 года вышло постановление Совета министров о новой модели, 6 ноября построили первый ходовой прототип, 4 июня 1949 года первые образцы осматривал Сталин в Кремле, а 1 октября 1950 года началось серийное производство

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Аббервиатура ЗИМ расшифровывается как Завод имени Молотова. Это вторая часть полного названия ГАЗа — Горьковский автомобильный завод имени Молотова, использованная ради того, чтобы ЗИМ не ассоциировался напрямую с «Победами» и грузовиками. Имя главы советского правительства Молотова завод получил в 1932 году, а лишился в 1957-м, когда Вячеслава Михайловича сняли со всех постов за участие в «антипартийной группе»

Фото: Wikipedia

Создатель ЗИМа — главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт, в 1950 году получивший за этот автомобиль Сталинскую премию, пятую по счету и последнюю

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Государственные испытания ЗИМа проводились с марта по август 1951 года. Маршрут пролегал из Горького в Москву, далее — Карпаты, потом Крым и Кавказ, финиш — в Москве. Общий километраж — около 21 тысячи километров

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Вместе с тремя серийными автомобилями на государственные испытания отправился и штатный фотограф ГАЗа — Николай Николаевич Добровольский, запечатлевший их в том числе и на цветную пленку

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Два ЗИМа во время государственных испытаний. Позади виден ЗИС-110, взятый для сравнения

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Телеграмма поэта Сергея Михалкова главному конструктору ГАЗа Липгарту: «Ваши ЗИМы хороши, поздравляю от души»

Фото: архив И.А. Липгарт

Все десять лет ЗИМ выпускался только в закрытой версии, однако в 1948 и 1949 году к производству готовили и вариант с кузовом фаэтон, который так и не добрался до конвейера

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Были изготовлены экспериментальные образцы фаэтона, но из-за сложностей с обеспечением необходимой жесткости открытого кузова несущей конструкции от открытой модификации отказались

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

ЗИМ изначально был задуман как массовая модель представительского класса, предназначенная в первую очередь для партийной номенклатуры среднего и высшего звена, но не самых «верхов», которым полагался ЗИС-110, а во вторую — для продажи в частное пользование, работы в такси и в качестве кареты скорой помощи

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Автомобиль ЗИМ в своей стихии — у подъезда горкома и обкома Киевского областного комитета Коммунистической партии Украины на улице Жертв Революции в Киеве

Фото: autogallery.org.ru

Встреча делегации. Все три ЗИМа на аэродроме — с номерами серии РР, принадлежавшей Эстонской СССР

Фото: autowp.ru

ЗИМ с ленинградскими номерами серии ЛЖ, припаркованный у гостиницы «Астория». Эта серия номеров выдавалась в Ленинграде служебным автомобилям

Фото: архив редакции

Водитель «персоналки» из Одессы. Серия ЧТ выдавалась с 1948 по 1958 год и только служебным автомобилям

Фото: autogallery.org.ru

Служебный ЗИМ из Киева. Серия ЧТ выдавалась в столице Украинской ССР с 1957 по 1961 год

Фото: autogallery.org.ru

ЗИМ продавался в частное пользование и стоил 40 тысяч рублей, в то время как цена «Победы» составлял 16 тысяч, а «Москвича» — 9 тысяч. Среди владельцев ЗИМа был известный клоун Карандаш, он же Михаил Николаевич Румянцев, отличавшийся небольшим ростом – всего 142 см, но при этом сам водивший огромный автомобиль

Фото: pastvu.com

Еще один частный владелец ЗИМа — писатель Павел Леонидович Далецкий, автор романов «Катастрофа», «На сопках Маньчжурии», «На краю ночи» и других, посвященных Дальнему Востоку. Очевидно, гонорары позволяли купить такую машину

Фото: autogallery.org.ru

ЗИМ в экспозиции павильона «Механизация» на ВДНХ. Представлен самый красивый двухцветный экземпляр — цвета вишни и слоновой кости

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

На советской выставке в Загребе, 1955 год. Слева — ЗИС-110, ГАЗ-69А, ГАЗ-51 и ЗИС-150

Фото: РГАЭ

Советская выставка в Китае между ЗИС-110 и «Победой», 1955 год

Фото: РГАЭ

ЗИМ — персонаж северо-корейской живописи. Картина рассказывает, как товарищ Ким Ир Сен подвез встреченную им по дороге бабушку

Фото: Wikipedia

И простой советский человек мог прокатиться на ЗИМе в версии такси с отделкой салона из искусственной кожи вместо серого драпа

Фото: pastvu.com

ЗИМы также работали и в качестве маршрутного такси, чему способствовал вместительный салон

Фото: pastvu.com

На такси в 50-е годы можно было совершить поездку не только по городу, но и на юг, например, из Москвы в Крым

Фото: pastvu.com

Еще одна общедоступная версия ЗИМа — карета скорой помощи, которая выпускалась с 1951 по 1960 год и окрашивалась в светло-бежевый цвет

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Носилки с пациентом закатывались в санитарный ЗИМ через крышку багажника, поэтому для открытия крышки на больший угол пришлось сделать внешние петли

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Рядом с носилками располагалось место для врача и санитара

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Водитель скорой помощи из Ленинграда, 1956 год

Фото: архив редакции

За все время производства ЗИМ не менялся ни внутри, ни снаружи. Только в 1957 году была предпринята попытка обновить его внешний вид, но такой спорный и неоднозначный дизайн все же не стали внедрять в производство

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Всего за десять лет было выпущено 21 527 экземпляров всех модификаций. В 1957 году после разгрома «антипартийной группы Молотова, Маленкова и Кагановича» название модели поменялось — вместо аббревиатуры ЗИМ стали использовать заводской индекс ГАЗ-12. В 1959 году на смену ЗИМу пришла модель ГАЗ-13 «Чайка»

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Темы:

  • ГАЗ
  • История

Мультимедиа

Предыдущий слайд

Наглядно

Дядя Саша

Жизнь коллекционера Ломакова

Наглядно

Самая спортивная модель Maybach переняла стиль Louis Vuitton

Фотогалерея

Лучшие автомобильные фото недели

Лучшие фотографии 5—11 мая 2025 года

Фотогалерея

Вообразим на троих

Автомобили в творчестве Кукрыниксов

Фотогалерея

Папа любил автомобиль

Трон на колесах для Папы Римского

Наглядно

Кавер-стори

Как выглядели обложки журнала «Автопилот» в 1990-е

Фотогалерея

Мягкая сила

Что интересного показали на Шанхайском международном автосалоне

Фотогалерея

Торцы истории

Как русский инженер Василий Гурьев изобрел дороги

Фотогалерея

Названы лучшие автомобили в мире

Главным победителем стал кроссовер Kia EV3

Фотогалерея

Из последних ЗИЛ

Неосуществленный проект эпохи Перестройки

Спецпроекты

Бесцветная жизнь

Рисунок и графика в автомобильной рекламе

Фотогалерея

Названы самые красивые автомобили мира в 2025 году

Звание самого красивого серийного автомобиля получил Ferrari 12Cilindri

Следующий слайд
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Обратная связь
  • Правовая информация
18+

© ЗАО «Автопилот».
Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На autopilot.ru применяются рекомендательные технологии.
Подробнее