Реклама в «Автопилот» https://www.autopilot.ru/ad
Реклама в «Автопилот» https://www.autopilot.ru/ad
Автопилот

Меню сайта

  • Последний номер журнала
  • Редакция
  • Контакты
  • Лента публикаций
  • Новости
  • Фото
Предыдущая страница
  • #Автомобиль месяца #Автоновости #Фотогалереи #Toyota #Lada #Geely #Exeed #Chery #Москвич #Tesla #Mercedes-Benz #BMW #Porsche #Nissan #Skoda #Honda #Omoda #Great Wall #VW #Aurus #Ford #Rolls-Royce #Ferrari #Suzuki #Hongqi #УАЗ #Mazda #Jeep #Aston Martin #Land Rover #Bentley
Следующая страница
  • Фото
31.03.2025, 14:48

Сколько лет, сколько ЗИМ

75 лет автомобилю ГАЗ-12

В этом году у советского представительского автомобиля ЗИМ, он же ГАЗ-12, двойной юбилей — в 1950-м началось серийное производство, а в 1960-м выпустили последние экземпляры санитарного варианта этой модели. В течение этих десяти лет ЗИМ оставался одним из главных автомобилей в СССР. «Автопилот» вспомнил те годы.
Предыдущая фотография
ЗИМ создавался в рекордно сжатые сроки. 17 мая 1948 года вышло постановление Совета министров о новой модели, 6 ноября построили первый ходовой прототип, 4 июня 1949 года первые образцы осматривал Сталин в Кремле, а 1 октября 1950 года началось серийное производство

ЗИМ создавался в рекордно сжатые сроки. 17 мая 1948 года вышло постановление Совета министров о новой модели, 6 ноября построили первый ходовой прототип, 4 июня 1949 года первые образцы осматривал Сталин в Кремле, а 1 октября 1950 года началось серийное производство

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

	Аббервиатура ЗИМ расшифровывается как Завод имени Молотова. Это вторая часть полного названия ГАЗа — Горьковский автомобильный завод имени Молотова, использованная ради того, чтобы ЗИМ не ассоциировался напрямую с «Победами» и грузовиками. Имя главы советского правительства Молотова завод получил в 1932 году, а лишился в 1957-м, когда Вячеслава Михайловича сняли со всех постов за участие в «антипартийной группе»

Аббервиатура ЗИМ расшифровывается как Завод имени Молотова. Это вторая часть полного названия ГАЗа — Горьковский автомобильный завод имени Молотова, использованная ради того, чтобы ЗИМ не ассоциировался напрямую с «Победами» и грузовиками. Имя главы советского правительства Молотова завод получил в 1932 году, а лишился в 1957-м, когда Вячеслава Михайловича сняли со всех постов за участие в «антипартийной группе»

Фото: Wikipedia

Создатель ЗИМа — главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт, в 1950 году получивший за этот автомобиль Сталинскую премию, пятую по счету и последнюю

Создатель ЗИМа — главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт, в 1950 году получивший за этот автомобиль Сталинскую премию, пятую по счету и последнюю

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Государственные испытания ЗИМа проводились с марта по август 1951 года. Маршрут пролегал из Горького в Москву, далее — Карпаты, потом Крым и Кавказ, финиш — в Москве. Общий километраж — около 21 тысячи километров

Государственные испытания ЗИМа проводились с марта по август 1951 года. Маршрут пролегал из Горького в Москву, далее — Карпаты, потом Крым и Кавказ, финиш — в Москве. Общий километраж — около 21 тысячи километров

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Вместе с тремя серийными автомобилями на государственные испытания отправился и штатный фотограф ГАЗа — Николай Николаевич Добровольский, запечатлевший их в том числе и на цветную пленку

Вместе с тремя серийными автомобилями на государственные испытания отправился и штатный фотограф ГАЗа — Николай Николаевич Добровольский, запечатлевший их в том числе и на цветную пленку

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Два ЗИМа во время государственных испытаний. Позади виден ЗИС-110, взятый для сравнения

Два ЗИМа во время государственных испытаний. Позади виден ЗИС-110, взятый для сравнения

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Телеграмма поэта Сергея Михалкова главному конструктору ГАЗа Липгарту: «Ваши ЗИМы хороши, поздравляю от души»

Телеграмма поэта Сергея Михалкова главному конструктору ГАЗа Липгарту: «Ваши ЗИМы хороши, поздравляю от души»

Фото: архив И.А. Липгарт

Все десять лет ЗИМ выпускался только в закрытой версии, однако в 1948 и 1949 году к производству готовили и вариант с кузовом фаэтон, который так и не добрался до конвейера

Все десять лет ЗИМ выпускался только в закрытой версии, однако в 1948 и 1949 году к производству готовили и вариант с кузовом фаэтон, который так и не добрался до конвейера

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Были изготовлены экспериментальные образцы фаэтона, но из-за сложностей с обеспечением необходимой жесткости открытого кузова несущей конструкции от открытой модификации отказались

Были изготовлены экспериментальные образцы фаэтона, но из-за сложностей с обеспечением необходимой жесткости открытого кузова несущей конструкции от открытой модификации отказались

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

ЗИМ изначально был задуман как массовая модель представительского класса, предназначенная в первую очередь для партийной номенклатуры среднего и высшего звена, но не самых «верхов», которым полагался ЗИС-110, а во вторую — для продажи в частное пользование, работы в такси и в качестве кареты скорой помощи

ЗИМ изначально был задуман как массовая модель представительского класса, предназначенная в первую очередь для партийной номенклатуры среднего и высшего звена, но не самых «верхов», которым полагался ЗИС-110, а во вторую — для продажи в частное пользование, работы в такси и в качестве кареты скорой помощи

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Автомобиль ЗИМ в своей стихии — у подъезда горкома и обкома Киевского областного комитета Коммунистической партии Украины на улице Жертв Революции в Киеве

Автомобиль ЗИМ в своей стихии — у подъезда горкома и обкома Киевского областного комитета Коммунистической партии Украины на улице Жертв Революции в Киеве

Фото: autogallery.org.ru

Встреча делегации. Все три ЗИМа на аэродроме — с номерами серии РР, принадлежавшей Эстонской СССР

Встреча делегации. Все три ЗИМа на аэродроме — с номерами серии РР, принадлежавшей Эстонской СССР

Фото: autowp.ru

ЗИМ с ленинградскими номерами серии ЛЖ, припаркованный у гостиницы «Астория». Эта серия номеров выдавалась в Ленинграде служебным автомобилям

ЗИМ с ленинградскими номерами серии ЛЖ, припаркованный у гостиницы «Астория». Эта серия номеров выдавалась в Ленинграде служебным автомобилям

Фото: архив редакции

Водитель «персоналки» из Одессы. Серия ЧТ выдавалась с 1948 по 1958 год и только служебным автомобилям

Водитель «персоналки» из Одессы. Серия ЧТ выдавалась с 1948 по 1958 год и только служебным автомобилям

Фото: autogallery.org.ru

Служебный ЗИМ из Киева. Серия ЧТ выдавалась в столице Украинской ССР с 1957 по 1961 год

Служебный ЗИМ из Киева. Серия ЧТ выдавалась в столице Украинской ССР с 1957 по 1961 год

Фото: autogallery.org.ru

ЗИМ продавался в частное пользование и стоил 40 тысяч рублей, в то время как цена «Победы» составлял 16 тысяч, а «Москвича» — 9 тысяч. Среди владельцев ЗИМа был известный клоун Карандаш, он же Михаил Николаевич Румянцев, отличавшийся небольшим ростом – всего 142 см, но при этом сам водивший огромный автомобиль

ЗИМ продавался в частное пользование и стоил 40 тысяч рублей, в то время как цена «Победы» составлял 16 тысяч, а «Москвича» — 9 тысяч. Среди владельцев ЗИМа был известный клоун Карандаш, он же Михаил Николаевич Румянцев, отличавшийся небольшим ростом – всего 142 см, но при этом сам водивший огромный автомобиль

Фото: pastvu.com

Еще один частный владелец ЗИМа — писатель Павел Леонидович Далецкий, автор романов «Катастрофа», «На сопках Маньчжурии», «На краю ночи» и других, посвященных Дальнему Востоку. Очевидно, гонорары позволяли купить такую машину

Еще один частный владелец ЗИМа — писатель Павел Леонидович Далецкий, автор романов «Катастрофа», «На сопках Маньчжурии», «На краю ночи» и других, посвященных Дальнему Востоку. Очевидно, гонорары позволяли купить такую машину

Фото: autogallery.org.ru

ЗИМ в экспозиции павильона «Механизация» на ВДНХ. Представлен самый красивый двухцветный экземпляр — цвета вишни и слоновой кости

ЗИМ в экспозиции павильона «Механизация» на ВДНХ. Представлен самый красивый двухцветный экземпляр — цвета вишни и слоновой кости

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

На советской выставке в Загребе, 1955 год. Слева — ЗИС-110, ГАЗ-69А, ГАЗ-51 и ЗИС-150

На советской выставке в Загребе, 1955 год. Слева — ЗИС-110, ГАЗ-69А, ГАЗ-51 и ЗИС-150

Фото: РГАЭ

Советская выставка в Китае между ЗИС-110 и «Победой», 1955 год

Советская выставка в Китае между ЗИС-110 и «Победой», 1955 год

Фото: РГАЭ

ЗИМ — персонаж северо-корейской живописи. Картина рассказывает, как товарищ Ким Ир Сен подвез встреченную им по дороге бабушку

ЗИМ — персонаж северо-корейской живописи. Картина рассказывает, как товарищ Ким Ир Сен подвез встреченную им по дороге бабушку

Фото: Wikipedia

И простой советский человек мог прокатиться на ЗИМе в версии такси с отделкой салона из искусственной кожи вместо серого драпа

И простой советский человек мог прокатиться на ЗИМе в версии такси с отделкой салона из искусственной кожи вместо серого драпа

Фото: pastvu.com

ЗИМы также работали и в качестве маршрутного такси, чему способствовал вместительный салон

ЗИМы также работали и в качестве маршрутного такси, чему способствовал вместительный салон

Фото: pastvu.com

На такси в 50-е годы можно было совершить поездку не только по городу, но и на юг, например, из Москвы в Крым

На такси в 50-е годы можно было совершить поездку не только по городу, но и на юг, например, из Москвы в Крым

Фото: pastvu.com

Еще одна общедоступная версия ЗИМа — карета скорой помощи, которая выпускалась с 1951 по 1960 год и окрашивалась в светло-бежевый цвет

Еще одна общедоступная версия ЗИМа — карета скорой помощи, которая выпускалась с 1951 по 1960 год и окрашивалась в светло-бежевый цвет

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Носилки с пациентом закатывались в санитарный ЗИМ через крышку багажника, поэтому для открытия крышки на больший угол пришлось сделать внешние петли

Носилки с пациентом закатывались в санитарный ЗИМ через крышку багажника, поэтому для открытия крышки на больший угол пришлось сделать внешние петли

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Рядом с носилками располагалось место для врача и санитара

Рядом с носилками располагалось место для врача и санитара

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Водитель скорой помощи из Ленинграда, 1956 год

Водитель скорой помощи из Ленинграда, 1956 год

Фото: архив редакции

За все время производства ЗИМ не менялся ни внутри, ни снаружи. Только в 1957 году была предпринята попытка обновить его внешний вид, но такой спорный и неоднозначный дизайн все же не стали внедрять в производство

За все время производства ЗИМ не менялся ни внутри, ни снаружи. Только в 1957 году была предпринята попытка обновить его внешний вид, но такой спорный и неоднозначный дизайн все же не стали внедрять в производство

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Всего за десять лет было выпущено 21 527 экземпляров всех модификаций. В 1957 году после разгрома «антипартийной группы Молотова, Маленкова и Кагановича» название модели поменялось — вместо аббревиатуры ЗИМ стали использовать заводской индекс ГАЗ-12. В 1959 году на смену ЗИМу пришла модель ГАЗ-13 «Чайка»

Всего за десять лет было выпущено 21 527 экземпляров всех модификаций. В 1957 году после разгрома «антипартийной группы Молотова, Маленкова и Кагановича» название модели поменялось — вместо аббревиатуры ЗИМ стали использовать заводской индекс ГАЗ-12. В 1959 году на смену ЗИМу пришла модель ГАЗ-13 «Чайка»

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Следующая фотография
1 / 30

ЗИМ создавался в рекордно сжатые сроки. 17 мая 1948 года вышло постановление Совета министров о новой модели, 6 ноября построили первый ходовой прототип, 4 июня 1949 года первые образцы осматривал Сталин в Кремле, а 1 октября 1950 года началось серийное производство

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Аббервиатура ЗИМ расшифровывается как Завод имени Молотова. Это вторая часть полного названия ГАЗа — Горьковский автомобильный завод имени Молотова, использованная ради того, чтобы ЗИМ не ассоциировался напрямую с «Победами» и грузовиками. Имя главы советского правительства Молотова завод получил в 1932 году, а лишился в 1957-м, когда Вячеслава Михайловича сняли со всех постов за участие в «антипартийной группе»

Фото: Wikipedia

Создатель ЗИМа — главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт, в 1950 году получивший за этот автомобиль Сталинскую премию, пятую по счету и последнюю

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Государственные испытания ЗИМа проводились с марта по август 1951 года. Маршрут пролегал из Горького в Москву, далее — Карпаты, потом Крым и Кавказ, финиш — в Москве. Общий километраж — около 21 тысячи километров

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Вместе с тремя серийными автомобилями на государственные испытания отправился и штатный фотограф ГАЗа — Николай Николаевич Добровольский, запечатлевший их в том числе и на цветную пленку

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Два ЗИМа во время государственных испытаний. Позади виден ЗИС-110, взятый для сравнения

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Телеграмма поэта Сергея Михалкова главному конструктору ГАЗа Липгарту: «Ваши ЗИМы хороши, поздравляю от души»

Фото: архив И.А. Липгарт

Все десять лет ЗИМ выпускался только в закрытой версии, однако в 1948 и 1949 году к производству готовили и вариант с кузовом фаэтон, который так и не добрался до конвейера

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Были изготовлены экспериментальные образцы фаэтона, но из-за сложностей с обеспечением необходимой жесткости открытого кузова несущей конструкции от открытой модификации отказались

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

ЗИМ изначально был задуман как массовая модель представительского класса, предназначенная в первую очередь для партийной номенклатуры среднего и высшего звена, но не самых «верхов», которым полагался ЗИС-110, а во вторую — для продажи в частное пользование, работы в такси и в качестве кареты скорой помощи

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Автомобиль ЗИМ в своей стихии — у подъезда горкома и обкома Киевского областного комитета Коммунистической партии Украины на улице Жертв Революции в Киеве

Фото: autogallery.org.ru

Встреча делегации. Все три ЗИМа на аэродроме — с номерами серии РР, принадлежавшей Эстонской СССР

Фото: autowp.ru

ЗИМ с ленинградскими номерами серии ЛЖ, припаркованный у гостиницы «Астория». Эта серия номеров выдавалась в Ленинграде служебным автомобилям

Фото: архив редакции

Водитель «персоналки» из Одессы. Серия ЧТ выдавалась с 1948 по 1958 год и только служебным автомобилям

Фото: autogallery.org.ru

Служебный ЗИМ из Киева. Серия ЧТ выдавалась в столице Украинской ССР с 1957 по 1961 год

Фото: autogallery.org.ru

ЗИМ продавался в частное пользование и стоил 40 тысяч рублей, в то время как цена «Победы» составлял 16 тысяч, а «Москвича» — 9 тысяч. Среди владельцев ЗИМа был известный клоун Карандаш, он же Михаил Николаевич Румянцев, отличавшийся небольшим ростом – всего 142 см, но при этом сам водивший огромный автомобиль

Фото: pastvu.com

Еще один частный владелец ЗИМа — писатель Павел Леонидович Далецкий, автор романов «Катастрофа», «На сопках Маньчжурии», «На краю ночи» и других, посвященных Дальнему Востоку. Очевидно, гонорары позволяли купить такую машину

Фото: autogallery.org.ru

ЗИМ в экспозиции павильона «Механизация» на ВДНХ. Представлен самый красивый двухцветный экземпляр — цвета вишни и слоновой кости

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

На советской выставке в Загребе, 1955 год. Слева — ЗИС-110, ГАЗ-69А, ГАЗ-51 и ЗИС-150

Фото: РГАЭ

Советская выставка в Китае между ЗИС-110 и «Победой», 1955 год

Фото: РГАЭ

ЗИМ — персонаж северо-корейской живописи. Картина рассказывает, как товарищ Ким Ир Сен подвез встреченную им по дороге бабушку

Фото: Wikipedia

И простой советский человек мог прокатиться на ЗИМе в версии такси с отделкой салона из искусственной кожи вместо серого драпа

Фото: pastvu.com

ЗИМы также работали и в качестве маршрутного такси, чему способствовал вместительный салон

Фото: pastvu.com

На такси в 50-е годы можно было совершить поездку не только по городу, но и на юг, например, из Москвы в Крым

Фото: pastvu.com

Еще одна общедоступная версия ЗИМа — карета скорой помощи, которая выпускалась с 1951 по 1960 год и окрашивалась в светло-бежевый цвет

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Носилки с пациентом закатывались в санитарный ЗИМ через крышку багажника, поэтому для открытия крышки на больший угол пришлось сделать внешние петли

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Рядом с носилками располагалось место для врача и санитара

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Водитель скорой помощи из Ленинграда, 1956 год

Фото: архив редакции

За все время производства ЗИМ не менялся ни внутри, ни снаружи. Только в 1957 году была предпринята попытка обновить его внешний вид, но такой спорный и неоднозначный дизайн все же не стали внедрять в производство

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Всего за десять лет было выпущено 21 527 экземпляров всех модификаций. В 1957 году после разгрома «антипартийной группы Молотова, Маленкова и Кагановича» название модели поменялось — вместо аббревиатуры ЗИМ стали использовать заводской индекс ГАЗ-12. В 1959 году на смену ЗИМу пришла модель ГАЗ-13 «Чайка»

Фото: Музей истории ОАО ГАЗ

Темы:

  • ГАЗ
  • История

Экран мультимедиа

Предыдущий слайд

Наглядно

Машины и мужчины

Открылась выставка графики Сергея Рыкова

Наглядно

Современный Land Rover Defender впервые превратили в пикап

Проект осуществила нидерландская тюнинг-фирма Heritage Customs

Фотогалерея

Лучшие автомобильные фото недели

Лучшие фотографии 27 октября — 1 ноября 2025 года

Наглядно

Toyota напомнила о марке Scion неожиданным концептом

Автомобиль показали в рамках тюнинг-шоу SEMA в Лас-Вегасе

Фотогалерея

Москва товарная

Как 70 лет назад оптимизировали коммерческий транспорт Москвы

Наглядно

Петля осени

Какие роли играют автомобили в фильмах, которые можно сейчас посмотреть в кино

Фотогалерея

Междугородние отношения

70 лет самому красивому автобусу СССР

Наглядно

Пиво в розлив

Передвижные автопивозаправочные станции из СССР

Наглядно

Август в октябре

Рассказываем, какие автомобили можно увидеть в экранизации знаменитого романа

Фотогалерея

«Персоналка»

На чем ездили советские чиновники

Фотогалерея

Туалет на колесах

И другие достижения завода «Аремкуз»

Следующий слайд
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Обратная связь
  • Правовая информация
18+

© ЗАО «Автопилот».
Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На autopilot.ru применяются рекомендательные технологии.
Подробнее