Реклама в «Автопилот» https://www.autopilot.ru/ad
Реклама в «Автопилот» https://www.autopilot.ru/ad
Автопилот

Меню сайта

  • Последний номер журнала
  • Редакция
  • Контакты
  • Лента публикаций
  • Новости
  • Фото
Предыдущая страница
  • #Автомобиль месяца #Автоновости #Фотогалереи #Toyota #Lada #Geely #Exeed #Chery #Москвич #Tesla #Mercedes-Benz #BMW #Porsche #Nissan #Skoda #Honda #Omoda #Great Wall #VW #Aurus #Ford #Rolls-Royce #Ferrari #Suzuki #Hongqi #УАЗ #Mazda #Jeep #Aston Martin #Land Rover #Bentley
Следующая страница
  • Журнал «Автопилот»
15.05.2025, 17:06

Дядя Саша

Жизнь коллекционера Ломакова

Он был самым известным коллекционером и реставратором старинных автомобилей в СССР — во многом благодаря своему несомненному актерскому таланту, искренней любви к делу всей жизни, открытой душе и большому обаянию. В народе таких обожают, к ним тянутся, о них слагают легенды. Всегда же интересны чудаки, живущие не как все остальные.Александр Алексеевич Ломаков, которого и сейчас все знавшие его называют по-доброму дядя Саша, был неординарной личностью. Начинал как художник и гравер, много лет работал на ЗИЛе, потом увлекся старинными автомобилями — на всю жизнь, сумев собрать и сохранить большую коллекцию, представленную сегодня в Ломаковском музее. Дяди Саши нет с нами уже двадцать лет, но за это время в среде автомобильных коллекционеров так и не появилось столь же яркого и жизнерадостного человека. Наверное, такой и не родится больше никогда.Появление дяди Саши на публике — всегда театр одного актера, разыгрывавшего представление вокруг кабриолета Horch 853, он же «автомобиль Геринга». Когда кто-то из…
Предыдущая фотография
Александр Алексеевич Ломаков

Александр Алексеевич Ломаков

Фото: Александр Хлупнов

Увлечение старинными автомобилями началось у Ломакова с участия в реставрации ленинского Rolls-Royce 40/50 НР, где он восстанавливал приборы и приборную доску. Это было во второй половине 50-х годов, когда дядя Саша работал художником на ЗИЛе, а заводу поручили отреставрировать машину вождя мирового пролетариата

Увлечение старинными автомобилями началось у Ломакова с участия в реставрации ленинского Rolls-Royce 40/50 НР, где он восстанавливал приборы и приборную доску. Это было во второй половине 50-х годов, когда дядя Саша работал художником на ЗИЛе, а заводу поручили отреставрировать машину вождя мирового пролетариата

Фото: Александр Хлупнов

Кабриолет Horch 853 — первый экспонат в многочисленной коллекции Александра Ломакова, про который он всем рассказывал, что это «автомобиль Геринга», но никаких документальных подтверждений такой версии нет. Автомобиль выпущен в 1935 году — это экземпляр номер 853 123, относящийся к раннему выпуску с крышкой багажника на нижних петлях и барометром в салоне

Кабриолет Horch 853 — первый экспонат в многочисленной коллекции Александра Ломакова, про который он всем рассказывал, что это «автомобиль Геринга», но никаких документальных подтверждений такой версии нет. Автомобиль выпущен в 1935 году — это экземпляр номер 853 123, относящийся к раннему выпуску с крышкой багажника на нижних петлях и барометром в салоне

Фото: Николай Маренов

Главная проблема для любого советского коллекционера автомобилей — наличие гаража, получить который тогда было не легче, чем купить новые «Жигули». В таких металлических боксах первое время хранилась и коллекция Ломакова, причем сразу в нескольких. На фотографии видны BMW 319, Horch 853 и Mercedes-Benz 540K под крышей одного из таких гаражей. Кто запечатлен рядом с дядей Сашей — неизвестно

Главная проблема для любого советского коллекционера автомобилей — наличие гаража, получить который тогда было не легче, чем купить новые «Жигули». В таких металлических боксах первое время хранилась и коллекция Ломакова, причем сразу в нескольких. На фотографии видны BMW 319, Horch 853 и Mercedes-Benz 540K под крышей одного из таких гаражей. Кто запечатлен рядом с дядей Сашей — неизвестно

Фото: Александр Новиков

Советские реставраторы начинали в гаражах, как на этом снимке, где дядя Саша чистит в корыте коробку передач от переднеприводного Adler Trumpf Junior. Но со временем у Ломакова появилась и полноценная мастерская в подвале дом на Фруктовой улице, которую он оборудовал станками и даже гальванической ванной

Советские реставраторы начинали в гаражах, как на этом снимке, где дядя Саша чистит в корыте коробку передач от переднеприводного Adler Trumpf Junior. Но со временем у Ломакова появилась и полноценная мастерская в подвале дом на Фруктовой улице, которую он оборудовал станками и даже гальванической ванной

Фото: Александр Хлупнов

Дядя Саша и московский адвокат Михаил Михайлович Стацевич на заднем сиденье кабриолета Mercedes-Benz 170V. Фотография сделана в 80-е годы на каком-то мероприятии с участием старинных автомобилей, но на каком именно — неизвестно. Также остается неизвестным и имя владельца «Мерседеса», сидящего за рулем

Дядя Саша и московский адвокат Михаил Михайлович Стацевич на заднем сиденье кабриолета Mercedes-Benz 170V. Фотография сделана в 80-е годы на каком-то мероприятии с участием старинных автомобилей, но на каком именно — неизвестно. Также остается неизвестным и имя владельца «Мерседеса», сидящего за рулем

Фото: Александр Новиков

Фургон Opel 1,2 Liter Lieferwagen у гаража в Хлебозаводском проезде. Рядом — Mercedes-Benz 230 W153, восстановленный Александром Ивановичем Хлупновым. Он же и автор этого снимка. Сейчас шасси фургона экспонируется в Ломаковском автомотомузее. В пояснении к нему указывается, что «Опель» 1928 года выпуска, но это не так — модель 1,2 Liter начали выпускать только в 1931 году

Фургон Opel 1,2 Liter Lieferwagen у гаража в Хлебозаводском проезде. Рядом — Mercedes-Benz 230 W153, восстановленный Александром Ивановичем Хлупновым. Он же и автор этого снимка. Сейчас шасси фургона экспонируется в Ломаковском автомотомузее. В пояснении к нему указывается, что «Опель» 1928 года выпуска, но это не так — модель 1,2 Liter начали выпускать только в 1931 году

Фото: Александр Хлупнов

В коллекции Ломакова — несколько ЗИС-5 в различных модификациях. Отреставрированная дядей Сашей военная версия ЗИС-5В в 1988 году стала памятником военным шоферам у ворот 23?го автокомбината на Загородном шоссе, а на закамуфлированном самосвале он приезжал на День Победы с прицепленной сзади походной кухней. Другой ЗИС-5 довоенного выпуска служил для перевозки экспонатов коллекции

В коллекции Ломакова — несколько ЗИС-5 в различных модификациях. Отреставрированная дядей Сашей военная версия ЗИС-5В в 1988 году стала памятником военным шоферам у ворот 23?го автокомбината на Загородном шоссе, а на закамуфлированном самосвале он приезжал на День Победы с прицепленной сзади походной кухней. Другой ЗИС-5 довоенного выпуска служил для перевозки экспонатов коллекции

Фото: Николай Маренов

Возня со старинными автомобилями порой дорого обходится. Однажды при попытке запустить Steyr 50 дядя Саша лишился пальца на правой руке — его оторвало вентилятором внезапно заработавшего двигателя. На снимке он демонстрирует Михаилу Стацевичу последствия обращения с коварной австрийской малолитражкой. Автомобиль — самосвал на базе ЗИС-5

Возня со старинными автомобилями порой дорого обходится. Однажды при попытке запустить Steyr 50 дядя Саша лишился пальца на правой руке — его оторвало вентилятором внезапно заработавшего двигателя. На снимке он демонстрирует Михаилу Стацевичу последствия обращения с коварной австрийской малолитражкой. Автомобиль — самосвал на базе ЗИС-5

Фото: Александр Новиков

Ломаковский Horch 853 часто снимался в кино. В фильмографии автомобиля картины «Вариант “Омега”», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Ближний круг», «Частный детектив, или Операция “Кооперация”», «Бархатный сезон» и другие. Был «Хорьх» и свадебным автомобилем. На фотографии — свадьба Владимира Стацевича, брата адвоката Михаила Стацевича. Снимок сделан у Исторического музея в Москве

Ломаковский Horch 853 часто снимался в кино. В фильмографии автомобиля картины «Вариант “Омега”», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Ближний круг», «Частный детектив, или Операция “Кооперация”», «Бархатный сезон» и другие. Был «Хорьх» и свадебным автомобилем. На фотографии — свадьба Владимира Стацевича, брата адвоката Михаила Стацевича. Снимок сделан у Исторического музея в Москве

Фото: из архива Михаила Стацевича

Дядя Саша и Adler Trumpf Junior. Очевидно, это тот самый «Адлер», который реставрировался для обмена на Mercedes-Benz 540K Cabriolet A, найденный в Сухуми во время съемок фильма «Бархатный сезон». Обмен был еще и с доплатой — помимо машины пришлось накинуть еще несколько тысяч рублей. Откуда у Ломакова взялся «Адлер», неизвестно. Фотография сделана около гаражей в Хлебозаводском проезде

Дядя Саша и Adler Trumpf Junior. Очевидно, это тот самый «Адлер», который реставрировался для обмена на Mercedes-Benz 540K Cabriolet A, найденный в Сухуми во время съемок фильма «Бархатный сезон». Обмен был еще и с доплатой — помимо машины пришлось накинуть еще несколько тысяч рублей. Откуда у Ломакова взялся «Адлер», неизвестно. Фотография сделана около гаражей в Хлебозаводском проезде

Фото: Александр Хлупнов

Каждое появление дяди Саши на парадах старинных автомобилей превращалось в театральное представление, особенно если он приезжал на кабриолете Horch 853. Все с ним общались, все с ним фотографировались. На снимке «Хорьх» облепили участники автопробега от Альп к Уралу, прибывшие в Москву в сентябре 1987 года. Дядя Саша сидит на бампере, крайний слева в темных очках — адвокат Стацевич

Каждое появление дяди Саши на парадах старинных автомобилей превращалось в театральное представление, особенно если он приезжал на кабриолете Horch 853. Все с ним общались, все с ним фотографировались. На снимке «Хорьх» облепили участники автопробега от Альп к Уралу, прибывшие в Москву в сентябре 1987 года. Дядя Саша сидит на бампере, крайний слева в темных очках — адвокат Стацевич

Фото: из архива Михаила Стацевича

Жизнь в клубе «Следопыты авто-мото старины» изобиловала интересными событиями. Так, в августе 1984 года состоялся пробег в Звездный городок, посвященный Дню воздушного флота в СССР, когда любители ретро могли пообщаться с космонавтами. Около «Дома космонавтов» сфотографированы ломаковский Horch 853 и родстер Buick Model 44, принадлежавший адвокату Стацевичу

Жизнь в клубе «Следопыты авто-мото старины» изобиловала интересными событиями. Так, в августе 1984 года состоялся пробег в Звездный городок, посвященный Дню воздушного флота в СССР, когда любители ретро могли пообщаться с космонавтами. Около «Дома космонавтов» сфотографированы ломаковский Horch 853 и родстер Buick Model 44, принадлежавший адвокату Стацевичу

Фото: Николай Маренов

Еще один восстановленный Ломаковым автомобиль — BMW-319, который почему-то всегда выдавался за более раннюю модель 303. Сейчас автомобиль находится в экспозиции в Ломаковского музея, причем на прикрепленной к нему бумажке — даже не табличке! — написано, что это BMW-303

Еще один восстановленный Ломаковым автомобиль — BMW-319, который почему-то всегда выдавался за более раннюю модель 303. Сейчас автомобиль находится в экспозиции в Ломаковского музея, причем на прикрепленной к нему бумажке — даже не табличке! — написано, что это BMW-303

Фото: Александр Новиков

Интересно, что у BMW и фургона Opel был один на двоих номерной знак 22-54 КАТ, выданный в Калининской области, ныне Тверской. Такое часто практиковалось у советских владельцев старинных автомобилей

Интересно, что у BMW и фургона Opel был один на двоих номерной знак 22-54 КАТ, выданный в Калининской области, ныне Тверской. Такое часто практиковалось у советских владельцев старинных автомобилей

Фото: Александр Новиков

В гаражах в Хлебозаводском проезде бывало весело. Стены были исписаны разными изречениями и лозунгами, как этим про карманистов. Очевидно, под этим термином подразумевались расчетливые люди, думающие только о своем кармане. На фото дядя Саша «вешает» фотографа Александра Новикова, к слову, автора нескольких снимков в этой заметке. Гаражи эти потом, конечно же, снесли

В гаражах в Хлебозаводском проезде бывало весело. Стены были исписаны разными изречениями и лозунгами, как этим про карманистов. Очевидно, под этим термином подразумевались расчетливые люди, думающие только о своем кармане. На фото дядя Саша «вешает» фотографа Александра Новикова, к слову, автора нескольких снимков в этой заметке. Гаражи эти потом, конечно же, снесли

Фото: из архива Михаила Стацевича

Поездка из Москвы на мероприятие в эстонский город Тарту в 1978 году. Дядя Саша участвовал за рулем шасси от автомобиля Mercedes-Benz 540K с бочкой для бензина вместо кузова. На фото его приветствует председатель таллинского клуба UNIC Валерий Кирс. Справа от Кирса — родстер Horch 930V, принадлежавший коллекционеру и реставратору Ольгерту Орлеансу из Риги

Поездка из Москвы на мероприятие в эстонский город Тарту в 1978 году. Дядя Саша участвовал за рулем шасси от автомобиля Mercedes-Benz 540K с бочкой для бензина вместо кузова. На фото его приветствует председатель таллинского клуба UNIC Валерий Кирс. Справа от Кирса — родстер Horch 930V, принадлежавший коллекционеру и реставратору Ольгерту Орлеансу из Риги

Фото: Александр Новиков

С гостями в гаражном дворе на Хлебозаводском проезде. Слева стоит BMW 321 в процессе реставрации, справа на асфальте разложены детали деревянного каркаса кузова от Mercedes-Benz 540K из Сухуми. Методы реставрации у дяди Саши были свои, народные — все деревяшки он сначала долго вымачивал в разведенном водой коровьем навозе, а затем пропитывал олифой. Некоторых такие технологии приводили в ужас

С гостями в гаражном дворе на Хлебозаводском проезде. Слева стоит BMW 321 в процессе реставрации, справа на асфальте разложены детали деревянного каркаса кузова от Mercedes-Benz 540K из Сухуми. Методы реставрации у дяди Саши были свои, народные — все деревяшки он сначала долго вымачивал в разведенном водой коровьем навозе, а затем пропитывал олифой. Некоторых такие технологии приводили в ужас

Фото: Александр Хлупнов

На козырьке кабины ЗИС-5 можно прочесть аббревиатуру ЮСАМС — это альтернативный клуб «Юные следопыты авто-мото старины», созданный Александром Ломаковым после его изгнания из «взрослого» клуба САМС, где его многие откровенно не любили. В ЮСАМСе собирались дети, которых дядя Саша обучал реставрации старинных автомобилей, впрочем, и здесь его достали, обвинив в эксплуатации детского труда

На козырьке кабины ЗИС-5 можно прочесть аббревиатуру ЮСАМС — это альтернативный клуб «Юные следопыты авто-мото старины», созданный Александром Ломаковым после его изгнания из «взрослого» клуба САМС, где его многие откровенно не любили. В ЮСАМСе собирались дети, которых дядя Саша обучал реставрации старинных автомобилей, впрочем, и здесь его достали, обвинив в эксплуатации детского труда

Фото: Александр Хлупнов

Дядя Саша позирует у шасси кабриолета Mercedes-Benz 540K во время парада клуба САМС на стадионе АЗЛК в 1979 году. «Мерседес» он нашел в Таллине в 1975 году во время съемок фильма «Вариант “Омега”», а потом всем рассказывал, что это «автомобиль Геббельса».  Впоследствии дядя Саша установил на шасси кузов, поэтому сегодня кабриолет можно увидеть практически в комплектном виде

Дядя Саша позирует у шасси кабриолета Mercedes-Benz 540K во время парада клуба САМС на стадионе АЗЛК в 1979 году. «Мерседес» он нашел в Таллине в 1975 году во время съемок фильма «Вариант “Омега”», а потом всем рассказывал, что это «автомобиль Геббельса». Впоследствии дядя Саша установил на шасси кузов, поэтому сегодня кабриолет можно увидеть практически в комплектном виде

Фото: Александр Хлупнов

Зрители облепили шасси Mercedes-Benz 540K и каждый хочет спросить что-то свое — в таких случаях дядя Саша старался ответить каждому, причем нередко с юмором. Во многом благодаря такой душевной открытости он и запомнился многим людям

Зрители облепили шасси Mercedes-Benz 540K и каждый хочет спросить что-то свое — в таких случаях дядя Саша старался ответить каждому, причем нередко с юмором. Во многом благодаря такой душевной открытости он и запомнился многим людям

Фото: Николай Титов

Horch 853 даже без статуса «автомобиля Геринга» со временем стал самым знаменитым олдтаймером в СССР, конечно же, благодаря своему владельцу. От тех лет осталось множество фотографий, как этот снимок авторства Александра Новикова, но что за девушки изображены рядом с дядей Сашей — неизвестно и уже вряд ли кто-то скажет

Horch 853 даже без статуса «автомобиля Геринга» со временем стал самым знаменитым олдтаймером в СССР, конечно же, благодаря своему владельцу. От тех лет осталось множество фотографий, как этот снимок авторства Александра Новикова, но что за девушки изображены рядом с дядей Сашей — неизвестно и уже вряд ли кто-то скажет

Фото: Александр Новиков

В гараже на Хлебозаводском проезде. Дядя Саша сидит на шасси кабриолета Mercedes-Benz 540K с бочкой вместо кузова. В этом гараже «Мерседес» и реставрировался, как и многие другие автомобили из ломаковской коллекции

В гараже на Хлебозаводском проезде. Дядя Саша сидит на шасси кабриолета Mercedes-Benz 540K с бочкой вместо кузова. В этом гараже «Мерседес» и реставрировался, как и многие другие автомобили из ломаковской коллекции

Фото: Александр Хлупнов

Один из уникальных экземпляров в коллекции дяди Саши — кабриолет Citroen 7CV. Автомобиль до сих пор находится в том состоянии, в каком был найден и никогда не реставрировался

Один из уникальных экземпляров в коллекции дяди Саши — кабриолет Citroen 7CV. Автомобиль до сих пор находится в том состоянии, в каком был найден и никогда не реставрировался

Фото: Александр Хлупнов

Еще одна фотография с дядей Сашей за рулем Horch 853 и девушкой на заднем сиденье, неизвестно когда, где и кем снятая. В салоне кабриолета за много лет вообще успело побывать немыслимое для старинного автомобиля количество людей, отчего он сегодня находится в удручающем состоянии, хотя обивка сидений родная и не перешивалась

Еще одна фотография с дядей Сашей за рулем Horch 853 и девушкой на заднем сиденье, неизвестно когда, где и кем снятая. В салоне кабриолета за много лет вообще успело побывать немыслимое для старинного автомобиля количество людей, отчего он сегодня находится в удручающем состоянии, хотя обивка сидений родная и не перешивалась

Фото: Александр Новиков

Найденный в Сухуми Mercedes-Benz 540K Cabriolet A дядя Саша начал реставрировать, но так и не закончил. Сейчас шасси и мотор автомобиля экспонируются в Ломаковском музее. На фотографии 90-х годов «Мерседес» примерно такой же, как и сейчас

Найденный в Сухуми Mercedes-Benz 540K Cabriolet A дядя Саша начал реставрировать, но так и не закончил. Сейчас шасси и мотор автомобиля экспонируются в Ломаковском музее. На фотографии 90-х годов «Мерседес» примерно такой же, как и сейчас

Фото: Андрей Соломонов

Дядя Саша и кабриолет Citroen 7CV в 90-е годы. Какими судьбами столь редкий «француз» оказался в СССР, неизвестно, скорее всего, был ввезен после войны как трофей. На передних крыльях видны следы поздних переделок — врезки передних фар в поверхность крыльев

Дядя Саша и кабриолет Citroen 7CV в 90-е годы. Какими судьбами столь редкий «француз» оказался в СССР, неизвестно, скорее всего, был ввезен после войны как трофей. На передних крыльях видны следы поздних переделок — врезки передних фар в поверхность крыльев

Фото: Андрей Соломонов

Дядя Саша посреди своего гаража на Хлебозаводском проезде, но уже другом — большом, просторном и двухэтажном, где помещалось сразу несколько машин. На заднем плане — Mercedes-Benz 540K, который «автомобиль Геббельса», а рядом с ним — Horch 853, или «автомобиль Геринга». Внизу слева — две BMW 321. Наряду с автомобилями, дядя Саша собирал и мотоциклы

Дядя Саша посреди своего гаража на Хлебозаводском проезде, но уже другом — большом, просторном и двухэтажном, где помещалось сразу несколько машин. На заднем плане — Mercedes-Benz 540K, который «автомобиль Геббельса», а рядом с ним — Horch 853, или «автомобиль Геринга». Внизу слева — две BMW 321. Наряду с автомобилями, дядя Саша собирал и мотоциклы

Фото: Андрей Соломонов

Под конец жизни начала осуществляться главная мечта дяди Саши — автомобильный музей «Ломаковка». В небольшом помещении в Люблино разместились экспонаты из собранной им коллекции, но далеко не все. На фото — пульман-лимузин Mercedes-Benz, к которому прилагается легенда, что на нем ездил «Мартин Борман, его личный повар и начальник охраны»

Под конец жизни начала осуществляться главная мечта дяди Саши — автомобильный музей «Ломаковка». В небольшом помещении в Люблино разместились экспонаты из собранной им коллекции, но далеко не все. На фото — пульман-лимузин Mercedes-Benz, к которому прилагается легенда, что на нем ездил «Мартин Борман, его личный повар и начальник охраны»

Фото: Иван Баранцев

Дядя Саша за рулем ГАЗ-67 на третьей Олдтаймер-Галерее, проходившей в Сокольниках в январе 2004 года

Дядя Саша за рулем ГАЗ-67 на третьей Олдтаймер-Галерее, проходившей в Сокольниках в январе 2004 года

Фото: Олдтаймер-Галерея

Следующая фотография
1 / 30

Александр Алексеевич Ломаков

Фото: Александр Хлупнов

Увлечение старинными автомобилями началось у Ломакова с участия в реставрации ленинского Rolls-Royce 40/50 НР, где он восстанавливал приборы и приборную доску. Это было во второй половине 50-х годов, когда дядя Саша работал художником на ЗИЛе, а заводу поручили отреставрировать машину вождя мирового пролетариата

Фото: Александр Хлупнов

Кабриолет Horch 853 — первый экспонат в многочисленной коллекции Александра Ломакова, про который он всем рассказывал, что это «автомобиль Геринга», но никаких документальных подтверждений такой версии нет. Автомобиль выпущен в 1935 году — это экземпляр номер 853 123, относящийся к раннему выпуску с крышкой багажника на нижних петлях и барометром в салоне

Фото: Николай Маренов

Главная проблема для любого советского коллекционера автомобилей — наличие гаража, получить который тогда было не легче, чем купить новые «Жигули». В таких металлических боксах первое время хранилась и коллекция Ломакова, причем сразу в нескольких. На фотографии видны BMW 319, Horch 853 и Mercedes-Benz 540K под крышей одного из таких гаражей. Кто запечатлен рядом с дядей Сашей — неизвестно

Фото: Александр Новиков

Советские реставраторы начинали в гаражах, как на этом снимке, где дядя Саша чистит в корыте коробку передач от переднеприводного Adler Trumpf Junior. Но со временем у Ломакова появилась и полноценная мастерская в подвале дом на Фруктовой улице, которую он оборудовал станками и даже гальванической ванной

Фото: Александр Хлупнов

Дядя Саша и московский адвокат Михаил Михайлович Стацевич на заднем сиденье кабриолета Mercedes-Benz 170V. Фотография сделана в 80-е годы на каком-то мероприятии с участием старинных автомобилей, но на каком именно — неизвестно. Также остается неизвестным и имя владельца «Мерседеса», сидящего за рулем

Фото: Александр Новиков

Фургон Opel 1,2 Liter Lieferwagen у гаража в Хлебозаводском проезде. Рядом — Mercedes-Benz 230 W153, восстановленный Александром Ивановичем Хлупновым. Он же и автор этого снимка. Сейчас шасси фургона экспонируется в Ломаковском автомотомузее. В пояснении к нему указывается, что «Опель» 1928 года выпуска, но это не так — модель 1,2 Liter начали выпускать только в 1931 году

Фото: Александр Хлупнов

В коллекции Ломакова — несколько ЗИС-5 в различных модификациях. Отреставрированная дядей Сашей военная версия ЗИС-5В в 1988 году стала памятником военным шоферам у ворот 23?го автокомбината на Загородном шоссе, а на закамуфлированном самосвале он приезжал на День Победы с прицепленной сзади походной кухней. Другой ЗИС-5 довоенного выпуска служил для перевозки экспонатов коллекции

Фото: Николай Маренов

Возня со старинными автомобилями порой дорого обходится. Однажды при попытке запустить Steyr 50 дядя Саша лишился пальца на правой руке — его оторвало вентилятором внезапно заработавшего двигателя. На снимке он демонстрирует Михаилу Стацевичу последствия обращения с коварной австрийской малолитражкой. Автомобиль — самосвал на базе ЗИС-5

Фото: Александр Новиков

Ломаковский Horch 853 часто снимался в кино. В фильмографии автомобиля картины «Вариант “Омега”», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Ближний круг», «Частный детектив, или Операция “Кооперация”», «Бархатный сезон» и другие. Был «Хорьх» и свадебным автомобилем. На фотографии — свадьба Владимира Стацевича, брата адвоката Михаила Стацевича. Снимок сделан у Исторического музея в Москве

Фото: из архива Михаила Стацевича

Дядя Саша и Adler Trumpf Junior. Очевидно, это тот самый «Адлер», который реставрировался для обмена на Mercedes-Benz 540K Cabriolet A, найденный в Сухуми во время съемок фильма «Бархатный сезон». Обмен был еще и с доплатой — помимо машины пришлось накинуть еще несколько тысяч рублей. Откуда у Ломакова взялся «Адлер», неизвестно. Фотография сделана около гаражей в Хлебозаводском проезде

Фото: Александр Хлупнов

Каждое появление дяди Саши на парадах старинных автомобилей превращалось в театральное представление, особенно если он приезжал на кабриолете Horch 853. Все с ним общались, все с ним фотографировались. На снимке «Хорьх» облепили участники автопробега от Альп к Уралу, прибывшие в Москву в сентябре 1987 года. Дядя Саша сидит на бампере, крайний слева в темных очках — адвокат Стацевич

Фото: из архива Михаила Стацевича

Жизнь в клубе «Следопыты авто-мото старины» изобиловала интересными событиями. Так, в августе 1984 года состоялся пробег в Звездный городок, посвященный Дню воздушного флота в СССР, когда любители ретро могли пообщаться с космонавтами. Около «Дома космонавтов» сфотографированы ломаковский Horch 853 и родстер Buick Model 44, принадлежавший адвокату Стацевичу

Фото: Николай Маренов

Еще один восстановленный Ломаковым автомобиль — BMW-319, который почему-то всегда выдавался за более раннюю модель 303. Сейчас автомобиль находится в экспозиции в Ломаковского музея, причем на прикрепленной к нему бумажке — даже не табличке! — написано, что это BMW-303

Фото: Александр Новиков

Интересно, что у BMW и фургона Opel был один на двоих номерной знак 22-54 КАТ, выданный в Калининской области, ныне Тверской. Такое часто практиковалось у советских владельцев старинных автомобилей

Фото: Александр Новиков

В гаражах в Хлебозаводском проезде бывало весело. Стены были исписаны разными изречениями и лозунгами, как этим про карманистов. Очевидно, под этим термином подразумевались расчетливые люди, думающие только о своем кармане. На фото дядя Саша «вешает» фотографа Александра Новикова, к слову, автора нескольких снимков в этой заметке. Гаражи эти потом, конечно же, снесли

Фото: из архива Михаила Стацевича

Поездка из Москвы на мероприятие в эстонский город Тарту в 1978 году. Дядя Саша участвовал за рулем шасси от автомобиля Mercedes-Benz 540K с бочкой для бензина вместо кузова. На фото его приветствует председатель таллинского клуба UNIC Валерий Кирс. Справа от Кирса — родстер Horch 930V, принадлежавший коллекционеру и реставратору Ольгерту Орлеансу из Риги

Фото: Александр Новиков

С гостями в гаражном дворе на Хлебозаводском проезде. Слева стоит BMW 321 в процессе реставрации, справа на асфальте разложены детали деревянного каркаса кузова от Mercedes-Benz 540K из Сухуми. Методы реставрации у дяди Саши были свои, народные — все деревяшки он сначала долго вымачивал в разведенном водой коровьем навозе, а затем пропитывал олифой. Некоторых такие технологии приводили в ужас

Фото: Александр Хлупнов

На козырьке кабины ЗИС-5 можно прочесть аббревиатуру ЮСАМС — это альтернативный клуб «Юные следопыты авто-мото старины», созданный Александром Ломаковым после его изгнания из «взрослого» клуба САМС, где его многие откровенно не любили. В ЮСАМСе собирались дети, которых дядя Саша обучал реставрации старинных автомобилей, впрочем, и здесь его достали, обвинив в эксплуатации детского труда

Фото: Александр Хлупнов

Дядя Саша позирует у шасси кабриолета Mercedes-Benz 540K во время парада клуба САМС на стадионе АЗЛК в 1979 году. «Мерседес» он нашел в Таллине в 1975 году во время съемок фильма «Вариант “Омега”», а потом всем рассказывал, что это «автомобиль Геббельса». Впоследствии дядя Саша установил на шасси кузов, поэтому сегодня кабриолет можно увидеть практически в комплектном виде

Фото: Александр Хлупнов

Зрители облепили шасси Mercedes-Benz 540K и каждый хочет спросить что-то свое — в таких случаях дядя Саша старался ответить каждому, причем нередко с юмором. Во многом благодаря такой душевной открытости он и запомнился многим людям

Фото: Николай Титов

Horch 853 даже без статуса «автомобиля Геринга» со временем стал самым знаменитым олдтаймером в СССР, конечно же, благодаря своему владельцу. От тех лет осталось множество фотографий, как этот снимок авторства Александра Новикова, но что за девушки изображены рядом с дядей Сашей — неизвестно и уже вряд ли кто-то скажет

Фото: Александр Новиков

В гараже на Хлебозаводском проезде. Дядя Саша сидит на шасси кабриолета Mercedes-Benz 540K с бочкой вместо кузова. В этом гараже «Мерседес» и реставрировался, как и многие другие автомобили из ломаковской коллекции

Фото: Александр Хлупнов

Один из уникальных экземпляров в коллекции дяди Саши — кабриолет Citroen 7CV. Автомобиль до сих пор находится в том состоянии, в каком был найден и никогда не реставрировался

Фото: Александр Хлупнов

Еще одна фотография с дядей Сашей за рулем Horch 853 и девушкой на заднем сиденье, неизвестно когда, где и кем снятая. В салоне кабриолета за много лет вообще успело побывать немыслимое для старинного автомобиля количество людей, отчего он сегодня находится в удручающем состоянии, хотя обивка сидений родная и не перешивалась

Фото: Александр Новиков

Найденный в Сухуми Mercedes-Benz 540K Cabriolet A дядя Саша начал реставрировать, но так и не закончил. Сейчас шасси и мотор автомобиля экспонируются в Ломаковском музее. На фотографии 90-х годов «Мерседес» примерно такой же, как и сейчас

Фото: Андрей Соломонов

Дядя Саша и кабриолет Citroen 7CV в 90-е годы. Какими судьбами столь редкий «француз» оказался в СССР, неизвестно, скорее всего, был ввезен после войны как трофей. На передних крыльях видны следы поздних переделок — врезки передних фар в поверхность крыльев

Фото: Андрей Соломонов

Дядя Саша посреди своего гаража на Хлебозаводском проезде, но уже другом — большом, просторном и двухэтажном, где помещалось сразу несколько машин. На заднем плане — Mercedes-Benz 540K, который «автомобиль Геббельса», а рядом с ним — Horch 853, или «автомобиль Геринга». Внизу слева — две BMW 321. Наряду с автомобилями, дядя Саша собирал и мотоциклы

Фото: Андрей Соломонов

Под конец жизни начала осуществляться главная мечта дяди Саши — автомобильный музей «Ломаковка». В небольшом помещении в Люблино разместились экспонаты из собранной им коллекции, но далеко не все. На фото — пульман-лимузин Mercedes-Benz, к которому прилагается легенда, что на нем ездил «Мартин Борман, его личный повар и начальник охраны»

Фото: Иван Баранцев

Дядя Саша за рулем ГАЗ-67 на третьей Олдтаймер-Галерее, проходившей в Сокольниках в январе 2004 года

Фото: Олдтаймер-Галерея

  • Журнал «Автопилот» №3 от 20.05.2025, стр. 84

Авторы:

  • Иван Баранцев

Экран мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

Больше, чем у Брежнева

Виктор Луи — обладатель самой большой коллекции автомобилей в СССР

Наглядно

Дейнека и автомобиль

Картины с выставки и не только

Фотогалерея

Лучшие автомобильные фото недели

Лучшие фотографии 7 — 13 июля 2025 года

Наглядно

Британские тюнеры доработали Rolls-Royce Cullinan

Urban Automotive предложили сдержанный вариант тюнинга

Наглядно

Pagani показала новый эксклюзивный спидстер Codalunga

Его тираж составит всего 10 экземпляров

Наглядно

Mazda представила кроссовер CX-5 нового поколения

Продажи стартуют в Европе в конце 2025 года

Фотогалерея

Электрический рейв

Мотоцикл BMW DE 02 в интерпретации Deus Ex Machina

Фотогалерея

Два счетчика

Почему московское такси старше, чем говорят

Фотогалерея

Мотор до Киева доведет

115 лет назад стартовал Киевский автопробег

Фотогалерея

Это тебе на лето

Ретроспектива советских фаэтонов и кабриолетов

Фотогалерея

Нет больше ЗИЛ

Какие заводские постройки стояли на месте элитного квартала

Наглядно

Дядя Саша

Жизнь коллекционера Ломакова

Следующий слайд
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Обратная связь
  • Правовая информация
18+

© ЗАО «Автопилот».
Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На autopilot.ru применяются рекомендательные технологии.
Подробнее