Реклама в «Автопилот» https://www.autopilot.ru/ad
Реклама в «Автопилот» https://www.autopilot.ru/ad
Автопилот

Меню сайта

  • Последний номер журнала
  • Редакция
  • Контакты
  • Лента публикаций
  • Новости
  • Фото
Предыдущая страница
  • #Автомобиль месяца #Автоновости #Фотогалереи #Toyota #Lada #Geely #Exeed #Chery #Москвич #Tesla #Mercedes-Benz #BMW #Porsche #Nissan #Skoda #Honda #Omoda #Great Wall #VW #Aurus #Ford #Rolls-Royce #Ferrari #Suzuki #Hongqi #УАЗ #Mazda #Jeep #Aston Martin #Land Rover #Bentley
Следующая страница
  • Фото
22.04.2025, 11:39

Торцы истории

Как русский инженер Василий Гурьев изобрел дороги

200 лет назад в российском дорожном строительстве произошла настоящая революция — в 1825 году Василий Петрович Гурьев предложил замостить петербургские улицы не булыжником, а деревянными торцами. Опыт оказался удачным, поскольку езда конных экипажей «по дереву» оказалась более тихой и плавной, а вслед за Санкт-Петербургом гурьевские мостовые появились даже в Париже и Лондоне. После Гурьев предложил еще более грандиозный проект — вымостить деревом все главные тракты империи, чем решить извечную российскую проблему бездорожья, помноженного на огромные расстояния. «Автопилот» изучил посвященный этому труд В.П. Гурьева «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России», изданный в 1837 году.
Предыдущая фотография
Первая половина XIX века — эпоха паровых дилижансов, которые в России наряду с паровозами называли «сухопутными пароходами». Именно для такого транспорта, как пассажирского, так и грузового Василий Петрович Гурьев разработал проект сети торцовых дорог между важнейшими городами России

Первая половина XIX века — эпоха паровых дилижансов, которые в России наряду с паровозами называли «сухопутными пароходами». Именно для такого транспорта, как пассажирского, так и грузового Василий Петрович Гурьев разработал проект сети торцовых дорог между важнейшими городами России

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Из всех видов торцов Гурьев выбрал шестигранные. Главные преимущества такой формы — торцы соединяются без дополнительных элементов, в то время как восьмигранники требуют еще квадратных вставок, а двенадцатигранникам или круглым нужны звездообразные. По сравнению с четырехгранным вариантом шестигранный был более экономичным в производстве: «На 1000 дерев шестиугольники сберегают 200 бревен, против квадратов того же диаметра»

Из всех видов торцов Гурьев выбрал шестигранные. Главные преимущества такой формы — торцы соединяются без дополнительных элементов, в то время как восьмигранники требуют еще квадратных вставок, а двенадцатигранникам или круглым нужны звездообразные. По сравнению с четырехгранным вариантом шестигранный был более экономичным в производстве: «На 1000 дерев шестиугольники сберегают 200 бревен, против квадратов того же диаметра»

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

«Сама природа указала в России быть торцовым дорогам», — писал Гурьев в своем труде. Для изготовления торцов Василий Петрович придумал два способа — ручной и механический. На рисунке изображена обрубка шестигранных торцов прямо на пне, причем такую работу мог производить и один человек

«Сама природа указала в России быть торцовым дорогам», — писал Гурьев в своем труде. Для изготовления торцов Василий Петрович придумал два способа — ручной и механический. На рисунке изображена обрубка шестигранных торцов прямо на пне, причем такую работу мог производить и один человек

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Затем двое работников спиливали обрубленный под шестигранник пень под самый корень при помощи двуручной пилы

Затем двое работников спиливали обрубленный под шестигранник пень под самый корень при помощи двуручной пилы

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Последняя стадия ручной обработки — распиливание на торцы одинаковой высоты. Из всего инструмента требовались только топор и пила

Последняя стадия ручной обработки — распиливание на торцы одинаковой высоты. Из всего инструмента требовались только топор и пила

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

При механической обработке круглая заготовка помещалась под своеобразный пресс, превращавший ее в шестигранный торец. Также по бокам торцов делались гнезда под шипы для соединения друг с другом

При механической обработке круглая заготовка помещалась под своеобразный пресс, превращавший ее в шестигранный торец. Также по бокам торцов делались гнезда под шипы для соединения друг с другом

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Двойной станок, приводимый в действие силой пара, по замыслу Гурьева мог выпускать по 40 тысяч торцов в сутки, причем идеально одинаковой формы

Двойной станок, приводимый в действие силой пара, по замыслу Гурьева мог выпускать по 40 тысяч торцов в сутки, причем идеально одинаковой формы

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Гурьевым была задумана и «пильная мельница», где бревна сначала обрабатывались пилами в продольной плоскости, а затем распиливались в поперечной на одинаковые торцы

Гурьевым была задумана и «пильная мельница», где бревна сначала обрабатывались пилами в продольной плоскости, а затем распиливались в поперечной на одинаковые торцы

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Торцы соединялись между собой с помощью одинарных, как на рисунке слева, или двойных шипов, изображенных справа. Перед укладкой торцы требовалось обработать горячей смолой, чтобы не гнили

Торцы соединялись между собой с помощью одинарных, как на рисунке слева, или двойных шипов, изображенных справа. Перед укладкой торцы требовалось обработать горячей смолой, чтобы не гнили

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Способы мощения торцовых дорог. Вверху слева — с боковыми откосными укреплениями. Вверху справа — с обычными укреплениями. Внизу слева — на ровном и твердом грунте, усыпанном песком. Внизу справа — на досках, предварительно обожженных и также просмоленных для предохранения от гниения

Способы мощения торцовых дорог. Вверху слева — с боковыми откосными укреплениями. Вверху справа — с обычными укреплениями. Внизу слева — на ровном и твердом грунте, усыпанном песком. Внизу справа — на досках, предварительно обожженных и также просмоленных для предохранения от гниения

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Для Санкт-Петербурга Гурьев разработал три типа мостовых, которые мы бы сегодня назвали одно-, двух- или трехрядными — по числу торцовых «полос» шириной в одну сажень каждая или 213,36 см. В роли разделительных линий — вставки из булыжника, также в одну сажень, чтобы лошади двигались исключительно по торцовому покрытию. Полоса у Гурьева называлась словом «колесопровод». В виде исключения для столицы Гурьев планировал использовать круглые и двенадцатиугольные торцы, поскольку в портовом городе было много барочного леса — древесного материала, получаемого после разборки старых, уже непригодных для плавания барж или барок

Для Санкт-Петербурга Гурьев разработал три типа мостовых, которые мы бы сегодня назвали одно-, двух- или трехрядными — по числу торцовых «полос» шириной в одну сажень каждая или 213,36 см. В роли разделительных линий — вставки из булыжника, также в одну сажень, чтобы лошади двигались исключительно по торцовому покрытию. Полоса у Гурьева называлась словом «колесопровод». В виде исключения для столицы Гурьев планировал использовать круглые и двенадцатиугольные торцы, поскольку в портовом городе было много барочного леса — древесного материала, получаемого после разборки старых, уже непригодных для плавания барж или барок

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Гурьев предполагал, что быстрое движение будет по правому «колесопроводу» ближе к тротуару, а медленное, например, ломовых извозчиков — по левому. Внизу изображена трехрядная мостовая для Невского проспекта, вверху с двумя «колесопроводами» — второстепенная улица. Многие петербургские улицы и проспекты были вымощены гурьевскими торцами, по которым ездили вплоть до 1924 года, когда весь «паркет» смыло наводнением. И торцовые мостовые решили больше не восстанавливать

Гурьев предполагал, что быстрое движение будет по правому «колесопроводу» ближе к тротуару, а медленное, например, ломовых извозчиков — по левому. Внизу изображена трехрядная мостовая для Невского проспекта, вверху с двумя «колесопроводами» — второстепенная улица. Многие петербургские улицы и проспекты были вымощены гурьевскими торцами, по которым ездили вплоть до 1924 года, когда весь «паркет» смыло наводнением. И торцовые мостовые решили больше не восстанавливать

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Проект торцовой дороги от Санкт-Петербурга до Рыбинска — важнейшего порта на Волге, через который шла основная торговая артерия из Поволжья в Европу. Предусматривалось по два «колесопровода» в каждую сторону по 12 вершков каждый, что в переводе на современные меры примерно равняется 53 см. Это была уже не «полоса» как в городе, а своеобразная «колея», по которой должен двигаться «сухопутный пароход»

Проект торцовой дороги от Санкт-Петербурга до Рыбинска — важнейшего порта на Волге, через который шла основная торговая артерия из Поволжья в Европу. Предусматривалось по два «колесопровода» в каждую сторону по 12 вершков каждый, что в переводе на современные меры примерно равняется 53 см. Это была уже не «полоса» как в городе, а своеобразная «колея», по которой должен двигаться «сухопутный пароход»

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Через каждые 5 верст на торцевой дороге до Рыбинска должны были быть «переездные площадки», каждая шириной по 20 саженей, для перехода с одного «колесопровода» на другой

Через каждые 5 верст на торцевой дороге до Рыбинска должны были быть «переездные площадки», каждая шириной по 20 саженей, для перехода с одного «колесопровода» на другой

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Так выглядел «колесопровод» для обыкновенного шоссе с одним рядом в каждую сторону. При прокладке в степи обе стороны Гурьев хотел засеять лесами, «чтобы со временем дорога содержалась в исправности собственными материалами»

Так выглядел «колесопровод» для обыкновенного шоссе с одним рядом в каждую сторону. При прокладке в степи обе стороны Гурьев хотел засеять лесами, «чтобы со временем дорога содержалась в исправности собственными материалами»

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Еще один проект Гурьева — торцовая дорога от Санкт-Петербурга до Ораниенбаума с постройкой плотины между Ораниенбаумом и Кронштадтом, что спасло бы столицу от наводнений и образовало бы большую купеческую гавань.

Еще один проект Гурьева — торцовая дорога от Санкт-Петербурга до Ораниенбаума с постройкой плотины между Ораниенбаумом и Кронштадтом, что спасло бы столицу от наводнений и образовало бы большую купеческую гавань.

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Между Санкт-Петербургом и Ораниенбаумом планировалось открыть сообщение на «сухопутных пароходах» из трех вагонов — грузового, дилижанса и коляски

Между Санкт-Петербургом и Ораниенбаумом планировалось открыть сообщение на «сухопутных пароходах» из трех вагонов — грузового, дилижанса и коляски

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Также Гурьев хотел пустить «сухопутные пароходы» по льду замерзающих на зиму рек, соединив тем самым Рыбинск, Казань, Пермь, Вятку, Архангельск, Вологду и другие города. Для движения по льду им были придуманы «утюгообразные полозья» и различные типы экипажей

Также Гурьев хотел пустить «сухопутные пароходы» по льду замерзающих на зиму рек, соединив тем самым Рыбинск, Казань, Пермь, Вятку, Архангельск, Вологду и другие города. Для движения по льду им были придуманы «утюгообразные полозья» и различные типы экипажей

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

«Утюгообразные полозья» могли использоваться и для движения по заснеженным торцевым дорогам, для чего колесные повозки просто ставились на платформы с такими полозьями. За счет своей формы полозья укатывали снежную поверхность и разглаживали ее, делая дорогу ровной и без ухабов

«Утюгообразные полозья» могли использоваться и для движения по заснеженным торцевым дорогам, для чего колесные повозки просто ставились на платформы с такими полозьями. За счет своей формы полозья укатывали снежную поверхность и разглаживали ее, делая дорогу ровной и без ухабов

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Дорожную инфраструктуру Гурьев представлял в виде «несгораемых сел и деревень», построенных из кирпича и железа, с мостовыми, колодцами и гончарными заводами для производства кирпича и черепицы

Дорожную инфраструктуру Гурьев представлял в виде «несгораемых сел и деревень», построенных из кирпича и железа, с мостовыми, колодцами и гончарными заводами для производства кирпича и черепицы

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Следующая фотография
1 / 21

Первая половина XIX века — эпоха паровых дилижансов, которые в России наряду с паровозами называли «сухопутными пароходами». Именно для такого транспорта, как пассажирского, так и грузового Василий Петрович Гурьев разработал проект сети торцовых дорог между важнейшими городами России

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Из всех видов торцов Гурьев выбрал шестигранные. Главные преимущества такой формы — торцы соединяются без дополнительных элементов, в то время как восьмигранники требуют еще квадратных вставок, а двенадцатигранникам или круглым нужны звездообразные. По сравнению с четырехгранным вариантом шестигранный был более экономичным в производстве: «На 1000 дерев шестиугольники сберегают 200 бревен, против квадратов того же диаметра»

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

«Сама природа указала в России быть торцовым дорогам», — писал Гурьев в своем труде. Для изготовления торцов Василий Петрович придумал два способа — ручной и механический. На рисунке изображена обрубка шестигранных торцов прямо на пне, причем такую работу мог производить и один человек

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Затем двое работников спиливали обрубленный под шестигранник пень под самый корень при помощи двуручной пилы

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Последняя стадия ручной обработки — распиливание на торцы одинаковой высоты. Из всего инструмента требовались только топор и пила

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

При механической обработке круглая заготовка помещалась под своеобразный пресс, превращавший ее в шестигранный торец. Также по бокам торцов делались гнезда под шипы для соединения друг с другом

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Двойной станок, приводимый в действие силой пара, по замыслу Гурьева мог выпускать по 40 тысяч торцов в сутки, причем идеально одинаковой формы

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Гурьевым была задумана и «пильная мельница», где бревна сначала обрабатывались пилами в продольной плоскости, а затем распиливались в поперечной на одинаковые торцы

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Торцы соединялись между собой с помощью одинарных, как на рисунке слева, или двойных шипов, изображенных справа. Перед укладкой торцы требовалось обработать горячей смолой, чтобы не гнили

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Способы мощения торцовых дорог. Вверху слева — с боковыми откосными укреплениями. Вверху справа — с обычными укреплениями. Внизу слева — на ровном и твердом грунте, усыпанном песком. Внизу справа — на досках, предварительно обожженных и также просмоленных для предохранения от гниения

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Для Санкт-Петербурга Гурьев разработал три типа мостовых, которые мы бы сегодня назвали одно-, двух- или трехрядными — по числу торцовых «полос» шириной в одну сажень каждая или 213,36 см. В роли разделительных линий — вставки из булыжника, также в одну сажень, чтобы лошади двигались исключительно по торцовому покрытию. Полоса у Гурьева называлась словом «колесопровод». В виде исключения для столицы Гурьев планировал использовать круглые и двенадцатиугольные торцы, поскольку в портовом городе было много барочного леса — древесного материала, получаемого после разборки старых, уже непригодных для плавания барж или барок

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Гурьев предполагал, что быстрое движение будет по правому «колесопроводу» ближе к тротуару, а медленное, например, ломовых извозчиков — по левому. Внизу изображена трехрядная мостовая для Невского проспекта, вверху с двумя «колесопроводами» — второстепенная улица. Многие петербургские улицы и проспекты были вымощены гурьевскими торцами, по которым ездили вплоть до 1924 года, когда весь «паркет» смыло наводнением. И торцовые мостовые решили больше не восстанавливать

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Проект торцовой дороги от Санкт-Петербурга до Рыбинска — важнейшего порта на Волге, через который шла основная торговая артерия из Поволжья в Европу. Предусматривалось по два «колесопровода» в каждую сторону по 12 вершков каждый, что в переводе на современные меры примерно равняется 53 см. Это была уже не «полоса» как в городе, а своеобразная «колея», по которой должен двигаться «сухопутный пароход»

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Через каждые 5 верст на торцевой дороге до Рыбинска должны были быть «переездные площадки», каждая шириной по 20 саженей, для перехода с одного «колесопровода» на другой

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Так выглядел «колесопровод» для обыкновенного шоссе с одним рядом в каждую сторону. При прокладке в степи обе стороны Гурьев хотел засеять лесами, «чтобы со временем дорога содержалась в исправности собственными материалами»

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Еще один проект Гурьева — торцовая дорога от Санкт-Петербурга до Ораниенбаума с постройкой плотины между Ораниенбаумом и Кронштадтом, что спасло бы столицу от наводнений и образовало бы большую купеческую гавань.

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Между Санкт-Петербургом и Ораниенбаумом планировалось открыть сообщение на «сухопутных пароходах» из трех вагонов — грузового, дилижанса и коляски

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Также Гурьев хотел пустить «сухопутные пароходы» по льду замерзающих на зиму рек, соединив тем самым Рыбинск, Казань, Пермь, Вятку, Архангельск, Вологду и другие города. Для движения по льду им были придуманы «утюгообразные полозья» и различные типы экипажей

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

«Утюгообразные полозья» могли использоваться и для движения по заснеженным торцевым дорогам, для чего колесные повозки просто ставились на платформы с такими полозьями. За счет своей формы полозья укатывали снежную поверхность и разглаживали ее, делая дорогу ровной и без ухабов

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Дорожную инфраструктуру Гурьев представлял в виде «несгораемых сел и деревень», построенных из кирпича и железа, с мостовыми, колодцами и гончарными заводами для производства кирпича и черепицы

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Фото: В.П. Гурьев, «Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России»

Темы:

  • История

Экран мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

Два счетчика

Почему московское такси старше, чем говорят

Наглядно

Новая роскошь от Dacora Motors

Американский стартап представил автомобиль с дизайном от Pininfarina.

Фотогалерея

Мотор до Киева доведет

115 лет назад стартовал Киевский автопробег

Фотогалерея

Лучшие автомобильные фото недели

Лучшие фотографии 9–15 июня 2025 года

Наглядно

Классическую «Ниву» обнаружили на аукционе роскошных машин в США

Наглядно

Японский микромобиль Mibot оказался популярнее Toyota

Фотогалерея

Давайте гонять!

Спидстер Alfa Romeo выиграл Concorso d’Eleganza Villa d’Este

Фотогалерея

Игрушки для взрослых

В какие советские автомобили есть смысл инвестировать

Фотогалерея

Это тебе на лето

Ретроспектива советских фаэтонов и кабриолетов

Фотогалерея

Первый русский

«Руссо-Балт» вышел на старт гонки на выносливость

Фотогалерея

Нет больше ЗИЛ

Какие заводские постройки стояли на месте элитного квартала

Наглядно

Чем круче джип

Семь машин и девять дней в штате Юта

Следующий слайд
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Обратная связь
  • Правовая информация
18+

© ЗАО «Автопилот».
Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На autopilot.ru применяются рекомендательные технологии.
Подробнее