Туалет на колесах
И другие достижения завода «Аремкуз»
Авторемонтный кузовной завод, он же «Аремкуз», ведет свою историю с 1920 года, когда на 5-й улице Ямского Поля был основан Гужепроизводственный завод МКХ (Московского коммунального хозяйства), занимавшийся изготовлением телег, саней, колес, мусорных ящиков и прочего инвентаря. В 1927 году завод переехал на Кожевническую улицу, чтобы начать выпуск автобусных кузовов, хотя первое время продолжал выпускать прежнюю продукцию. В тот период он еще назывался Автокузовные и обозные мастерские треста московских транспортных предприятий
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1927 году на будущем «Аремкузе» был построен первый автобус на трехосном шасси грузовика немецкой марки Bussing, внешне напоминавший британский Leyland – такие курсировали тогда по Москве. В следующем году в мастерских на Кожевнической улице построили уже 28 автобусных кузовов «типа Лейланд», а в 1930-м их число составляло полсотни
Фото: архив завода «Аремкуз»
Автобусные кузова тогда изготавливались по кустарной технологии – сначала собирали деревянный каркас, потом обшивали его листовым железом, окрашивали, стеклили и отделывали изнутри. Практически штучное производство и ручная работа. Принцип работы был бригадным – одна группа рабочих строила один автобус от начала и до конца
Фото: архив завода «Аремкуз»
Автобус «типа Лейланд» работы «Аремкуза» на шасси Я-6 – специального автобусного шасси с удлиненной колесной базой, которое выпускалось на Ярославском государственном автомобильном заводе
Фото: архив завода «Аремкуз»
Новые автобусы на шасси Я-6 во дворе на Кожевнической улице. Новое название Авторемонтный кузовной завод появилось в 1930 году, как и сокращенный звучный вариант «Аремкуз»
Фото: архив завода «Аремкуз»
«Аремкуз» делал автобусные кузова и на шасси московского производства – сначала АМО-2 и АМО-4, а затем и ЗИС-8. «Восьмой» появился в 1934 году и был разработан как автобус, который мог выпускаться не только на самом Заводе имени Сталина, но и на авторемонтных предприятиях по всей стране. На снимке – автобус ЗИС-8 производства завода «Армекуз»
Фото: архив завода «Аремкуз»
Автобус ЗИС-8 был рассчитан на 21 пассажира при общей вместимости 29 человек
Фото: архив завода «Аремкуз»
«Аремкуз» строил автобусы ЗИС-8 с 1934 по 1941 год и после войны, а также занимался их ремонтом. Легендарный «Фердинанд» из фильма «Место встречи изменить нельзя» изготовлен на «Аремкузе». На фото – автобус ЗИС-8 во дворе завода
Фото: архив завода «Аремкуз»
Шасси ЗИС-8 во дворе завода в ожидании установки автобусных кузовов
Фото: архив завода «Аремкуз»
Помимо городских автобусов, «Аремкуз» построил небольшую партию туристических, предназначенных как для курортов, так и для экскурсий по Москве в летнее время. На фото – автобус с кузовом типа фаэтон на шасси грузовика ГАЗ-АА
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1936 году «Аремкуз» изготовил пробную партию автомобилей с закрытыми кузовами на шасси грузовика ГАЗ-АА, но дальнейшего развития такое направление не получило
Фото: архив завода «Аремкуз»
Для работы в такси в середине 30-х годов была построена партия седанов на шасси ГАЗ-А, поскольку сам Горьковский автомобильный завод выпускал только фаэтоны, не слишком удобные для поездок в зимнее время. Увы, мощностей небольшого «Аремкуза» не хватило на более массовое производство седанов
Фото: журнал «СССР на стройке»
В 1936 году «Аремкуз» изготовил несколько открытых туристических автобусов на базе грузовика ЗИС-5. Автобусы получили изящные кузова, окрашенные в два цвета
Фото: архив завода «Аремкуз»
К концу 30-х годов в моду вошли кузова обтекаемых форм, поэтому помимо угловатых ЗИС-8 на «Аремкузе» делали и такие модные автобусы, как этот образца 1940 года
Фото: архив завода «Аремкуз»
Этот автобус марки «Аремкуз», а она тогда уже значилась на облицовке радиатора, может считаться одним из самых красивых довоенных автобусов в СССР. В этом с московским «Аремкузом» могли соревноваться только ленинградские автобусы АТУЛ
Фото: архив завода «Аремкуз»
Автобус – подарок «Аремкуза» к XVIII-му съезду ВКП(б), март 1939 года
Фото: архив завода «Аремкуз»
Автобусные и автомобильные кузова были не единственной продукцией «Аремкуза» в 30-е годы. Так, завод делал партии крытых автолавок
Фото: архив завода «Аремкуз»
Перед войной «Аремкуз» начал делать по заказам Наркомата обороны специальные кузова для армии, например, АЛ-2 на шасси ЗИС-5 – это передвижная химическая лаборатория. Было построено три экземпляра
Фото: РГВА
АО – автомобиль-операционная для армии на шасси трехосного ЗИС-6. Всего сделали пять экспериментальных экземпляров, хотя планировалось выпустить 150
Фото: РГВА
АР – автомобиль с рентгеновской установкой на шасси ЗИС-6. Завод «Аремкуз» сделал 101 кузов, а медицинское оборудование поставлял московский «Рентгензавод»
Фото: РГВА
С началом Великой Отечественной войны «Аремкуз» переключился на производство элементов боеприпасов, а также ремонт кабин грузовиков ЗИС-5 и выпуск грузовых платформ для ЗИС-5 и ГАЗ-АА. В 1943 году завод разработал и запустил в производство жесткий верх для армейского внедорожника Willys MB
Фото: архив завода «Аремкуз»
Во время войны «Аремкуз» выпускал для армии и передвижные автомастерские на шасси ГАЗ-АА
Фото: архив завода «Аремкуз»
Жесткую крышу на «Аремкузе» разработали и для внедорожника Dodge 3/4
Фото: архив завода «Аремкуз»
После войны «Аремкуз» вернулся к производству и ремонту автобусов ЗИС-8, которые выпускал еще в довоенное время. На фото один из таких автобусов после капитального ремонта
Фото: архив завода «Аремкуз»
Грузопассажирское такси на шасси ГАЗ-АА – еще одно оригинальное детище «Аремкуза», предназначенное для обслуживания жителей Москвы. Конструкция оказалась настолько удачной, что чертежи передали для производства в Ленинград, Киев, Тбилиси и другие города
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1947 году «Аремкуз» освоил санитарные кузова на шасси ГАЗ-АА
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1947 году «Аремкуз» представил АКЗ-1 – обтекаемый автобусный кузов на шасси ЗИС-8. Автобус выглядел красиво и солидно – двухцветная окраска, хромированные молдинги и колпаки колес
Фото: архив завода «Аремкуз»
Салон автобуса АКЗ-1. В 1948 году появился и АКЗ-2 – более вместительный вариант на шасси ЗИС-16
Фото: архив завода «Аремкуз»
Автобус-гибрид, собранный на «Аремкузе» из шасси ГАЗ-АА, укороченного старого кузова от ЗИС-16 и нового оперения от грузовика ЗИС-150. Не исключено, что двигатель также мог использоваться от ЗИС-150
Фото: архив завода «Аремкуз»
Процесс постройки АКЗ-1 и АКЗ-2 на «Аремкузе»
Фото: журнал «Строительство Москвы»
В послевоенные годы были разработаны кузова для санитарных машин на шасси лимузинов ЗИС-101, выпускавшихся с 1937 по 1941 год и к тому времени пришедших в негодность
Фото: архив завода «Аремкуз»
Схожий с каретой скорой помощи кузов на шасси ЗИС-101 предназначался для перевозки белья в прачечных
Фото: архив завода «Аремкуз»
В начале 50-х годов «Аремкуз» начал выпускать пожарные насосы и пожарные цистерны на шасси грузовиков ЗИС-150 и ЗИС-151, получившие обозначение АКЗ-11, АКЗ-12 и АКЗ-13. На снимке – АКЗ-11 на шасси ЗИС-150 во дворе завода
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1951 году была выпущена партия фургонов «Связь» на базе грузовика ГАЗ-51 для московского почтамта. Кузов такой формы с сильным наклоном ветрового стекла изначально предназначался для катафалка – «Аремкуз» тоже их выпускал – но затем использовался для пассажирского автобуса и фургонов различного назначения
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1952 году на «Аремкузе» построили ветеринарную лабораторию на шасси ЗИС-150. Выпуск такого специального транспорта одобрял и поддерживал маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный, который в послевоенные годы занимал должности заместителя наркома земледелия СССР по коневодству и инспектора кавалерии Советской армии. Маршал Буденный даже посещал завод «Аремкуз» для осмотра передвижной ветлаборатории
Фото: архив завода «Аремкуз»
Среди самых разных автобусов и фургонов выделяется автопоезд для перевозки мебели, построенный в 1954 году
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1951 году в производственной программе «Аремкуза» появились автотуалеты, выпускавшиеся ежегодно в количестве от 5 до 50 экземпляров. Конструкция оказалась настолько удачной, что в 1968 году «Аремкуз» сделал 15 автотуалетов в экспортном исполнении для отправки в Софию на Международный фестиваль молодежи
Фото: архив завода «Аремкуз»
Также завод делал передвижные столовые (на фото), строительные бытовки, вагончики для прорабов, передвижные лаборатории и т.д.
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1958 году на «Аремкузе» впервые в СССР была разработана конструкция панельных автобусов, вызвавшая значительный интерес в Министерстве автомобильной промышленности и исследовательских институтах. Сборно-панельный кузов собирался из 39 отдельных металлических секций, скрепленных болтами через резиновые прокладки. В том же году было построено четыре экземпляра на шасси ГАЗ-51, но серийным такой автобус так и не стал
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1959 году был построен и панельный автобус большей вместимости на шасси ЗИЛ-150, но и он остался экспериментальным образцом
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1962 году на «Аремкузе» спроектировали и построили небольшой автобус вагонной компоновки на шасси ГАЗ-51, также не ставший серийным
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 50-е и 60-е годы завод продолжал заниматься ремонтом городских пассажирских автобусов различных моделей, работавших на московских городских маршрутах. В дальнейшем это стало основной специализацией завода вплоть до закрытия в начале ХХI века
Фото: архив завода «Аремкуз»
Авторемонтный кузовной завод, он же «Аремкуз», ведет свою историю с 1920 года, когда на 5-й улице Ямского Поля был основан Гужепроизводственный завод МКХ (Московского коммунального хозяйства), занимавшийся изготовлением телег, саней, колес, мусорных ящиков и прочего инвентаря. В 1927 году завод переехал на Кожевническую улицу, чтобы начать выпуск автобусных кузовов, хотя первое время продолжал выпускать прежнюю продукцию. В тот период он еще назывался Автокузовные и обозные мастерские треста московских транспортных предприятий
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1927 году на будущем «Аремкузе» был построен первый автобус на трехосном шасси грузовика немецкой марки Bussing, внешне напоминавший британский Leyland – такие курсировали тогда по Москве. В следующем году в мастерских на Кожевнической улице построили уже 28 автобусных кузовов «типа Лейланд», а в 1930-м их число составляло полсотни
Фото: архив завода «Аремкуз»
Автобусные кузова тогда изготавливались по кустарной технологии – сначала собирали деревянный каркас, потом обшивали его листовым железом, окрашивали, стеклили и отделывали изнутри. Практически штучное производство и ручная работа. Принцип работы был бригадным – одна группа рабочих строила один автобус от начала и до конца
Фото: архив завода «Аремкуз»
Автобус «типа Лейланд» работы «Аремкуза» на шасси Я-6 – специального автобусного шасси с удлиненной колесной базой, которое выпускалось на Ярославском государственном автомобильном заводе
Фото: архив завода «Аремкуз»
Новые автобусы на шасси Я-6 во дворе на Кожевнической улице. Новое название Авторемонтный кузовной завод появилось в 1930 году, как и сокращенный звучный вариант «Аремкуз»
Фото: архив завода «Аремкуз»
«Аремкуз» делал автобусные кузова и на шасси московского производства – сначала АМО-2 и АМО-4, а затем и ЗИС-8. «Восьмой» появился в 1934 году и был разработан как автобус, который мог выпускаться не только на самом Заводе имени Сталина, но и на авторемонтных предприятиях по всей стране. На снимке – автобус ЗИС-8 производства завода «Армекуз»
Фото: архив завода «Аремкуз»
Автобус ЗИС-8 был рассчитан на 21 пассажира при общей вместимости 29 человек
Фото: архив завода «Аремкуз»
«Аремкуз» строил автобусы ЗИС-8 с 1934 по 1941 год и после войны, а также занимался их ремонтом. Легендарный «Фердинанд» из фильма «Место встречи изменить нельзя» изготовлен на «Аремкузе». На фото – автобус ЗИС-8 во дворе завода
Фото: архив завода «Аремкуз»
Шасси ЗИС-8 во дворе завода в ожидании установки автобусных кузовов
Фото: архив завода «Аремкуз»
Помимо городских автобусов, «Аремкуз» построил небольшую партию туристических, предназначенных как для курортов, так и для экскурсий по Москве в летнее время. На фото – автобус с кузовом типа фаэтон на шасси грузовика ГАЗ-АА
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1936 году «Аремкуз» изготовил пробную партию автомобилей с закрытыми кузовами на шасси грузовика ГАЗ-АА, но дальнейшего развития такое направление не получило
Фото: архив завода «Аремкуз»
Для работы в такси в середине 30-х годов была построена партия седанов на шасси ГАЗ-А, поскольку сам Горьковский автомобильный завод выпускал только фаэтоны, не слишком удобные для поездок в зимнее время. Увы, мощностей небольшого «Аремкуза» не хватило на более массовое производство седанов
Фото: журнал «СССР на стройке»
В 1936 году «Аремкуз» изготовил несколько открытых туристических автобусов на базе грузовика ЗИС-5. Автобусы получили изящные кузова, окрашенные в два цвета
Фото: архив завода «Аремкуз»
К концу 30-х годов в моду вошли кузова обтекаемых форм, поэтому помимо угловатых ЗИС-8 на «Аремкузе» делали и такие модные автобусы, как этот образца 1940 года
Фото: архив завода «Аремкуз»
Этот автобус марки «Аремкуз», а она тогда уже значилась на облицовке радиатора, может считаться одним из самых красивых довоенных автобусов в СССР. В этом с московским «Аремкузом» могли соревноваться только ленинградские автобусы АТУЛ
Фото: архив завода «Аремкуз»
Автобус – подарок «Аремкуза» к XVIII-му съезду ВКП(б), март 1939 года
Фото: архив завода «Аремкуз»
Автобусные и автомобильные кузова были не единственной продукцией «Аремкуза» в 30-е годы. Так, завод делал партии крытых автолавок
Фото: архив завода «Аремкуз»
Перед войной «Аремкуз» начал делать по заказам Наркомата обороны специальные кузова для армии, например, АЛ-2 на шасси ЗИС-5 – это передвижная химическая лаборатория. Было построено три экземпляра
Фото: РГВА
АО – автомобиль-операционная для армии на шасси трехосного ЗИС-6. Всего сделали пять экспериментальных экземпляров, хотя планировалось выпустить 150
Фото: РГВА
АР – автомобиль с рентгеновской установкой на шасси ЗИС-6. Завод «Аремкуз» сделал 101 кузов, а медицинское оборудование поставлял московский «Рентгензавод»
Фото: РГВА
С началом Великой Отечественной войны «Аремкуз» переключился на производство элементов боеприпасов, а также ремонт кабин грузовиков ЗИС-5 и выпуск грузовых платформ для ЗИС-5 и ГАЗ-АА. В 1943 году завод разработал и запустил в производство жесткий верх для армейского внедорожника Willys MB
Фото: архив завода «Аремкуз»
Во время войны «Аремкуз» выпускал для армии и передвижные автомастерские на шасси ГАЗ-АА
Фото: архив завода «Аремкуз»
Жесткую крышу на «Аремкузе» разработали и для внедорожника Dodge 3/4
Фото: архив завода «Аремкуз»
После войны «Аремкуз» вернулся к производству и ремонту автобусов ЗИС-8, которые выпускал еще в довоенное время. На фото один из таких автобусов после капитального ремонта
Фото: архив завода «Аремкуз»
Грузопассажирское такси на шасси ГАЗ-АА – еще одно оригинальное детище «Аремкуза», предназначенное для обслуживания жителей Москвы. Конструкция оказалась настолько удачной, что чертежи передали для производства в Ленинград, Киев, Тбилиси и другие города
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1947 году «Аремкуз» освоил санитарные кузова на шасси ГАЗ-АА
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1947 году «Аремкуз» представил АКЗ-1 – обтекаемый автобусный кузов на шасси ЗИС-8. Автобус выглядел красиво и солидно – двухцветная окраска, хромированные молдинги и колпаки колес
Фото: архив завода «Аремкуз»
Салон автобуса АКЗ-1. В 1948 году появился и АКЗ-2 – более вместительный вариант на шасси ЗИС-16
Фото: архив завода «Аремкуз»
Автобус-гибрид, собранный на «Аремкузе» из шасси ГАЗ-АА, укороченного старого кузова от ЗИС-16 и нового оперения от грузовика ЗИС-150. Не исключено, что двигатель также мог использоваться от ЗИС-150
Фото: архив завода «Аремкуз»
Процесс постройки АКЗ-1 и АКЗ-2 на «Аремкузе»
Фото: журнал «Строительство Москвы»
В послевоенные годы были разработаны кузова для санитарных машин на шасси лимузинов ЗИС-101, выпускавшихся с 1937 по 1941 год и к тому времени пришедших в негодность
Фото: архив завода «Аремкуз»
Схожий с каретой скорой помощи кузов на шасси ЗИС-101 предназначался для перевозки белья в прачечных
Фото: архив завода «Аремкуз»
В начале 50-х годов «Аремкуз» начал выпускать пожарные насосы и пожарные цистерны на шасси грузовиков ЗИС-150 и ЗИС-151, получившие обозначение АКЗ-11, АКЗ-12 и АКЗ-13. На снимке – АКЗ-11 на шасси ЗИС-150 во дворе завода
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1951 году была выпущена партия фургонов «Связь» на базе грузовика ГАЗ-51 для московского почтамта. Кузов такой формы с сильным наклоном ветрового стекла изначально предназначался для катафалка – «Аремкуз» тоже их выпускал – но затем использовался для пассажирского автобуса и фургонов различного назначения
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1952 году на «Аремкузе» построили ветеринарную лабораторию на шасси ЗИС-150. Выпуск такого специального транспорта одобрял и поддерживал маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный, который в послевоенные годы занимал должности заместителя наркома земледелия СССР по коневодству и инспектора кавалерии Советской армии. Маршал Буденный даже посещал завод «Аремкуз» для осмотра передвижной ветлаборатории
Фото: архив завода «Аремкуз»
Среди самых разных автобусов и фургонов выделяется автопоезд для перевозки мебели, построенный в 1954 году
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1951 году в производственной программе «Аремкуза» появились автотуалеты, выпускавшиеся ежегодно в количестве от 5 до 50 экземпляров. Конструкция оказалась настолько удачной, что в 1968 году «Аремкуз» сделал 15 автотуалетов в экспортном исполнении для отправки в Софию на Международный фестиваль молодежи
Фото: архив завода «Аремкуз»
Также завод делал передвижные столовые (на фото), строительные бытовки, вагончики для прорабов, передвижные лаборатории и т.д.
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1958 году на «Аремкузе» впервые в СССР была разработана конструкция панельных автобусов, вызвавшая значительный интерес в Министерстве автомобильной промышленности и исследовательских институтах. Сборно-панельный кузов собирался из 39 отдельных металлических секций, скрепленных болтами через резиновые прокладки. В том же году было построено четыре экземпляра на шасси ГАЗ-51, но серийным такой автобус так и не стал
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1959 году был построен и панельный автобус большей вместимости на шасси ЗИЛ-150, но и он остался экспериментальным образцом
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 1962 году на «Аремкузе» спроектировали и построили небольшой автобус вагонной компоновки на шасси ГАЗ-51, также не ставший серийным
Фото: архив завода «Аремкуз»
В 50-е и 60-е годы завод продолжал заниматься ремонтом городских пассажирских автобусов различных моделей, работавших на московских городских маршрутах. В дальнейшем это стало основной специализацией завода вплоть до закрытия в начале ХХI века
Фото: архив завода «Аремкуз»